InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

herta1p.gif (61 bytes)

Средний формат: больше = лучше ?

В. Самарин, А. Шеклеин

журнал Фотомагазин № 1 1997г.

herta1p.gif (61 bytes)

К началу статьи

Форматы: 6х4.5 6х6 6х7.

Камеры: Mamiya 645 Pro      Mamiya 6MF     Mamiya RB67 Professional SD      Mamiya RZ67 Pro II     Mamiya 7       Pentax 645     Pentax 67      Zenza Bronica ETR Si      Zenza Bronica SQ-Ai     Zenza Bronica SQ-B     Zenza Bronica GS-1     Rolleiflex 6008 SRC 1000/integral      Rolleiflex 6003 SRC 1000 / Professional     Hasselblad501C       Hasselblad 503CXI     Hasselblad 553ELX     Hasselblad 903SWC      Hasselblad 201 F     Hasselblad 203EF     Hasselblad 205FCC      Аксессуары к системе Hasselblad      Киев 88 TTL     Киев 60 TTL

herta1p.gif (61 bytes)

По сравнению с 35-мм камерами у этих камер больше размеры и вес. В большинстве случаев они намного дороже. Стоимость применяемых с ними фотоматериалов и их обработки также заметно выше. У них ниже скорость съемки в частности и степень автоматизации вообще. Однако профессионалы всего мира исправно покупают их. Дело в том, что у этих камер есть одно преимущество, перевешивающее все недостатки сразу: намного более высокое качество фотографий.

          Как вы уже, наверное, догадались, речь идет о среднеформатных камерах. Так называются камеры, в которых используется неперфорированная пленка типов 120 (с бумажным ракордом, позволяющим заряжать камеру на свету) и 220 (вдвое длиннее, но без бумажного ракорда). Ширина этих пленок 6 см против 35 мм у обычной пленки. Именно из этого и следует основное преимущество среднего формата: большие по площади негативы и слайды требуют значительно меньшего увеличения для получения изображения нужного размера, а, значит, результат получается более резким и менее зернистым.

          На самом деле в рамках термина “средний формат” объединено несколько различных форматов, причем целый ряд камер позволяет получать изображения двух-трех и более форматов. Стандартный ряд средних форматов выглядит следующим образом: 6х4,5 см, 6х6 см, 6х7 см, 6х8 см и 6х9 см. Существуют и панорамные варианты 6х12 и 6х17 см. Более того, на некоторых камерах можно использовать листовую пленку, мгновенные комплекты Polaroid и даже узкую 35-мм пленку, на которой можно делать как обычные кадры 24х36 мм, так и панорамные.

          Помимо качества изображения средний формат дает и другие преимущества. Одно из основных - применяемая в большинстве камер система сменных кассет-магазинов (в просторечье - задников) для пленки, позволяющая фотографу менять пленку, не дожидаясь, пока она кончится, и не теряя кадров, и переходить с одного формата на другой. Например, к камере Mamiya RB67 Pro-SD выпускаются сменные кассеты для форматов 6х4,5, 6х6, 6х7 и 6х8 для пленок 120, 220, 70 мм, а также 7х7 см для пленок Polaroid. К некоторым камерам выпускаются и цифровые адаптеры.

          В ряде среднеформатных камер установлены фокальные затворы, подобные затворам узкопленочных зеркалок. У таких камер выдержка синхронизации ограничена 1/90 с (в лучшем случае), что значительно затрудняет дневную фотосъемку со вспышкой в качестве источника подсветки. Минимальная выдержка, отрабатываемая такими затворами, достигает 1/2000 с (при том, что добрый десяток 35-мм камер дает 1/8000 с, а рекордсмен - Minolta 9xi - 1/12000 с; другое дело, насколько часто вам потребуются такие короткие выдержки). Часть камер вообще не оборудуются затворами, но к ним выпускаются объективы со встроенными центральными затворами. Они также не лишены недостатков, в частности, минимальная выдержка обычно 1/500 с, но зато вы можете снимать со вспышкой во всем диапазоне выдержек.

          Общей чертой большинства камер среднего формата является более низкая автоматизация и моторизация, чем у 35-мм зеркалок, что вполне понятно, учитывая большие площади и вес частей и узлов, подлежащих перемещению. Такие камеры, как правило, требуют неспешной, основательной работы, зачастую с ручным экспонометром. Широкопленочные камеры входят обычно в группу профессиональных, то есть рассчитаны на особенно высокие требования к изображению. Этому способствуют и два других обстоятельства, которые с точки зрения обычного любителя можно отнести и к недостаткам. Во-первых, высокая стоимость и самой техники, и светочувствительных материалов, во-вторых, значительно больший вес и размеры как камеры, так и сменной оптики (причем основная масса объективов - с постоянным фокусным расстоянием, в лучшем случае к камерам выпускается 1-2 зума). Стандартный комплект репортера получается не только в 2-3 раза дороже аналогичного по возможностям и более оперативного первоклассного малоформатного аппарата, но и весит раза в 3-4 больше.

