InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

ПРОСТЫЕ “ЗЕРКАЛКИ” ПРИКАЗАЛИ ДОЛГО ЖИТЬ

Денис Зуев

Журнал Петребитель (Фототехника & Видеокамеры) № 11' 1999

herta1p.gif (61 bytes)

           После выхода предыдущего номера нашего журнала в мире зеркальной фототехники произошло очень много интересных и знаменательных событий. Некоторые из них были приурочены к крупнейшей европейской фототехнической выставке Photokina'98, прошедшей в сентябре. Масштабность этих событий сложно переоценить. Остановимся на некоторых из них.

           За это время фирма Canon представила три новые камеры - Canon EOS 3, EOS 300, EOS 3000 и пять новых профессиональных L объективов с оптической стабилизацией (IS), Minolta представила две камеры Minolta Dynax 9 и Dynax 404Si, Nikon представил также две камеры Nikon F100 и F60 и несколько объективов, в том числе три профессиональных зум-объектива с бесшумным волновым мотором (Silent Wave Motor), AF-S Zoom-Nikkor 17-35мм f/2.8D IF-ED представлен совсем недавно, в конце июня 1999 года. Фирма Pentax представила лишь несколько объективов, но она совсем недавно практически полностью обновила линейку своих зеркальных 35 мм камер.

           В мире среднего формата также произошли не менее значимые события. Во-первых, фирма Куосега, которой принадлежит легендарная марка Contax, знаменитая своими 35 мм камера, выпустила среднеформатную автофокусную камеру Contax 645. Для этой камеры не менее легендарная фирма Carl Zeiss выпустила 6 объективов (на текущий момент) с фокусным расстоянием от 35 мм (Distagon Т* 3,5/35mm) до 210 мм (Sonnar Т* 4/210 мм), объективы используют самые современные механизмы автофокусировки (мотор фокусировки расположен в объективе). Камера имеет полный набор автоматических режимов, к ней предлагается достаточно полная линейка аксессуаров, включающая призматический и шахтный видоискатель, несколько сменных фокусировочных экранов, сменные магазины для разных типов пленок, система для макросъемки и т.п. На днях появилась информация о выпуске (“третьими” фирмами) переходника, с помощью которого на Contax 645 можно будет устанавливать объективы, выпущенные для Hasselblad (естественно, без сохранения автоматики и автофокусировки).

           Чуть позже к фирмам Pentax и Kyocera/Contax присоединилась Mamiya, она также выпустила автофокусную среднеформатную камеру. В июле 1998 Hasselblad выпустил гибридную камеру для 35 мм пленки - Hasselblad XPan, эта камера позволяет получать как стандартный размер кадра 36х24, так и панорамный 65х24. В Японии эта камера продается под маркой Fuji. Также Hasselblad серьезно обновил свою линейку среднеформатной оптики. И все эти события произошли меньше чем за год.

           Столь богатый событиями год позволяет прояснить целый ряд общих тенденций, о которых мы и попробуем рассказать в этой статье в основном применительно к ситуации на рынке 35 мм зеркальной фототехники.

          Тремя основными на этом рынке фирмами был представлен ряд камер из двух сильно отличающихся групп. С одной стороны, это профессиональные камеры - Minolta Dynax 9, Canon EOS 3 и Nikon F100, с другой - недорогие любительские - Canon EOS 300 и EOS 3000, Minolta Dynax 404si и Nikon F60. Некоторые тенденции на этих рынках были видны и до выпуска этих камер, однако лишь после их выхода ситуация окончательно прояснилась. Некоторые вопросы остались лишь в среднем классе камер, которые ныне занимают Canon EOS 50(e), Minolta 600si и Nikon F70, выпускаемые уже несколько лет. Если вы посмотрите предыдущие номера нашего журнала, то увидите, что мы очень условно делили все камеры на 5 основных групп:

1. “Зеркальные P&S”
2. “Начальный уровень”
3. Средний класс
4. Полупрофессиональные камеры
5а. Профессиональные камеры
5b. Топ-камеры

