.


InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

Объективы для фотокамеры большого формата

Карл Кох

Отрывки из книги "Система Синар. Настольная книга фотографа".

herta1p.gif (61 bytes)

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

          Наиболее важным требованием к объективам для фотокамер большого формата является большой угол поля изображения. При недостаточной величине угла поля изображения объектив ограничивает возможности регулируемой фотокамеры.

          Правильно подобранный комплект объективов расширяет возможности применения фотокамеры и в то же время экономически оправдывает себя. Ведущие оптические фирмы предлагают широкмй диапазон объективов высокого класса для регулируемых фотокамер большого формата.

          В настоящем разделе мы рассмотрим основные особенности объективов для облегчения подбора их в соответствии с практическими требованиями. Именно поэтому мы опустим вопросы, связанные с конструкциями объективов и особенностями, присущими отдельным объективам, которые освещаются весьма подробно в специальной литературе.

 

ОПТИМАЛЬНЫЙ НАБОР ОБЪЕКТИВОВ

          Подбор комплекта объективов, необходимого для выполнения определенных задач фотографии диктует особые требования, принимая во внимание огромное разнообразие производимых объективов. Начнем с основных принципов.

          Первый и основной критерий выбора объективов - угол поля изображения. Обычно, величина этого угла составляет 70-80° . Угол объектива не зависит от фокусного расстояния, хотя при определенной заданной величине угла объектива, его фокусное расстояние определяет формат или иными словами, величину кроющей способности (см. рис.). Три объектива с углом 70° , но с различными фокусными расстояниями А, В и С, будучи установлены “на бесконечность”, покроют разные пе величине поля изображения. Неизбежно, объективы с более длинным фокусным расстоянием В и С покроют большие форматы изображения, нежели объектив с фокусным расстоянием А. То же самое произойдет, если сфокусировать объектив с фокусным расстоянием А не на “бесконечность”, а для съемки в масштабе 1 :1 (см. рис.). При этом удвоится растяжение меха фотокамеры (расстояние между объективом и фотоматериалом) и, одновременно увеличится поле изображения. В нашем примере оно будет так же велико, как в случае установки объектива с фокусным расстоянием С “на бесконечность”.

          Производители объективов обычно объявляют величину их кроющей способности при установке на “бесконечность”. При съемке близко расположенных объектов увеличение растяжения меха фотокамеры позволяет использовать большее поле изображения. Это, в свою очередь, расширяет возможности параллельного смещения и использования поворотов и наклонов регулируемой фотокамеры большого формата.

          Большинство производителей оптики также приводит сведения о изменении угла поля изображения в зависимости от величины открытия диафрагмы объектива. Как правило, угол поля изображения увеличивается диафрагмированием объектива. Правда, это относится не ко всем объективам — иногда угол изображения может уменьшаться с уменьшением рабочего отверстия объектива. Именно поэтому следует внимательно изучить техническую характеристику объектива перед покупкой.

 

ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ УГЛОМ ОБЪЕКТИВА И ЕГО КРОЮЩЕЙ СПОСОБНОСТЬЮ

          Вопрос зависимости между величиной угла объектива и его кроющей способностью очень важен. Иными словами, необходимо знать в какой степени данный формат использует угол объектива. Рисунок   иллюстрирует сказанное.

          Объектив с фокусным расстоянием 120-135 мм и углом в 70° покроет формат 13х18 см при установке на “бесконечность” При этом будет полностью использован угол поля изображения объектива, но использование при съемке, например, параллельного смещения окажется невозможным. Следовательно, подобный объектив не в полной мере пригоден для регулируемой фотокамеры большого формата. В то же время объектив того же фокусного расстояния, но имеющий угол 100° , обеспечивает необходимый “запас” для параллельного смещения и использования поворотов и наклонов. Пригодность объектива определяется таким образом форматом изображения и особенностями вашей работы. Вы знаете, что Вам нужно — подбирайте объективы так, чтобы при переходе с одного формата на другой у Вас не оставалось неиспользуемых объективов.

 

ДИАГРАММА ДЛЯ ВЫБОРА ОБЪЕКТИВОВ

  1. Выберите соответствующий формат (справа).

  2. Проведите горизонтальную линию от верхнего края формата до пересечения с вертикальной линией, соответствующей используемому объективу. (Пример: 4х5 дюймов и объектив 120 мм).

  3. От точки пересечения следует отсчитать деления по вертикали (одно деление =10 мм) до наклонной линии, обозначающей угол выбранного объектива. Полученная величичина (около 68 мм) определяет возможное вертикальное и горизонтальное смещение.