          Основную группу среднеформатных камер составляют однообъективные зеркальные камеры (SLR). К ним же выпускаются самые большие линейки объективов и разного рода аксессуаров. Однако в отличие от узкопленочных камер среднеформатные менее удобны в обращении по причине громоздкости и большего веса. Среднеформатные зеркалки производятся в двух базовых вариантах. Первый похож на привычные узкопленочные SLR-камеры, второй получил название модульного: на кубик-камеру с разных сторон крепятся различные принадлежности: спереди - объектив, сзади - кассета, сверху - видоискатель (шахтный или призменный), сбоку - рукоятка, мотор... Правда, цена таких камер даже без оптики редко опускается ниже 2000 долларов.

 

Реальные размеры кадров

Формат

Размер

Формат

Размер

35 мм

24х36 мм

6х7

56х69,5 мм

35 мм/панорама

13х36 мм

6х8

56х76 мм

6х4,5

56х42 мм

6х9

56х84 мм

6х6

56х56 мм

6х12

56х112 мм

6х17

56х168 мм

          Среднеформатные двухобъективные зеркальные (TLR) камеры (типа доброго старого Любителя) фактически представляют собой два устройства, смонтированных одно над другим: собственно фотокамеру с пленкой снизу и блок визирования и фокусировки с отдельным объективом сверху. Два объектива механически сопряжены, и при фокусировке объектива видоискателя одновременно наводится на резкость съемочный объектив. У таких камер отсутствуют вибрация и временное исчезновение картинки в видоискателе из-за движения зеркала, однако присутствует параллакс. В прошлом такие камеры были очень популярны, сейчас же они утратили свои позиции по причине ограниченных возможностей (в основном - узкого выбора оптики, от слабых широкоугольников до слабых телевиков). В мире сейчас выпускается лишь одна такая камера, Rolleiflex 2.8GX.

          Растет популярность среднеформатных дальномерных камер. Они в целом легче и компактнее зеркальных, тише работают, легче фокусируются при недостатке освещения. Камеры этого типа выпускаются фирмами Fuji и Mamiya.

          Помимо перечисленных в мире существуют панорамные камеры (в т.ч. Горизонт, Horseman, Fuji и др.) формата 6х12 и 6х17 и студийные камеры с мехом формата 6х9 (Linhof и др.).

          В 1996 году появилась первая автофокусная (!) дальномерка Fuji GA645 Professional (формат 6х4,5) с несменным объективом 60мм. Она же стала первой среднеформатной камерой со встроенной вспышкой и вообще, похоже, открыла новую категорию среднеформатных "мыльниц" (с отличным, надо признать качеством картинок.) На кельнской выставке Photokina'96 был представлен второй, нирокоугольный вариант этой камеры Fuji GA645W с объективом 45мм.

          В Россию сейчас поставляются Среднеформатные камеры Bronica, Hasselblad, Mamiya, Pentax, Rollei и Киев. Как ни странно, в этом ряду нет камер Fuji, среди которых есть весьма интересные модели. Производство достославных Любителей на ЛОМО прекращено, и в России камеры среднего формата больше не производятся. Киевский завод Арсенал выпускает две камеры, Киев 88 и Киев 60. Оставаясь относительно устаревшими чисто механическими моделями, они тем не менее пользуются спросом и на внешнем рынке, так как вместе с хорошей по качеству изображения оптикой продаются в несколько раз дешевле близких по возможностям зарубежных зеркалок. Однако как степень автоматизации, так и выбор аксессуаров уступают гораздо более развитым зарубежным системам, а надежность первого аппарата оставляет желать лучшего.

          6х4,5

          Mamiya 645 Pro

          Однообъективная зеркальная модульная камера со встроенным электронноуправляемым фокальным затвором. Выпускаются 4 кассеты для пленки 120, 220 и 35 мм (кадр 24х36 мм или панорама 13х36 мм с дополнительным адаптером). В полароидном холде-ре могут использоваться мгновенные пленки Polaroid 100 и 660, а также Fuji EP100 и FP3000B. Сверху на камеру можно установить один из трех видоискателей: шахтный (может преобразовываться в “спортивный” рамочный визир под объективы 80/110/150/210 мм), простой призменный и АЭ-призменный. Последний обеспечивает интегральное и точечное экспоизмерение, автоматику экспозиции с приоритетом диафрагмы, позволяет вводить экспокоррекцию +/-3 ступени шагом 1/3 ступени. Все видоискатели отображают 94% кадра. Стандартный фокусировочный экран имеет горизонтальные клинья Додена и микропризменное кольцо. Кроме него выпускаются еще четыре сменных экрана и один специальный для съемки на 35-мм пленку. Затвор отрабатывает выдержки 1 /1000 - 4 с, В и Т (в автоматическом режиме с АЭ-призмой FE401 до 8 с), синхронизация до 1/60 с. Камера имеет автоспуск, фиксацию зеркала в поднятом положении. С моторной рукояткой, стыкуемой к камере справа, автоматизируются протяжка пленки и взвод затвора (скорость съемки до 2 кадров/с).