          Теперь же можно говорить о четырех группах, наиболее спорный класс зеркальной фототехники - класс “зеркальных P&S”, предполагающий только автоматическую съемку, ныне отсутствует (камера Minolta 300si еще присутствует в текущей линейке Minolta, однако ее вряд ли ждет “блестящее будущее”). Первые подозрения, что фирмы откажутся от выпуска подобных камер, возникли после выпуска фирмой Pentax камеры Pentax MZ-50. Эта недорогая камера, предлагавшаяся по цене примерно равной Canon EOS 5000 и Minolta Dynax 300si, принципиально отличалась от них наличием ручного режима и достаточно полной информацией в видоискателе. Выпуск Canon EOS 3000 и Minolta Dynax 404si окончательно прояснил ситуацию и расставил точки над “i”, теперь даже самые младшие модели в линейке - камеры с полным набором всех необходимых возможностей, которые отличаются от своих старших собратьев лишь меньшей функциональной насыщенностью.

          Благодаря этому можно говорить об общем повышении уровня зеркальной техники, теперь вы можете приобрести полноценную камеру за существенно меньшую сумму. Среди камер “начального уровня” также произошли довольно серьезные изменения, его теперь условно можно разделить на две полгруппы, первая - это наиболее простые камеры, такие как EOS 3000 и Pentax MZ-50. Вторая пол-группа - это камеры, возможности которых практически не отличаются от возможностей камер среднего класса. Первыми подобными камерами были Minolta 505si и Minolta 505si Super, их функциональные возможности вплотную приблизились к камере Minolta 600si Classic, при намного более компактном корпусе и менее убедительном конструктиве. Выпуск Canon EOS 300 подтвердил эту тенденцию, эта камера имеет такие функциональные возможности (7-точечный автофокус, 35-зонная экспонометрическая систем, кнопка проверки глубины резкости), каких еще совсем недавно не было у почти профессиональных камер. Однако, несмотря на это, с учетом ее органов и концепции управления, размера, конструктивных особенностей, это любительская камера.

          В наиболее неоднозначном (подходы фирм-производителей отличаются здесь очень сильно) среднем классе и классе полупрофессиональных камер ситуация осталась без изменений, никаких новинок представлено не было. В связи с происходящей сменой поколений камер некоторые камеры начального уровня функционально не уступают камерам среднего класса, а по некоторым параметрам даже превосходят их. Основные отличия между камерами этих классов сейчас проходят в области управления и конструктива. С учетом нынешней ситуации наша классификация теперь будет выглядеть следующим образом:

1а. “Начальный уровень” - простые камеры 1b. “Начальный уровень” - функционально насыщенные камеры
2. Средний класс
3. Полупрофессиональные камеры
4а. Профессиональные камеры
4b. Профессиональные топ-камеры

          Наиболее интересные события произошли на рынке профессиональных камер. Minolta Dynax 9 -это старшая камера в линейке Minolta, она сделана на базе камеры Minolta Dynax 9xi, из особенностей хотелось бы отметить, что она содержит встроенную вспышку (впервые у камер такого класса). Nikon позиционируют свою новую камеру Nikon F100 как облегченный вариант Nikon F5, касательно Canon -очевидно, что его новая топовая камера - дело будущего (правда, не обязательно ближайшего), и соответственно EOS 3 будет занимать примерно то же место в линейке, что сейчас занимает F100 у Nikon.

           Особую остроту моменту придает то, что два ведущих игрока на рынке камер этого класса для профессионалов - Canon и Nikon - выпустили камеры очень близкого класса, которые продаются по очень близким ценам. Несмотря на явную близость, эти камеры отличаются довольно сильно. Можно говорить о том, что они в очередной раз продемонстрировали особенность подхода двух этих к фирм к разработке камер.

          На наш взгляд, при выпуске F100 Nikon попробовал найти оптимальное соотношение между новизной и преемственностью, и ему это, безусловно, удалось. Canon же выпуском EOS 3 попытался прощупать возможные направления развития профессиональной фототехники (подобное было сделано и при выпуске камер EOS 1 os/eos 5, в которых впервые у Canon появились многоточечный автофокус и управление точкой фокусировки глазом). Про длинную историю выпуска Canon EOS 3 вы можете прочесть в обзоре зеркальных камер Canon. Вокруг выпуска F100 ничего столь протяженного во времени и загадочного не происходило, очевидно, что ее выпуск -ответ фирмы Nikon на появление на рынке EOS 3.

