Библиотека

ProPhoto

Зеркальный теле

Gleb Vdovin

-------------------------------------------------------------------------------

Эта страничка описывает результат небольшого эксперимента, который я провел в марте 2000 в городе Делфте, Нидерланды под предлогом испытания вновь приобретенного объектива.

Меня давно привлекала идея фотографировать незнакомых людей в натуральной для них обстановке. Одной идеи однако недостаточно, нужна хорошая аппаратура чтобы картинки получалaсь без напряжения и мордобоя. Снимать пятым Кэноном с зумом 100-300 я не хотел именно потому: комбинация громоздка и очень заметна. На "длинном конце" объектив выезжает как нос у Буратино и не обратить внимания на фотографа с таким сооружением просто невозможно.

Mне повезло,  в комиссионке на Маркте (центральная площадь) я увидел пыльный потертый объектив на котором было написано Makinon 300/5.6 Reflex. Меня заинтересовало фокусное расстояние и необыкновенная компактность этого прибора - позднее я его обмерил и выяснил, что в диаметре он имеет 70мм а в длину всего 65 и весит около 250г. Попросив продавца стереть пыль и оставив 149 гульденов (около 70 долларов) я вышел на улицу обладателем этого чуда.

Зеркальные объективы как правило включают в свою схему два зеркала - главное и вторичное, и по сути мало чем отличаются от менисковых зеркальных телескопов системы Максутова, разве что размером. Наличие двух зеркал "складывает" оптическую схему, делая объектив в три раза короче своего линзового аналога, а зеркала большого диаметра намного легче линз, что дает выигрыш в весе.

В отличие от линзового объектива, зеркальный имеет кольцевой входной зрачок, центральная часть которого экранируется вторичным зеркалом. Это практически не сказывается на качестве изображения в фокусе, несколько снижает контраст и приводит к интересному эффекту в расфокусированных участках - кружок нерезкости (bokeh) имеет форму "бублика", как например здесь, причем чем больше не в фокусе там шире "бублик". Еще одна особенность состоит в отсутствии диафрагмы - зеркальные объективы имеют фиксированное относительное отверстие, что приводит к некоторым особенностям использования: во-первых регулировка экспозиции возможна только изменением выдержки на камере, во вторых "постоянно открытая" диафрагма обеспечивает очень небольшую глубину резкости и требует очень точной наводки при съемке. Последнее не всегда плохо: объектив "изолирует" объект съемки эффективно выделяя его из окружения.

Принято считать что качество зеркальных теле объективов ниже чем качество аналогичных по параметрам линзовых. Это действительно так если иметь ввиду дешевые объективы производимые третьими фирмами, например Vivitar 500/8 (114 долл. США в B/H). Дело в том что механические допуски на изготовление зеркальной оптики примерно в 5 раз жестче чем допуски на аналогичную линзовую. Это значит что если линза изготовленная с допуском в один микрон будет прекрасно работать, то зеркало с тем же допуском хорошо подходит чтобы пускать солнечные зайчики но построит нерезкое и малоконтрастное изображение. Иными словами сделать хороший и дешевый зеркальный объектив труднее технически и как следствие недорогие зеркальные объективы имеют низкое качество. Зеркальные объективы сделанные серьезными производителями по разрешению сравнимы с профессиональными линзовыми аналогами, однако дают менее контрастное изображение. Их делают Nikon, Minolta, Olympus, Tokina, Sigma и так далее. Из российских известны MTO 500 и MTO 1000 разработанные по схеме Максутова и прикручивающиеся к камере при помощи "старомодной" резьбы М42.

В моем случае было непросто оценить "качество производителя", - в интернете я нашел только что Makinon закрылся так давно что никто уже и не помнит как и почему это случилось. Однако мне удалось найти информацию о начальной цене объектива: 280 долларов США 20 лет назад, что означает что эта оптика не самого низкого класса - сегодня этот объектив стоил бы около 800 долларов с учетом инфляции. Многослойное просветление было еще одним аргументом в пользу неплохого качества.

Сам по себе эксперимент состоял в том что я зарядил пленку (36 кадров Ilford HP5+) в Олимпус ОМ-2n, прикрутил к нему вновь приобретенный объектив и потихоньку отправился в город чтобы испытать комбинацию в реальных условиях. Фотоаппарат с телевиком весил меньше килограмма и по виду сильно походил на зенит к которому прикрутили очень толстый Гелиос. Дело было днем и я экспонировал пленку как ISO 800, что обеспечивало мне выдержки в диапазоне 1/500 до 1/1000 секунды и позволяло снимать с рук.

Я отснял пленку за 1.5 часа. Проявлял в проявителе T-Max 1:4, 9 минут при температуре 20С.

Фотографии - я отобрал 14 наиболее интересных из 36 снятых кадров, каждая строчка ниже - линк к картинке:


Я надеюсь, что вам понравилась эта короткая экскурсия по Делфту, мне же в свою очередь понравился объектив. Он позволяет снимать жанровые уличные сценки эффективно выделяя объект съемки из окружения. И что немаловажно, он легок и незаметен.


Photos and text copyright (C) Gleb Vdovin, (2000)

.



У 1999-2001 Агентство Профессиональной Фотографии    
Тел.: (095) 924-7816
E-mail: app@aha.ru