          К камере выпускаются 22 объектива от фишая С 24 мм f/4 до телевиков А 500 мм f/4,5APO и С 500 мм f/5,6N. В это число входят  3 объектива с центральными затворами: 55 мм f/2,8N/L, 80 мм f/2,8N/L и 150 мм f/3,8N/L (1/30-1/500 с); 2 зум-объектива: С 55-110 мм f/4,5N и С 105-210 мм f/4,5; макрообъектив С 80 мм f/4N (увеличение до 0,5х), шифтобъектив С 50 мм f/4 и софтфокусный объектив С 145 мм f/4. Есть конвертер 2х, для макросъемки выпускаются 3 удлинительных кольца, мех и 2 обращающих кольца к нему.

          Начинающим имеет смысл обратить внимание на комплект Mamiya 645 SV Pack, состоящий из камеры с АЭ-зеркальным видоискателем (разработанным специально для этого комплекта), кассеты 120, моторной рукоятки и объектива Mamiya Sekor C80 мм f/2,8 N.

          Pentax 645

          SLR-камера с экспозиционной автоматикой (автоматическая программа, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки). Несменный призменный видоискатель отображает 93% кадра. Экспонометрическое устройство обеспечивает центровзвешенный замер и TTL-OTF управление согласованными вспышками. Встроенный фокальный затвор отрабатывает выдержки 1/1000 -15 с и В, синхронизация до 1/60 с. Сменные холдеры-кассеты позволяют использовать пленку 120, 220 и 70 мм. Камера питается от 6 батареи типа АА, однако предусмотрены возможность ручной протяжки пленки и механическая выдержка 1/50 с. Встроенный моторный привод допускает съемку со скоростью до 1,5 кадров/с.

          Для камеры выпускаются 12 объективов от 35 мм f/3,5 до 600 мм f/5,6 ED[IF], в т.ч. макрообъектив 120 мм f/4, зум 80-160 мм 1/4,5 и два объектива с центральным затвором LS 75 мм f/2,8 и LS 135 мм f/4 (выдержки 1/60-1/500 с). Имеются конвертеры 1,4х и 2х, 4 удлинительных кольца, оборачивающее кольцо, мех и насадочные линзы для макросъемки. Специальные адаптеры позволяют использовать объективы от Pentax 67 (а также объективы от 645 на узких камерах с байонетом К). Вес камеры с холдером 120 - 1320 г. Одна из самых автоматизированных и оперативных среднеформат-ных камер, непригодная, пожалуй, только для ряда специальных съемок, требующих использования шифт-объективов (с контролем перспективных искажений).

         Zenza Bronica ETR Si

          SLR-камера модульной конструкции. Четыре типа кассет позволяют применять пленки 120, 220 и 35 мм (кадр 24х36 мм и 24х54 мм). Задник Polaroid E предназначен для съемки на мгновенные материалы Polaroid. Экспозиционная автоматика (приоритет диафрагмы) возможна с АЭ-призменным видоискателем, обеспечивающим интегральное экспоизмерение. Кроме него для камеры выпускаются: призменный видоискатель с вращающимся окуляром, компактный призменный видоискатель (“спортивный”, не перекрывает обзор благодаря предельно низкому кожуху призмы) и складной шахтный визир. Все видоискатели отображают 94% кадра. Кроме стандартного матового экрана можно использовать еще шесть сменных, в том числе два для съемки на 35-мм пленку. Вайн-дер, присоединяемый к камере справа, позволяет автоматизировать протяжку пленки, взвод затвора и является удобной рукояткой (питание б батарей АА). Вес камеры со штатником 75 мм f/2,8, кассетой 120 и шахтным визиром - 1285 г.

          Для камеры выпускаются 11 объективов Zenzanon со встроенными затворами (1/500 - 8 с, В и Т) от 40 мм f/4 до 500 мм f/8, в т.ч. макрообъектив 100 мм f/4, два зума: Variogon 70-140 мм f/4,5 и 125-250 мм f/5,6 и объектив тилт-шифт (с контролем перспективы) Super-Angulon PCS 55 мм f/4,5 (три последних производятся в сотрудничестве с фирмой Schneider-Kreuznach). Имеется двукратный телеконвертер.

          6х6

          Hasselblad501C

          Наиболее традиционная и относительно недорогая полностью механическая модульная модель, близкая к первоначальному варианту в системе. Выпускается только в черненом варианте. Применяются вся линейка объективов CF с центральным затвором и более старых типа С, сменные магазины всех типов, включая и “бэк” для комплектов Polaroid, форматные маски 6х4,5 и панорама 27х55 мм для вертикальных форматов. Возможно применение призмы со средневзвешенным экспозамером РМЕ. Продается в комплекте со стандартным объективом Planar 2,8/80 (центральный затвор, 1/500 - 1 с и В) и кассетой А12, поэтому рекомендуется как первоначальная камера для фотографов, осваивающих средний формат вообще и Hasselblad в частности, а также для пейзажных и натурных съемок благодаря умеренному весу (1475 г с объективом) и надежной работе как в полярном, так и в тропическом климате.