           До этого момента линейки Nikon и Canon отличались довольно сильно, и корректное сравнение корпусов было фактически невозможно. EOS 5 было не совсем корректно сравнивать ни с F90/F90X, ни с F70, а EOS 1N - с F5/F90X/F4. Нынешняя ситуация во многом отличается от той, что была в течение многих лет (с 1987/1988/1989 года по осень 1998 года). Этапными точками были выпуск системы EOS в 1987 голу, выпуск F4 в 1988, EOS 1 в 1989, EOS 1N в 1994, F5 в 1996 и EOS 3/F100 в 1998. Из-за почти одновременного выпуска двух камер, конечно же, возникает вопрос, какая камера лучше. Ответа на этот вопрос не существует. Поклонники Nikon в любом случае будут считать, что лучше Nikon, поклонники Canon - Canon, остальным предоставляется ответить на этот вопрос самостоятельно... Даже если какая-то из этих камер лучше, то ненамного, да и оценка отдельной камеры - тупиковая идея, интересна оценка всей системы и перспектив ее развития, а точнее, насколько хорошее решение предлагает фирма именно для вас.

           Еще мы бы хотели посоветовать читателям не становиться на путь прямого сравнения камер по спецификациям/Интернету/каталогам, ни до чего хорошего он не доведет. К примеру, в момент представления (короткий пресс-релиз) EOS 3 автор этой статьи имел об ней одно представление, после того как увидел подробные картинки в Интернете - другое, после того как подержал в руках первый раз -третье и т.д., очередная коррекция мнения произошла в ходе подготовки статьи для этого номера журнала (почти через год после представления) и, судя по всему, текущее мнение далеко не окончательное, все время открываются новые стороны. Также учтите, что по текстам невозможно понять, как камера лежит в ваших руках, насколько удобно ей управлять, да и просто понять - нравится она вам или не нравится и т.д.

           На наш взгляд, в истории с представлением всех этих новинок наиболее интересны несколько моментов. Мы начнем с рассмотрения вопроса -что разные потребители получают от этой гонки производителей. Начнем с потребителей старших групп 35 мм фототехники. Они, в свою очередь, делятся на две основные группы. Первая - это люди, которые имеют возможность покупать самые современные и дорогие вещи. Эта группа состоит из профессионалов, имеющих серьезные бюджеты съемок, необходимость в самых современных функциях и желание менять свой инструмент, и любителей, имеющих интерес к подобной аппаратуре и возможности для их покупки. В данном контексте профессионалы - люди, которые зарабатывают фотографией и которым нужно окупать аппаратуру, любители - люди, которым не надо ее окупать, не более. Для профессионалов использовать все новинки технологий - вопрос необходимости, более быстрый автофокус, более точный замер и т. п. позволяет им с меньшими усилиями достигать нужных результатов. Причем речь не идет о том, что что-то нельзя снять F90x, а можно снять F100, речь идет просто об удобстве и простоте получения результатов в условиях жесткой конкуренции, когда даже незначительные преимущества могут быть очень и очень полезны. Подобные камеры в первую очередь разрабатываются именно для профессионалов.

           Вторая группа потребителей - это люди, учитывающие соотношение цена/качество, для таких выпуск новой техники также открывает новые возможности. Во-первых, это связано с ценовой политикой фирм-производителей. Новинки всегда дороже, то есть любая профессиональная (да и не только, просто срок жизни профессиональных камер больше) камера за время своей жизни дешевеет, первый раз скачок бывает примерно через год-два после выпуска, второй - перед снятием с производства (перед тем как будет выпущена новая модель). Первая и последняя цена на одну и ту же камеру может отличаться на 20-25 процентов, иногда больше, и в данном случае это как минимум несколько сот долларов. Причем речь идет о цене на выпускаемые камеры, после прекращения выпуска многие камеры доступны в продаже несколько лет и иены на них падают еще. С учетом этого для людей, которые не гонятся за новинками, сейчас неплохой вариант - купить, например, F90x или EOS 5 или даже заметно подешевевший EOS 1N.

