InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

Nikon F70 - обрезиненная современность

Андрей Шеклеин

журнал Фотомагазин № 9 1998г.

        

herta1p.gif (61 bytes)

Как только вы ознакомитесь с названиями частей вашего нового Nikon F70, их значением и управлением камерой, вас поразит, как просто и логично это делается", - с таких слов начинается инструкция к аппарату. Дальнейшие 136 (!) страниц руководства по эксплуатации посвящены разъяснению этой простоты и логичности...

herta1p.gif (61 bytes)

Технические характеристики камеры NikonF70 / F70D

Тип: малоформатная автофокусная однообъективная зеркальная камера со встроенным мотором и сменной оптикой.

Кадр: 24х36 мм, у модели F70D также псевдопанорамный кадр 13х36 мм.

Крепление объективов: байонет Nikon F.

Сменная оптика: все (автофокусные и неавтофокусные) объективы типа Nikkor с некоторыми ограничениями, указанными в инструкции.

Режимы фокусировки: автоматическая или ручная фокусировка с электронным дальномером.

Чувствительная зона автофокусировки: широкая (7 мм по горизонтали, 3 мм по вертикали) или точечная по выбору.

Режимы автофокусировки: разовая (Single Servo) и непрерывная (Continuous). Функция предиктивности (слежения) включается автоматически при движении объекта.

Детектор: электронный модуль Nikon САМ274.

Интервал чувствительности: приблизительно световые числа от -1 до 19 EV для ISO 100.

Запоминание фокусировки: возможно в режиме разовой АФ, когда неподвижный объект сфокусирован.

Электронный дальномер: действует в режиме ручной фокусировки с автофокусными объективами Nikkor и другими объективами Nikkor серии Ai со светосилой не менее f/5,6.

Экспозамер: три вида - матричный, средневзвешенный и точечный. Экспонометр включается лёгким нажатием на спусковую кнопку, остаётся включенным 8 с после её освобождения.

Интервал чувствительности: от -1 до 20 EV для матричного и средневзвешенного, от 3 до 20 EV для точечного (f/1,4, ISO 100).

Режимы и программы экспонирования: автоматическая программа (сюжетные программы Vari-Program: портрет, пейзаж, гиперфокальная фокусировка, съёмка крупным планом, спорт, силуэт, ночная съёмка, эффект движения); приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной режим. Возможен сдвиг программы с шагом 1/3 ступени.

Память режимов: до трёх наиболее предпочитаемых фотографом установок может быть занесено в память и быстро реализовано одним нажатием кнопки.

Экспокоррекция: +/-5 ступеней экспозиции с шагом 1/3 ступени.

Экспопамять: включается отдельной кнопкой при работающем экспозамере.

Затвор: фокальный ламельный с вертикальным движением шторок и электромагнитным спуском. Выдержки задаются ниобий-литиевым генератором в диапазоне от 1/4000 до 30 с с шагом 1/3 ступени. Длительная выдержка В также задаётся электромагнитом. Видоискатель: несменная пентапризма с вынесенным на 18 мм окулярным фокусом (high-eyepoint). Увеличение 0,77х с объективом 5О мм, установленным на бесконечность. Отображает примерно 92% реального кадра.

Фокусировочный экран: несменный нового типа Brite-View III.

Информация в видоискателе: зона автофокусировки; указатель фокусировки; тип экспозамера, режим экспонирования, гибкая программа, выдержка, диафрагма, аналоговая экспозиционная шкала, экспопоправка, поправка энергии вспышки, сигнал необходимости использования вспышки и сигнал готовности вспышки. Информация включается автоматически при включении экспозамера.

Информация на дисплее: выдержка, диафрагма, вариант быстрого вызова установок из памяти, зона автофокусировки, метод установки чувствительности плёнки (ручной или Dx), режим протяжки плёнки, режим фокусировки, режим экспонирования, тип экспозамера, режим синхронизации вспышки, экспокоррекция (обычная и со вспышкой), автоматическая экспозиционная вилка (обычная и со вспышкой), счётчик кадров, интервал экспокоррекции, сигнал заряженной плёнки и её протяжки, автоспуск и индекс разряда батарей.

Интервал чувствительности плёнки: автоматический ввод по dx-коду - ISO 25-5000; ручной ввод - ISO 6 до ISO 6400. Чувствительность может быть установлена как автоматически по DX-коду на кассете, так и независимо вручную.