          Hasselblad 503CXI

          Еще одна механическая SLR-камера, особенно рекомендуемая для портретной и свадебной съемки, а также для начинающих работать в среднем формате. Вся оптика CF и С, включая конвертер со сдвигом оптической оси для устранения вертикальной дис-торсии при архитектурных съемках. Весь арсенал сменных магазинов, видоискателей, фокусировочных экранов и приспособлений для специальных съемок. Управление вспышкой по TTL методу с замером света, отраженного от пленки (OTF) при использовании соответствующих адаптеров, например, SCA 390 и SCA 590. Установка чувствительности пленки от 16 до 1000 ISO. Вес с объективом 1520 г, только коробки 615 г. Выпускается в хромированном и черненом вариантах. Универсальная модель без электроники, реализующая все возможности механической системы.

          Hasselblad 553ELX

          Единственная в системе камера со встроенным мотором и возможностью серийной съемки со скоростью до 1,2 кадров/с. Модель обладает всеми возможностями предыдущей, включая экспозиционную TTL-OTF автоматику со вспышкой. Объективы CF или С, в том числе и зум Schneider Variogon 140-280 мм f/5,6. Питание -5 батареек или аккумуляторов типоразмера АА с ресурсом до 4000 экспозиций. Возможность дистанционного управления. Черный или хромированный вариант, вес с объективом 2130 г. Этот моторный вариант особенно рекомендуется для промышленной и технической съемки, специальных съемок (живой природы, в крупном масштабе, репродукции), портретной съемки и фотографирования моды.

          Hasselblad 903SWC

          Несколько особняком стоящая в ряду других моделей механическая камера, предназначенная для широкоугольных съемок. Это архитектура, репродукция, репортаж. Имеется несменный без-дисторсионный сверхширокоугольный объектив Biogon CF 4,5/38 мм с углом изображения 90° по диагонали (72° по горизонтали) и центральным затвором (1/500 - 1 с, синхронизация на всех скоростях). Не имеет зеркала, кадр выбирается по сквозному оптическому видоискателю, устанавливаемому на верхней крышке. Сменные пленочные магазины всех типов, возможность фокусировки и выбора кадра по рамке с матовым стеклом, устанавливаемой вместо магазина. Кратчайшее расстояние наводки 0,3 м. Очень большая глубина резкости: Зм- бесконечность при 1:4,5; 0,65 м - бесконечность при 1:22. Вес 1325 г. Отмечается высокое качество изображения, в том числе и в боковых зонах кадра, даже при полностью открытой диафрагме и всех расстояниях до объекта.

          Hasselblad 201 F

          Наиболее простая модель электронных Hasselblad'ов. Имеет матерчатый шторный затвор с выдержками от 1 до 1/1000 с при синхронизации на 1/90 с и установке через 1/2 деления. Рассчитана на серию сменных объективов FE (ТСС). Эта серия более светосильна, чем CF, так как не имеет центрального затвора. Однако возможно использование и объективов с затвором (все ранее выпускаемые серии), что расширяет синхронизацию до самых больших скоростей. Полный выбор сменных магазинов и видоискателей, возможность ручной или моторной протяжки пленки (дополнительным вайндером), автоспуск с регулируемой задержкой от 2 до 10 с срабатывает при блокированном в верхней позиции зеркале, что обеспечивает максимальную резкость снимков. Возможность двойной экспозиции, точное соответствие изображения в видоискателе реальному кадру, очень тонкое лазерное матирование фо-кусировочных экранов, облегчающее наводку на резкость. Относительно умеренная стоимость, полная автоматика работы согласованной вспышки TTL-OTF. Вес только камеры 750 г. Рекомендуется для рекламной фотографии, коммерческой иллюстрации, медицинских и научных съемок, а также архитектурных фотографий.

          Hasselblad 203EF

          Средняя по сложности электронная модель со шторным затвором и выдержками от 34 минут (90 с в автоматических режимах) до 1/2000 с. Селективный средневзвешенный экспозамер через объектив, четыре экспозиционных режима (приоритет выдержки или диафрагмы, ручной, автоматическая экспозиционная вилка с шагом 1/3 ступени). Установка чувствительности 12-6400 ISO, программирование функций потребителя (автоспуск, шаг эксповилки и т.п.). Светодиодная и жидкокристаллическая информация в видоискателе, TTL-OTF режим вспышки и автоматически заполняющая вспышки, приставной вайндер для съемки до 1,3 кадров/с. Сочетаемость со всеми приспособлениями и сменной оптикой, автоспуск от 2 до 60 с и другие преимущества электронной камеры. Автоматическая установка выдержки с интервалом 1/12 ступени, ручная -через 1/2 ступени, двойная и многократная экспозиции. Полуавтоматический замер экспозиции с любыми объективами и видоискателями. Почти универсальная по рекомендуемым применениям -репортаж, спортивная съемка, аэрофотография, промышленная и рекламная съемка и т.д. Питание - литиевая 6-вольтовая батарейка PX28L, вес с объективом 1660 г, только корпуса 745 г.