           Также для таких людей представляет большой интерес рынок фототехники, бывшей в употреблении, к сожалению, в нашей стране этот рынок не очень развит. Это связано с тем, что серьезная фирменная техника в ощутимом количестве появилась у нас лишь несколько лет назад, и он просто не успел сформироваться, однако и на нем можно найти интересные варианты. В странах с устоявшейся структурой рынка фототехники покупка бывших в употреблении камер рассматриваемого класса очень часто является оптимальным решением. Эти камеры имеют очень большой ресурс, и очень часто первые владельцы его не вырабатывают, например, если камера была второй у профессионала или использовалась любителем. Также большинство фотомагазинов в таких странах торгуют как новой, так и б/у техникой и даже предоставляют гарантию на б/у. Соответственно, после покупки новых моделей предыдущие сдаются в “комиссионки”, и рынок делает еще один цикл развития.

          Результат смены поколений камер начального уровня намного проще, за те же деньги любитель теперь сможет купить камеру с большим количеством возможностей, более быстрым автофокусом и т.п. К тому же производители все более быстрой заменой камер этого класса подталкивают к покупке новых моделей, но, на наш взгляд, смена камеры на камеру такого же класса, но выпушенную на несколько лет позже, обычно не оправданна. Также можно говорить о том, что теперь иена самых недорогих, но полнофункциональных зеркальных камер, таких, как Canon EOS 3000, Pentax MZ-50, уменьшилась и совсем вплотную приблизилась к старшим P&S-камерам, речь идет о цене примерно в $350-$400.

           Наиболее интересный вопрос, возникающий после выхода всех этих камер, как любительских так и профессиональных - а что же будет дальше, какие камеры будут предлагаться через несколько лет. На настоящий момент можно говорить о том, что концепция электронной камеры с автофокусировкой во многом сформирована, все рассматриваемые фирмы используют достаточно близкие решения, отличил лишь в нюансах (основной из них - сколько новаций должны содержать новые камеры). Хотя, безусловно, возможности для развития подобных камер остаются. Давать подобные прогнозы - неблагодарное дело, но на нескольких основных направлениях развития мы остановимся. Прежде всего это увеличение скорости, чувствительности автофокусировки, а также расширение возможностей многоточечной автофокусировки, очевидно, что до предела тут еще очень далеко. Сюда же наверняка будут примыкать попытка разработать более удобные органы управления (прежде всего по выбору точки фокусировки), прорывы в других областях, на наш взгляд, мало реальны (быть может, кроме режимов управления вспышкой и самих вспышек).

          Второе направление, которое скорее всего будет развиваться - это большая интеграция камер с компьютером для настройки, пока только Nikon уделяет этому направлению развития серьезное внимание. Если говорить о дальних перспективах, то очевидно, что большие усилия будут направлены на объединение обычной и цифровой фотографии, рано или поздно должны появиться универсальные камеры.

           У подобного прогресса фототехники есть и обратная, не менее привлекательная сторона - здоровый консерватизм. К примеру, легендарной фирмой Leica по-прежнему выпускаются простые, очень надежные, имеющие огромный ресурс, с прекрасной бескомпромиссной оптикой камеры, в которых совсем не используются многочисленные новации, описанные в этой статье. И такие камеры имеют поклонников, которые готовы платить за эти камеры и оптику для них большие деньги. Ширма Nikon также по-прежнему выпускает классическую механическую камеру Nikon FM2, эта камера не имеет никакой автоматики, только затвор (с минимальной выдержкой 1/4000, и выдержкой синхронизации 1/250), при этом многие поклонники Nikon считают именно FM2 “камерой всех времен и народов”. И часто можно видеть, как у фотографа, использующего Nikon F5 или другую подобную автофокусную камеру с профессиональным объективом, висит на шее неприметная FM2 с объективом на 50 мм, причем висит не как украшение, а как проверенный временем рабочий инструмент, который не подведет в сложную минуту. Это прекрасная иллюстрация единства и борьбы противоположностей на примере современного состояния фототехники.