Зарядка плёнкой: плёнка автоматически протягивается до первого кадра при однократном нажатии на спусковую кнопку. Заправочный конец плёнки накладывается на определённое место приёмной катушки.

Протяжка плёнки: автоматическая моторная: покадровая в обычном и бесшумном режиме при нажатии на спусковую кнопку; серийная с малой (2 кадра/с) или большой (3,7 кадра/с) скоростью в непрерывном режиме при нажатой спусковой кнопке; в режиме следящей автофокусировки до 3.1 кадра/с. Точные значения могут меняться в зависимости от отрабатываемой выдержки и скорости автофокусировки.

Обратная перемотка: нажатием двух кнопок с выбором быстрого (12 с для пленки 36 кадров, 9 с - для 24 кадров) или бесшумного режима (22 с и 18 с соответственно).

Счётчик кадров: на дисплее, суммирующий, при обратной перемотке плёнки ведёт обратный отсчёт.

Автоспуск: электронный с мигающим светодиодом, отключаемый.

Задняя стенка: несменная.

Полозки для приспособлений ("горячий башмак"): стандартного типа с центральным синхроконтактом и контактами сигнала готовности, TTL-управления и контрольной предвспышки с фирменными вспышками SB-2&, SB-26 и SB-27 (с объективами AF и А1-Р).

Встроенная вспышка: откидывающаяся над пентапризмой, ведущее число 14 (ISO 100); угол освещения для объективов от 28 мм, режим уменьшения эффекта красных глаз, синхронизация с длительными выдержками, возможна синхронизация по второй шторке, TTL-управление, включая пространственную (3D) матричную сбалансированную подсветку (с объективами AF или А1-Р и вспышками SB-20, 22, 23, 24, 25, 26), выдержка синхронизации внешних вспышек до 1/125 с.

TTL-датчик: пятисегментный с автоматическим управлением длительностью импульса вспышки.

Источник питания: две литиевые батареи CR123A.

 

Приблизительный ресурс - количество плёнок на 36 кадров (24 кадра):

  При 20°С При -10°С
Без вспышки 115/150 80/100
Со вспышкой для каждого второго снимка (50%) 25/30 20/25

 

Ресурс определялся в режиме непрерывной автофокусировки с объективом AF Zoom-Nikkor 28-70 мм f/3,5-4,5D с "пробегом" для каждого снимка всего интервала расстояний от кратчайшего до бесконечности и обратно в режиме серийной съёмки с высокой скоростью и с выдержкой 1/125 с или короче.

Сигнал состояния батарей: на дисплее (заряжены, почти разряжены, полностью разряжены, неправильно вставлены).

Модель с датированием Nikon P70D: возможность впечатывания год/месяц/число, число/часы/минуты, месяц/число/год, число/месяц/год. Встроенные часы 24-часового цикла с точностью хода +/- 90 с в месяц. Использование с плёнками чувствительностью ISO 32-3200. Источник питания - одна литиевая батарея CR2025 (3 В), ресурс приблизительно 3 года, зависит от частоты впечатывания и чувствительности плёнки.

Размеры: 151х103х70 мм.

Вес: около 585 г (F70) и 600 г (F70D).

 

Камера в руках

          И на взгляд, и на ощупь Nikon F70 производит приятное впечатление. Некоторая громоздкость олицетворяется с солидностью серьёзного инструмента, а обязательные ныне приливные формы реализованы, пожалуй, в определённом варианте. Камера очень "ухватиста" и как бы сама прилипает к руке. Это функциональное удобство лишь усиливается совершенно нескользящей отделкой обрезиненного корпуса, эстетически сочетающейся с чёрной матовостью остальных пластмассовых деталей. Однообразие черноты визуально разрушается 'горячим башмаком" для вспышки, немногими неяркими надписями на кнопках управления и большим жидкокристаллическим дисплеем на верхней крышке. Современный дизайн - не роскошь, а скорее средство облегчить чисто кнопочное управление. Самих кнопок, переключателей и колесиков, казалось бы, немного - меньше дюжины, но пользоваться ими, как правило, приходится не по одной, а в разных сочетаниях, так что число управленческих операций достаточно велико.