          Hasselblad 205FCC

          Наиболее сложная модель со шторным электронноуправляе-мым затвором (выдержки от 1/2000 с до 34 мин, синхронизация до 1/90 с) и прецизионным точечным экспозамером, пригодным для сложных условий освещения и творческого управления контрастом и тонопередачей. Четыре варианта отработки экспозиции, режим зонной экспонометрии, отображение всей необходимой информации в видоискателе. Автоматическая эксповилка с шагом 1/4 ступени, остальные характеристики аналогичны предыдущей модели. Как и у других электронных камер, следует обратить внимание на очень высокую для среднего формата светосилу сменной оптики: 1:2для объектива 110 мм, 1:2,8для 50 и 150 мм, 1:4для 250 и 350 мм. Это большое преимущество для многих видов съемки, поэтому фотографирование живой природы, макросъемка, промышленная и модная съемка, а также коммерческая рекламная съемка входят в перечень рекомендуемых применений этой современной камеры.

          Аксессуары к системе Hasselblad

          Сменные кассеты А12 (пленка 120, 6х6), А24 (пленка 220, 6х6), А16 (пленка 120, 6х4,5) и 70 (перфорированная пленка 70 мм, 6х6) предназначены для использования с камерами пятисотой серии, 201 F и 903SWC. Для камер 203FE и 205FCC выпускаются кассеты типов Е12 (пленка 120, 6х6), ?16 (пленка 120, 6х4,5) и специально для любителей зонной системы Адамса - Е12 СС (пленка 120, 6х6) с настройкой контраста. Со всеми камерами может использоваться кассета 100 для пленок Polaroid типа 100. Любые кассеты могут использоваться с любыми камерами, однако при нерекомендованных сочетаниях теряется автоматика.

          Кроме стандартного шахтного визира на “Хассели” можно ставить шахтный визир с мощной лупой Зх (для макросъемки), экс-понометрический призменный видоискатель РМЕ 51 (центровзве-шенный замер), точно такой же призменный видоискатель, но без экспонометра РМ 5, призменный видоискатель РМ 90 (рекомендуется для кассет 6х4,5, не может использоваться с кассетами 70 и 100) и зеркальный видоискатель RM-2 (для использования с кассетой 70; не пригоден для 203FE и 205FCC).

          Имеются сменные фокусировочные экраны, рукоятки-кронштейны для вспышек, ручки быстрой фокусировки, разнообразные принадлежности для макросъемки (мех, кольца, линзы), кабели, кофры и многое другое.

           Линейка оптики состоит из 15 объективов CF со встроенным затвором (1/500 - 1 с и В) от 30 мм f/3,5 до 500 мм f/5,6, в т.ч. зум 140-280 мм f/5,6, два макрообъектива 120 мм f/4 и 135 мм f/5,6. Ее дополняют два конвертера: 2х и шифт-конвертер Mutar 1,4х, позволяющий корректировать вертикальную перспективу смещением оптической оси объектива. Объективы CF (и старого типа С) могут использоваться со всеми камерами Hasselblad. Для камер двухсотой серии предназначены шесть светосильных объективов FE (с системой электронного обмена информацией с камерой, но без затвора) от 50 мм f/2,8 до 350мм f/4.

          Mamiya 6MF

          Дальномерная камера 6х6 со сменными объективами. От зеркальных камер отличается компактностью и удобством в работе. Недостатками являются параллаксный видоискатель (параллакс корректируется яркой рамкой), отображающий 84% кадра, и ограниченный выбор оптики. Пленка (тип 120 или 220) перематывается курком. Панорамный комплект 135 позволяет снимать на 35-мм пленку, получая кадры 24х54 мм. С помощью специальной маски можно делать снимки 6х4,5, однако они ориентированы на пленке горизонтально и экономия материалов при этом не достигается. Электронноуправляемый затвор(центральный, встроен в объективы) отрабатывает выдержки 1/500 - 4 с и В, синхронизация со вспышкой возможна на всех выдержках.

          К камере выпускаются 3 объектива: G50 мм ML, G75 мм f/3,5L и G150 мм f/4,5L. Для объектива 75 мм имеется насадочная линза для макросъемки. Камера питается от 2 батарей типа SR44 или LR44, вес 1150 г с объективом 75 мм. Камера эргономична по конструкции и может использоваться для самых разных съемок -от репортажа до портрета, с учетом ограничений в системности.