           Также мы хотели бы остановиться на том, чем сейчас различаются камеры разных классов. Как мы писали выше, некоторые камеры начального класса, такие, как Canon EOS 300, имеют возможности, которых еще несколько лет назад не имели профессиональные камеры. Однако, несмотря на это, место этих камер в линейке не изменилось.

           Сейчас основные отличия проходят в области конструкции камеры, под конструкцией имеются в виду несколько основных моментов, какие материалы используются, какой ресурс работы имеет камера и на какие условия эксплуатации рассчитана. Такие камеры не предполагают многолетнее использование в разных сложных условиях. Еще 5-10 лет назад отличия в конструкции камер разных классов были не столь значительны. Если вы сравните EOS 1000, EOS 100/600 и EOS 1 и EOS 300, EOS 50 и EOS 3, то в первом случае отличия в конструкции будут намного меньше, если EOS 3 и EOS 1 в своей конструкции имеют очень много общего, то EOS 300 и EOS 1000 отличаются очень сильно. Такая ситуация во многом связана с тем, что в последнее время при проектировании камер начального уровня стали использовать принципиально новые композитные материалы, ранее недоступные.

           Вторая группа отличий связана с управлением разных типов камер, камеры начального уровня предполагают неспешное управление, при их разработке задача возможности быстрого оперативного управления просто не ставится.

          Предполагается также, что камеры разных классов одной фирмы отличаются такими вещами, как скорость автофокусировки (которая не попадает в спецификации), классом используемого мотора (влияющего на скорость серийной съемки), диапазоном используемых выдержек, меньшей гибкостью ручного вмешательства в настройки. С учетом этого в настоящий момент выбор между разными классами камер упрощается, вам нужно решить, какой диапазон выдержек вам нужен, насколько критична для вас скорость автофокусировки и скорость серийной съемки, в каких условиях и сколько вы предполагаете снимать, наконец, какая камера лучше лежит в ваших руках и просто больше нравится.

           С точки зрения функциональности, в данный момент даже самые простые камеры обеспечивают все необходимое и даже больше. При выборе камеры мы могли бы посоветовать вам один простой прием - начинайте снизу, если вас чем то не устраивает младшая модель в линейке, переходите к следующей модели и т.д.

          И не забывайте о том, что вы выбираете не камеру, а систему, которая включает объективы, вспышки и другие аксессуары, которые не менее, а иногда и более сильно влияют на результаты съемки, и часто на них ухолит существенно большая часть стоимости набора фототехники.

          В заключение мы хотели бы остановиться на некоторых особенностях текущих линеек камер, оптики и аксессуаров основных фирм (фирмы, как всегда, даны по алфавиту).

CANON

          Текущая линейка зеркальных камер EOS от Canon выглядит следующим образом (по мере увеличения сложности, приведены названия европейского ряда моделей, американские и японские названия отличаются): EOS 3000, EOS 300, EOS 50/50E, EOS 5, EOS 3, EOS 1N/1N RS. Также по-прежнему доступны EOS 5000, EOS 500N.

          Именно фирма Canon во многом стояла у истоков разработки и реализации современной концепции зеркальной камеры. Она первой стала активно использовать в свой системе EOS ряд решений, которые ныне стали стандартными. Прежде всего речь идет о размещении мотора для фокусировки внутри объектива. Вторая по значимости новация - использование многоточечного автофокуса. Также в настоящее время Canon использует несколько эксклюзивных технических решении, таких, как управление точкой фокусировки глазом (eye-control) и объективы с оптической стабилизацией (IS-объективы). В настоящий момент фирма Canon - мировой лидер продаж фототехники, в том числе и зеркальной.

MINOLTA

          Линейка автофокусных камер Minolta в Европе называется Dynax, в Америке Maxxum. Европейская линейка состоит из следующих моделей - Dynax 404si, Dynax 505si, Dynax 505si Super, Dynax 600si Classic, Dynax 800si, Dynax 9. По-прежнему доступны модели предыдущего поколения Dynax 300si, Dynax 500si, Dynax 500si Super, Dynax 700si, Dynax 9xi. Выпускаются модели без AF - это X-370s и Х-700 (с другим байонетом).