          Расположение элементов управления традиционно для большинства электронных зеркалок, традиционен и главный недостаток камер с чисто кнопочным управлением и выводом всей информации на дисплей. Это раздражающая "слепота", требующая для восприятия самой необходимой информации тщательного разглядывания всех символов дисплея и вспоминания их значений. Даже при переходе на, казалось бы, наиболее оперативные "образные" программы приходится держать нажатой одну из кнопок, вращать главное колесико и следить, когда индекс на дисплее окажется против нужной картинки. Эту процедуру неудобно делать даже чисто физически, так как палец, предназначенный для нажатия кнопки (маленькой, а потому неудобной), загораживает именно ту часть дисплея, где расположены интересующие в данный момент символы.

          Справедливости ради нужно заметить, что и в этих режимах создатели позаботились о максимальной информированности фотографа - при изменении режима тут же на дисплее появляются новые значения экспозиционной пары - выдержки и диафрагмы.

          Выход из образных режимов очень прост: продолжая нажимать кнопку, вращайте колесико, пока индекс не выскочит за любую из крайних картинок. Восстановится тот творческий режим, которым вы пользовались последний раз. Автоматика позволяет также и внутри образных режимов "играть" изменением экспозиционных параметров. Для этого, не уходя с выбранного режима, достаточно отпустить кнопку и продолжать вращать колесико.

          Как и у других аппаратов подобного класса, насыщенность всякими автоматическими режимами близка к исчерпывающей. И если есть время, фотограф может выбрать самые экзотичные параметры съёмки и при желании - ввести их в память для последующей быстрой реализации. Однако - и мы не устанем повторять это снова и снова - такая

          Перенасыщенность мало что даёт в реальной съёмке, особенно оперативной. Слишком долго приходится подбирать каждую установку, слишком много внимания (и не побоимся сказать - умственной энергии) уделять осознанию и роли каждого из этих индексов и значков, обильно меняющихся на дисплее. Ведь на нём всё - даже количество снятых кадров - вы не узнаете, не включив камеру. Боюсь, что чрезмерно частое использование главного выключателя (а это всего-навсего обычный "ползунок") может сделать его относительно ненадёжным элементом управления.

          В современной камере есть автоматические режимы бесспорно удобные, а есть и те, удобство которых автор бы поставил под ее мнение. К первым уже проверенным относится экспозиционная автоматика: даже опытный фотограф не может непосредственно оценить на глаз необходимые выдержку диафрагму с той высокой точностью, которая необходима для нынешних цветных плёнок. Другое дело, что эти автоматики стал запутывающе расширенными, но в кони концов всякими сдвигами программ можно не пользоваться. Ко вторым - и особенно Nikon F70 - по мнению автора, относятся чрезмерно усложнённая автофокусировка и, быть может (вот где мы ждем потока брани наш адрес), само её наличие.

          Понятно, что совсем отказаться от такого новшества (наиболее позднего, кстати, из всех прижившихся) не посмеет сейчас ни одна фирма хотя бы из сугубо рекламных и коммерческих соображении. Но задуматься о целесообразности дальнейшего развития или псевдоразвития этих систем, пожалуй, стоило бы.

          Позвольте обосновать эту точку зрения. Вспомним ещё недавнюю историю фокусировочных систем зеркальных камер. После яркого и очень критичного по точности дальномера Леек, Контаксов и ФЭДов фотограф столкнулся с полутёмным зернистым матовым стеклом первых зеркальных камер. Поймать в нём момент резкости было делом очень непростым.

          И начались усовершенствования. Клинья Додена вновь стали разрезать изображение, микропризмы превращали нерезкость в легко различимое мерцание, вся остальная поверхность экрана испещрилась кoльцaми линзы Френеля, выравнивающей яркость картинки до самых краев. Удобство и быстрота наводки возросли, но собственно живой картинки в видоискателе почти не осталось - зеркалка стала терять своё главное преимущество - композиционную наглядность сюжета.

          В серьёзных камерах экраны стали сменными - для разной оптики и разных условий свои, причем сменить их было много сложнее, чем объектив. С введением автофокусировки экран стал возвращаться к своему прежнему чисто матовому виду с несколькими неброскими штрихами зон фокусировки точечного экспозамера. Эта очищенность слилась с принципиально новыми технологиями сверхточной лазерной матировки, на которой легко различимы самые тонкие детали изображения, без преувеличения - отдельные песчинки. Такой экран в любом его месте - будь то в центре или в самом углу - позволяет "запросто" поймать глазом момент точкой фокусировки даже человеку с отнюдь не идеальным зрением. Процедура не становится сложнее в сумерки и даже при искусственном освещении, на хорошую яркость работают ещё и многослойное просветление объективов, превосходное покрытие зеркала и удачная конструкция пентапризмы. Именно такой экран фотограф найдёт Nikon F70.