          Rolleiflex 6008 SRC 1000/integral

          На сегодня эта камера является наиболее автоматизированной. Это традиционная “кубическая” конструкция со сменными объективами, кассетами и т.п. Встроенный мотор, затвор и автоматика питаются от никель-кадмиевого аккумулятора, являющегося неотъемлемой частью аппарата. Он может заряжаться от бытовой или автомобильной сети, а в холодную погоду -носиться под одеждой, соединяясь с камерой кабелем. Полная зарядка обеспечивает до 500 экспозиций, в критической ситуации 10-минутная подзарядка даст возможность отснять 4 пленки. Тем не менее никель-кадмиевый блок подвержен саморазряду, имеет неприятный эффект “памяти” и требует постоянного внимания. Четыре вида пленочных магазинов рассчитаны на форматы 6х6 и 4,5х6 и все виды пленок: 120, 220, 70 мм с впечатыванием даты, для комплектов Polaroid 3,25х4,25 дюйма с разными возможностями - цветной и черно-белой мгновенных съемок, позитив с сохранением черно-белого негатива. Каждый магазин “заправляется” сменным вкладышем - подающая и приемная катушки в легкой рамке, причем вкладышей можно иметь несколько. Шахта, лупа, три призмы, семь фо-кусировочных экранов входят в систему видоискателя. Экспоно-метрическое устройство делает многозонный средневзвешенный замер, точечный и многоточечный замер с усреднением по пяти деталям сюжета. Отработка экспозиции с приоритетом выдержки или диафрагмы, программная автоматика и ручной режим. Экспо-коррекция, мультиэкспозиция, автоматическая эксповилка, автоматический TTL-OTF контроль вспышки, моторная съемка до 2 кадров/с. Камера довольно массивна - со стандартным объективом 2,8/80 - 2060 г, но удобная рукоятка делает ее эргономичной. Основная информация выведена на светодиоды в видоискателе. Оперативная съемка возможна как в автоматических, так и в ручном режимах, так как желаемые параметры можно выбирать, не отрываясь от окуляра.

          Линейку оптики составляют 23 объектива с центральным затвором (1/500 - 30 с) от рыбьего глаза 30 мм f/3,5 до телевика 1000 мм f/8 и два телеконвертера. Все объективы фирм Carl Zeiss и Schneider Kreuznach имеют маркировку PQ (профессиональное качество), PQS (с выдержкой от 1/1000 с) и HFT (улучшенные просветление и цветопередача). В линейке несколько специальных объективов - для макросъемки, репродукции, устранения перспективных искажений (шифт) и два зума 75-150 мм f/4,5 и 140-280 мм f/4,5.

          Особенно нужно отметить два цифровых задника, обычный (4,2 млн пикселей) и сканирующий (29 млн пикселей), которые позволяют немедленно преобразовать изображение в цифровую форму. Остальные аксессуары завершают универсальность оборудования. Это приспособления для макросъемки - кольца, удлинительный мех, рельсы; система копирования широко- и узкопленочных слайдов; адаптер для вспышек, вспышка для макросъемки, фильтры, кофры, бленды, бокс для подводной фотографии. Отдельный электронный блок (Master Control Unit) расширяет возможности управления камерой.

          Rolleiflex 6003 SRC 1000 / Professional

          Вторая камера в системе Rollei отличается от рассмотренной “базовой” модели лишь в деталях, по сути являясь несколько упрощенным и более дешевым вариантом. У нее отсутствуют точечный и многоточечный замеры, встроенная функция подъема зеркала и сменные магазины-кассеты, можно использовать кассеты от 6008.

         Zenza Bronica SQ-Ai (подробнее см. тут)

          SLR-камера модульной конструкции. С АЭ-призменным видоискателем возможен режим приоритета диафрагмы. Кроме него выпускаются: призменный видоискатель со встроенным экспонометром, два простых призменных видоискателя (у одного оптическая ось окуляра под углом 45° к горизонту), а также складной и жесткий шахтные визиры. Все видоискатели показывают 94% кадра. Сменные кассеты позволяют снимать на пленку 120 и 220 с форматом кадра 6х6, 6х4,5, на 35-мм пленку с форматом кадра 24х36 мм и 24х54 мм. Со специальным холдером можно использовать мгновенные пленки Polaroid типов 100 и 660. Выпускаются 7 сменных фокусировочных экранов, аксессуары для макросъемки (мех, два кольца, две насадочные линзы), кольцо быстрой фокусировки, блоки питания и т.д. Оперативность съемки может быть повышена моторным приводом SQ-i (скорость съемки -0,7 с на каждый кадр, питание от 6 батарей АА). С помощью адаптера SCA 386 вы можете воспользоваться преимуществами TTL-OTF управления вспышками системы SCA (Metz и др.). Весит камера с кассетой, шахтным визиром и стандартным объективом 80 мм 1515 г. Источником питания камеры и видоискателей служат 4 батареи типа LR44.

          Для камеры выпускаются 12 объективов Zenzanon со встроенными затворами (выдержки 1/500 - 16 с, В и Т) от 40 мм f/4 до 500 мм f/8, в том числе макрообъектив 110 мм f/4. Линейка оптики дополняется двумя конвертерами, 2х и 1,4х. Широкий выбор аксессуаров делает эту камеру вполне универсальной, хотя отсутствие шифт-объективов ограничивает возможности архитектурных съемок.