          Приведенная диаграмма  (рис. 222) используется для выбора объективов. В целях удобства и укрупнения изображения приводится лишь верхняя половина, симметричная относительно оптической оси. Форматы изображения по тем же соображениям приводятся в половину своей величины; следует помнить, что фокусные расстояния объективов всегда соотносятся с величиной диагонали формата. При использовании диаграммы, следует провести линию параллельную оптической оси от верхнего края выбранного формата до пересечения с вертикальной линией, соответствующей фокусному расстоянию применяемого объектива. На диаграмме приводится в качестве примера построение для формата 4х5 дюймов и объектива с фокусным расстоянием 120 мм. Расстояние по вертикали от точки пересечения до наклонной линии угла объектива определяет возможную величину вертикального и горизонтального смещения для данного объектива, установленного в положении на “бесконечность”. (Одно деление на диаграмме соответствует 10 мм). Для того, чтобы определить формат, который может быть “покрыт” данным объективом, следует провести вертикальную линию, исходя из фокусного расстояния объектива до пересечения с наклонной линией угла объектива. Далее, из полученной точки следует провести линию, параллельную оптической оси до пересечения с одним из трех изображенных форматов справа. При этом определяется формат, который может быть “покрыт” данным объективом, а также величина возможного параллельного смещения при работе с меньшими форматами.

 

ПАДЕНИЕ ОСВЕЩЕННОСТИ К КРАЯМ ИЗОБРАЖЕНИЯ И КОНЦЕНТРИЧЕСКИЕ ОТТЕНЕННЫЕ ФИЛЬТРЫ

          При величине угла объектива в 100°, освещенность изображения заметно падает к его периферии. Специальные концентрические оттененные фильтры (затемненные в центре и светлые по краям) помогают выравнивать освещенность и рекомендуются к применению в тех случаях, когда при съемке полностью используется угол объектива. Однако необходимо проверить, не веньетирует ли оправа объектива изображение, для чего следует закрыть объектив до значения f/16. Именно поэтому концентрические оттененные фильтры следует применять при менее малых отверстиях, нежели f/16.

 

ФОКУСНЫЕ РАССТОЯНИЯ

          Как уже известно, выбор фокусного расстояния объектива зависит от формата изображения. Для полной ясности следует начертить на листе бумаги (желательно миллиметровой) прямоугольник, подобный изображенному на рисунке, в масштабе 1:1. Обозначим длинную сторону формата изображения буквой "а"; короткую сторону - буквой "b", диагональ формата — буквей — "с". Величины а и ь известны, величина с может быть легко определена простым замером диагонали. Используйте найденные величины а, b, и с для выбора фокусных расстояний, как указано ниже:

  • Для широкоугольных объективов, при полном использовании их угла поля изображения, следует принять величину a/2. Нормальное короткофокусное расстояние для того же формата будет равно b.

  • Нормальное фокусное расстояние равно с. Иногда нормальное фокусное расстояние может быть принято равным а, т.е. меньшим чем с.

  • Для длиннофокусных объективов соотношения не так точны. При их выборе следует руководствоваться следующими, чисто практическими выводами: фокусное расстояние (удвоенная величина длинной стороны формата) рекомендуется для копирования и постановочной фотографии (натюрморты и т. п.). Фокусное расстояние (утроенная величина длинной стороны формата) рекомендуется для портретной съемки в крупном масштабе.

          Приведем пример из практики для формата 9х12 см. В этом случае мы имеем:  a/2 = 60 мм, a  = 120 мм, b = 90 мм и с = 150 мм. Сверхширо-коугольный объектив будет иметь фокусное расстояние порядка 60 мм, умеренно широкоугольный объектив — 90 мм, нормальный объектив — 150 мм (или, где-то, между 120 мм и 135 мм). Для архитектурной и промышленной фотографии в качестве нормального (стандартного объектива) более приемлем объектив с меньшим фокусным расстоянием, т.е. 120 мм — 135 мм, так как обычно в этих условиях пространство бывает ограниченным. Величины длиннофокусных расстояний находятся в пределах 240 и 360 мм. Окончательный выбор нужного объектива с требуемым фокусным расстоянием зависит в конечном счете от наличия подобного типа на рынке, так что приведенные выше значения могут быть изменены в ту или иную сторону.

 

ФОРМАТЫ И ФОКУСНЫЕ РАССТОЯНИЯ

          В нижеследующую таблицу сведены фокусные расстояния для трех различных форматов, определенные как указывалось ранее, с использованием величин а/2, b, с, 2а и 3а.

          Как видно, правая часть таблицы содержит одни и те же фокусные расстояния, отмеченные пунктирными диагональными линиями, идущими в направлении от нижнего левого угла в правый верхний. Таким образом, возможен выбор объективов с одним и тем же фокусным расстоянием для различных видов работ с использованием различных форматов.

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД И ВОПРОСЫ СТОИМОСТИ

          Выбор и приобретение необходимого для работы комплекта объективов зависит от формата, фокусного расстояния, требуемого угла поля изображения, величины параллельного смещения для данного фокусного расстояния, веса, размеров и стоимости. Проблема стоимости сводится к тщательному анализу цен на объективы, обоснованию целесообразности приобретения более дорогих и более универсальных объективов, пригодных для одновременной работы с разными форматами.

          Для примера: объектив 135 мм с углом в 70° подходит в качестве нормального объектива для фотокамеры форматом 4х5 дюймов. Но рано или поздно, Вы ощутите потребность в объективе, который мог бы быть использован не только для формата 4х5 дюймов, а также одновременно для форматов 13 х 18 см, или может быть даже 18 х 24 см. В этом случае выбор объектива в 100° и фокусным расстоянием 120 мм будет более правильным.