           Также фирма Minolta - один из мировых лидеров в производстве устройств замера (spot-, color-, flash-meter'ов). Minolta первой выпустила систему камер с AF, это произошло в 1986 году (до этого были только отдельные камеры с AF). Все автофокусные камеры Minolta относительно недавно на рынке. В настоящий момент фирмой предлагается обширная и отлично сбалансированная линейка камер и аксессуаров, любой фотограф (от новичка до профессионала) может подобрать камеру по своему вкусу.

NIKON

          Текущая европейская линейка камер с AF выглядит следующим образом - F60, F70 (N70), F90X, F100, F5. Доступна F50. Выпускается также четыре камеры без AF Nikon - FE10, FM10, FM2n, F3. FE10/FM10 - недорогие камеры, которые по многим признакам производит не Nikon, a Cosina (сама фирма Nikon по этому поводу никаких комментариев не дает). FM2 - отличная чисто механическая камера, не имеющая аналогов у других фирм (к примеру, имеет выдержку 1/4000). F3 выпускается с 1980 гола и считается очень удобной камерой для студийных съемок, при которых AF не нужен.

           Фирма Nikon предлагает наиболее разнообразную линейку. Однако акценты явно расставлены на старшие модели автофокусных камер, так, предлагаются 3 профессиональные автофокусные камеры (и какие!) с различными аксессуарами и оптикой (за последнее время были выпущены три профессиональных зум-объектива с бесшумным волновым мотором). Серьезные успехи на рынке профессиональной техники фирма пытается расширить, так, выпуск камеры F60 - очень удачный шаг по завоеванию симпатий любителей.

           Фирма Nikon ни разу не меняла механику своего байонета, благодаря этому доступно огромное количество разнообразных объективов и аксессуаров, например, для макросъемки, часто не имеющих аналогов у других фирм. Также фирмой выпускается камера для подводных съемок, объективы для увеличителей и крупноформатных камер.

PENTAX (Asahi Optical Co., Ltd)

           Модели с AF - Pentax MZ-50, MZ-10, MZ-5n, MZ-3, Z1-P. В серии MZ предлагается модель без автофокуса MZ-M. Также по-прежнему доступна первая камера серии MZ - Pentax MZ-5.

          Фирма Pentax выпускает также среднеформатные камеры, в том числе и первую в мире автофокусную зеркальную среднеформатную камеру Pentax 645N. фирмой предлагается очень сбалансированная линейка камер и оптики, имеется все необходимое.

           Серия MZ - это камеры, использующие близкий конструктив, но заметно различающиеся по своим функциональным возможностям, что облегчает выбор. Если новых камер Pentax не выпускал примерно 1,5 года (к началу 1998 года новая линейка MZ-камер была сформирована), то активный выпуск очень качественной оптики продолжается. В том числе ограниченным тиражом предлагается серия специальных мелкотиражных объективов, открытая “плоским” объективом 43 мм f/1,9.

           На данный момент фирма не предлагает профессиональную 35 мм камеру, однако в отличие от всех других фирм предлагаются профессиональные среднеформатные камеры. Фирма придерживается немного консервативного подхода. Также ни разу не меняла механику байонета, механически совместимые варианты байонета К использует некоторые другие фирмы, такие как Ricoh. Но если все “третьи” производители оптики поддерживают на близком уровне байонеты Canon, Minolta, Nikon, то байонет

          Pentax является менее поддерживаемым.

          Когда вы будете решать, на камере какой фирмы остановиться, не пытайтесь ответить на вопрос, “какая фирма лучше”, ответа на этот вопрос не существует. Вы должны решить, какая из этих фирм предлагает лучшее для вас решение. И не забывайте о перспективах, посмотрите на цену и ассортимент того, что вам может захотеться в будущем, причем с некоторым запасом, аппетит, как известно, приходит во время еды. И последнее, все эти фирмы предлагают очень хорошие варианты, так что при любом выборе вы не ошибетесь.

 

У 1999 Денис ЗУЕВ

Практически любую из вышеописанных моделей камер
вы можете приобрести в магазине Новый Колизей.

.


ProPhoto

Библиотека

.



У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии    
Тел.: (095) 924-7816
E-mail: app@aha.ru