          Zenza Bronica SQ-B (подробнее см. тут)

          Упрощенная чисто механическая зеркальная камера, полностью совместимая с системой Bronica SQ: объективами, кассетами, видоискателями и другими аксессуарами. Единственная электронная цепь (управление затворами объективов) работает от одной батареи LR44. Отрабатывается одна механическая выдержка 1/500 с. Отсутствует TTL-управле-ние вспышками. Вес камеры в таком же комплекте, что и SQ-Ai, - 1460 г.

         Киев 88 TTL

          Достаточно удачная копия одного из первых Hasselblad'ов. Шторный металлический затвор с выдержками 1/1000 - 1 с, сменные пленочные магазины (6х6 и 6х4,5), шахтный и призменный видоискатели и весьма полная линейка сменной оптики от рыбьего глаза с 30 мм до зеркально-линзового объектива 600 мм. В линейку входит объектив 55 мм с исправлением перспективы (тилт-шифт). Шестилинзовый телеконвертер 2х при минимальном весе (350 г) расширяет этот диапазон в сторону увеличения с сохранением автоматики диафрагмы. TTL-призма лишь выполняет экспозамер, результаты которого вручную переносятся на шкалу диафрагм и головку выдержек. Выпускается сменный магазин для комплектов Polaroid. Имеет несменный фокусировочный экран с микрорастром и клиньями Додена наряду с матированной поверхностью.

          Киев 60 TTL

          Близкая по техническим параметрам камера традиционной формы, не имеющая сменных магазинов. Матерчатый шторный затвор, тот же диапазон выдержек, такая же по возможностям TTL-призма с ручным переносом результатов измерения. Аналогичная оптика, но с другим байонетом (тип Б), совпадающим с креплением для немецкой камеры Pentacon Six TTL. Это позволяет использовать объективы Carl Zeiss Jena от широкоугольного Flektogon до телевиков Sonnar.

(Подробнее про эту камеру можно почитать в статье Виктора Ивановского)

          6х7

          Mamiya RB67 Professional SD

          Однообъективная зеркалка модульной конструкции. В сменных кассетах используется пленка 120, 220 (форматы кадра 6х4,5, 6х7 и 6х8), 70 мм (6х7), листовая (6х7) и мгновенная Polaroid типов 100 и 660 (7х7), причем существуют кассеты 6х7 и 6х8 со встроенным мотором. Штатным является шахтный визир, выпускаются также два призмен-ных видоискателя, один из них - со встроенным экспонометрическим устройством. Имеются сменные фокусировочные экраны. Фокусировка производится выдвиганием передней стенки камеры, что облегчает и упрощает макросъемку.

          Для камеры выпускаются 19 объективов со встроенным затвором (1/400 - 1 с и Т, синхронизация на всех выдержках) от фишая 37 мм до телевиков 500 мм, в т.ч. шифт-объектив, софтфокус-ный объектив и один зум 100-200 мм. Камера с объективом 127 мм и кассетой 120 весит 2690 г и является достаточно консервативной моделью для тех, кто ценит “чистое искусство” без автоматики.

          Mamiya RZ67 Pro II

          SLR-камера модульной конструкции. В сменных кассетах применяется пленка 120 и 220 (форматы кадра 6х4,5, 6х6, 6х7), есть холдер Polaroid (7х7). Кассеты имеют поворотную конструкцию, что облегчает переход с горизонтальной на вертикальную композицию. Дополнительный адаптер позволяет использовать и кассеты для камеры RB. Шахтный визир является стандартным. Он может   заменяться АЭ-призменным видоискателем, обеспечивающим автоматику экспозиции с приоритетом диафрагмы по точечному или интегральному замеру. Выпускаются семь типов фокусировочных экранов. Может присоединяться моторный привод, обеспечивающий съемку 1 кадра за 1,5 с. Существуют различные рукоятки, в т.ч. под левую руку и пистолетная. Фокусировка производится так же, как и у RB67, перемещением передней стенки камеры.

          Линейка оптики включает 19 объективов со встроенным затвором (1/400 - 8 с, В и Т, синхронизация на всех выдержках; механическая выдержка 1/400 с), от фишая 37 мм f/4,5W до АРО 500 мм f/6, в т.ч. шифт 75 мм f/4,5, макрообъектив М140 мм f/4,5M/L-A и зум 100-200 мм f/5,2. Кроме того, выпускаются телеконвертер 1,4х и удлинительные кольца. Может применяться оптика RB. Весит камера с объективом 110 мм, кассетой 120 и шахтой 2490 г. Эта камера считается одной из наиболее совершенных (и одна из самых дорогих) и пригодна для практически всех, даже самых сложных съемок.