          Практически, необходимо располагать минимальным комплектом, включающим три фокусных расстояния — b, с и 2а.

          Особые условия могут диктовать необходимость приобретения дополнительных объективов. Так, например, для индустриальной и архитектурной фотографии желательно приобрести сверхширокоугольный объектив с фокусным расстоянием a/2. В то же время для целей коммерческой фотографии необходим длиннофокусный объектив 3а или 2 1/2a. Выбор объективов зависит также от размеров студии и характера работы. Некоторые типы объективов позволяют использовать лишь одну их половину с одновременным удвоением или даже утроением фокусного расстояния. Приобретая подобный объектив, Вы обеспечиваете себя добавочной длиннофокусной системой.

 

РАЗРЕШАЮЩАЯ СИЛА ОБЪЕКТИВА ПО КРАЯМ ИЗОБРАЖЕНИЯ

          При покупке объектива необходимо убедиться в его отличной разрешающей силе не только по центру изображения, не также и по краям изображения. За это приходится платить так же, как и за большую светосилу. Для фотокамеры большого формата с работой по матовому стеклу, разрешающая сила объектива по краям изображения - более весомый фактор, нежели большая светосила объектива, хотя в данном случае объектив должен был бы обладать обоими качествами. Помимо этих технических и финансовых соображений очень существенны также вес и размеры, например, в случае необходимости выезда на фотосъемку с полным комплектом оборудования.

 

ТОЧКА СЪЕМКИ И ПЕРСПЕКТИВА

          В особых случаях выбор фокусного расстояния бывает продиктован  выбранной точкой съемки или соображениями, касающимися передачи перспективы.

          Зачастую, далеко не идеальные точки съемки находятся вблизи от снимаемого объекта, что вынуждает фотографа использовать короткофокусную или свехкороткофокусную оптику. Подобные ситуации, как правило, имеют место в промышленной или архитектурной фотосъемке. Возможности работы с рядом широкоугольных объективов и регулируемой фотокамерой большого формата в этих случаях трудно недооценить.

 

ПЕРСПЕКТИВА И ШИРОКОУГОЛЬНАЯ ОПТИКА

          Передача перспективы при съемке широкоугольной оптикой часто расценивается не иначе, как искажение. На самом же деле подобное впечатление возникает из-за непропорционального соотношения между размером изображения и расстоянием, с которого оно рассматривается. В случае если отпечаток увеличен в значительной степени и Вы рассматриваете его под тем же углом, с каким объектив охватывал изображение при съемке, то подобное перспективное “искажение” оказывается преимуществом, сообщая драматизм и динамичность снимку в передаче перспективы.

          Возьмем для примера снимок, сделанный сверхширокоугольным объективом при полном использовании его угла в 90° -100° .

          Увеличив его размер при печати до 50 см по ширине и рассматривая отпечаток с расстояния в 25 см, мы придем к выводу, что перспективные искажения отсутствуют (см. рисунок).

 

ВЕСЬМА ОТДАЛЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ

          Съемка отдаленных объектов требует применения длиннофокусной оптики. В этом случае фотокамера должна обладать неограниченной возможностью растяжения, что и предусмотрено самой конструкцией фотокамеры Синар. Модели фотокамер Синар не ограничены определенной величиной растяжения меха. Эта особенность является важным преимуществом также и потому, что обычные длиннофокусные объективы обеспечивают лучшее качество изображения, нежели более популярные телеобъективы. А применение разъемных длиннофокусных объективов с удвоением или утроением фокусного расстояния вызывает необходимость еще большего растяжения меха фотокамеры.

          Практический совет. Необходимость передачи вполне определенной глубины объекта иногда затрудняет выбор оптимального фокусного расстояния, например, в портретной или прикладной съемке. Используйте в этих случаях следующее правило: установите фотокамеру на расстоянии, равном пятикратной глубине фотографируемого объекта и выберите затем объектив с таким фокусным расстоянием, которое бы обеспечило масштаб съемки с полным использованием формата изображения.

          Пример для портретной съемки: размер головы человека ото лба до затылка равен, грубо говоря, 30 см. Этот размер, будучи увеличен в пять раз, дает расстояние 1,5 м от фотокамеры до объекта съемки. Остается лишь выбрать объектив, фокусное расстояние которого обеспечило бы масштаб съемки с полным использованием формата изображения.

 

УГОЛ ПОЛЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБЪЕКТИВА И ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ

При использовании длиннофокусной оптики, угол поля изображения объектива может быть относительно небольшим. Регулируемая фотокамера большого формата позволяет использовать различную апохроматическую оптику, имеющуюся на рынке. При приобретении подобного объектива следует проверить его при установке на “бесконечность”.

 

Карл Кох

 

.


ProPhoto

Библиотека

.



У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии
Тел.: (095) 924-7816, E-mail: app@aha.ru

 

RB2 Network

RB2 Network