          Mamiya 7

           Дальномерная камера со сменной оптикой, развивающая идею камеры Mamiya 6MF. Используется пленка 120, 220 и 35 мм (панорамные снимки 24х65 мм). Встроенный экспонометр обеспечивает автоматику экспозиции с приоритетом диафрагмы. Выпускается 4 объектива: 43 мм, 65 мм, 80 мм и 150 мм. В объективы встроен центральный затвор, отрабатывающий выдержки 1/500 - 4 с и В, синхронизация со вспышкой на всех выдержках. Пленка протягивается курком. Вес камеры с объективом 80 мм всего 1210 г. Из компактности и легкости этой камеры следуют ее основные применения: репортаж и вообще съемка с рук. Многие используют ее в качестве своего рода “мыльницы”, второго аппарата.

           Pentax 67

           Однообъективная зеркальная камера, аналогичная по конструкции обычным узкопленочным зеркалкам. Используется пленка 120 и 220, формат кадра только 6х7. Фокусировочные экраны могут заменяться только в сервис-центрах. Выпускается 4 видоискателя: два призменных (один со встроенным экспонометром) и два шахтных, складной и жесткий. Призменные отображают 90% кадра, шахтные - 100% Выпускаются рукоятка, кольцо быстрой фокусировки и др. аксессуары. Встроенный фокальный затвор отрабатывает выдержки 1/1000 - 1 с и В, синхронизация до 1/30 с. Недостатком можно считать отсутствие возможности использовать моторный привод, однако протяжка пленки и взвод затвора курком ненамного медленнее (для среднего формата, разумеется).

          Выпускаются 19 объективов Pentax и Takumar от фишая 35 мм f/4,5 до телевика 1000 мм f/8, в т.ч. макрообъектив 135 мм f/4, объектив с центральным затвором 165 мм f/4 (1/500 - 1/60 с), софтфокусный объектив 120 мм f/3,5 и шифт-объектив 75 мм f/4,5. Линейка оптики дополняется телеконвертерами 2х и 1,4х, а также удлинительными кольцами и мехом для макросъемки. Корпус камеры с TTL-призмой и штатным объективом 105 мм весит 2400 г. Конструкция этой камеры, похожей на увеличенную в размерах обычную 35-мм зеркалку, несколько сужает ее возможности по сравнению с другими среднеформатными камерами (отсутствуют сменные магазины, а следовательно - возможность менять недоотснятую пленку и форматы), однако в то же время повышает удобство в работе и упрощает переход на средний формат, если вы выберете эту камеру. К тому же соотношение цена/качество у этого Pentax'a близко к оптимальному.

         Zenza Bronica GS-1 (подробнее см. тут)

          Однообъективная зеркальная камера модульной конструкции, одна из самых компактных в своей категории. Шесть сменных кассет-задников позволяют получать на пленках 120 и 220 кадры форматов 6х7, 6х6 и 6х4,5. Для мгновенных пленок Polaroid (тип 100 и 660) предназначен холдер G. Фокусировочные экраны выпускаются пяти основных типов, есть варианты с нанесенными границами кадров 6х6 и 6х4,5. Два АЭ-призменных видоискателя (один - с поворотным окуляром) обеспечивают приоритет диафрагмы по данным центровзвешенного замера. Если автоматика не нужна, можно воспользоваться простым призменным видоискателем или шахтным визиром. Удобство в работе увеличивается с помощью правой рукоятки.

          Линейка оптики состоит из восьми объективов Zenzanon от 50 мм f/4,5 до 500 мм f/8 и двух телеконвертеров 1,4х и 2х. В нее входит макрообъектив 110 мм f/4. Объективы снабжаются центральным затвором, отрабатывающим выдержки 1/500 - 16 с, В и Т. Для макросъемки выпускаются кольца, мех и насадочные линзы. Несколько ограниченная линейка оптики затрудняет применение камеры для архитектурных, рекламных и некоторых специальных съемок (где часто нужны объективы со смещением оси).

         Какой же из средних форматов предпочесть? Мнения профессионалов по этому вопросу не совпадают. С одной стороны, привычный прямоугольный формат кадра более соответствует сложившемуся стереотипу восприятия, и к тому же при кадрировании для использования в печати такой кадр обрезается, как правило, незначительно. С другой стороны, камеры с квадратным кадром более оперативны, поскольку фотографу не нужно задумываться над тем, какое построение кадра - горизонтальное или вертикальное - следует предпочесть. Конечно, при использовании таких кадров они большей частью “режутся” до привычного прямоугольника, хотя есть и любители именно квадратных изображений.

          Однозначной рекомендации дать нельзя. Продумайте свои цели и задачи,  оцените, насколько системность той или иной камеры им соответствует, и поступайте в соответствии со своими возможностями. Помните, что практически все среднеформатные камеры рассчитаны на длительное использование, и вы сможете зарабатывать с ее помощью деньги (и получать удовольствие) многие годы.

 

Благодарим редакцию журнала Фотомагазин за любезно предоставленный материал

.


ProPhoto

Библиотека

.



У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии     Тел.: (095) 790-54-88, E-mail: app@aha.ru