          По собственному опыту автор (сам снимающий в очках) может утверждать, что ручная наводка на резкость занимает не более 1-2 с даже с широкоугольником 28 мм и даже когда объект фокусировки расположен на периферии кадра. Отсюда возрождается прежний и творчески наилучший порядок съёмки: с первого же взгляда изображение строится композиционно завершенным образом без оглядки на то, где оказывается главный сюжет. По нему вручную наводится резкость и делается съёмка. Остаётся, правда, некоторая опасность неточной экспозиции, определяемой не по главному сюжету, но матричный экспозамер с этим, как правило, справляется, поэтому она несравненно более редка, чем неточная автофокусировка. Ведь над последней довлеет множество осложняющих и ограничивающих факторов - выбор ширины зоны, разового или непрерывного режима, наличие “нефокусируемых” автоматикой элементов, например, очень маленьких, малоконтрастных, повторяющейся структуры или просто яркого заднего плана.

         Добавьте ещё сюда, что в разовом режиме затвор не срабатывает, если фокусировка не закончена (и кадр будет потерян), а в непрерывном затвор сработает, но сюжет может оказаться нерезким. А сколько времени уходит, когда нужно перестроить композицию после автофокусировки! Даже простой кружочек сигнала её завершения бывает некогда разглядывать на дисплее видоискателя, не отвлекаясь от композиционных задач, а тут ещё могут появиться (и появляются ведь, поганцы!) треугольники, мигающие или не очень, цель которых - с грустью сообщить, что в данной ситуации автофокус помочь фотографу не в силах. Пока это появляется, мигает и переливается, глазом вы уже давно видите, что сюжет слишком близко или солнце бьёт прямо в объектив.

          Возможно, для репортёрской работы автофокусировка останется полезной и с таким высококачественным фокусировочным экраном, как у Nikon F70, но упростить её до разумного эксплуатационного предела (быстрота нареканий не вызывает!) было бы, по-видимому, полезно. Впрочем, удобный электронный дальномер, включающийся в режиме ручной фокусировки и работающий с любыми фирменными объективами, делает наводку на резкость столь же быстрой и без разглядывания матового стекла, если вы всё-таки не верите собственным глазам и не можете отвлечься от всех этих электронных штучек.

          Вообще хотим ещё раз подчеркнуть, что обилие дисплейной информации в репортажной съёмке анализировать бывает некогда, а когда время есть, например, в студийной съёмке, всё равно обычно применяются и другие камеры, и другие приёмы. Мы уделили критике столько внимания вполне сознательно. Фотограф должен знать, что его ждет в самом современном и автоматизированном аппарате.

          На деле же камера, конечно, хороша, многогранна и после её нелёгкого освоения оперативна. Впрочем, оперативность может быть реализована без должного освещения, если ограничиться наиболее безмозглыми режимами вроде универсальной программы. Бесшумный ход плёнки позволяет пользоваться аппаратом в условиях жёстких, например, в театре, на ответственном собрании и тому подобное не привлекая к себе ненужного внимания. Окуляр камеры построен по принципу вынесенной точки фокуса (high eye-point), что зрительно облегчает съёмку в очках.

Оптика

          К камере подходят все объективы Nikkor почти без исключений, как автофокусные, так и обычные. С последними также работает электронный дальномер. Мы испытали два современных автофокусника: AF Nikkor 28-70 мм f/3,5-4,5D и новейший AF Nikkor 70-300 мм f/4-5,6D ED. Эта пара охватывает чуть не весь практически важный диапазон фокусных расстояний (можно добавить ещё широкоугольный зум вроде AF Nikkor 20-35 мм f/2,8D, но он весьма дорогой, и ему есть альтернативы у других производителей). Два-три объектива вместо прежней дюжины, и всё это при общем весе меньше 1,5 кг - таковы реальные достоинства современной оптики с переменным фокусным расстоянием.

          Оба зума произвели отличное впечатление по своему оптическому качеству. Механически они также сделаны добротно. Ход всех подвижек плавный, заметных люфтов нет, байонеты - из металла, хотя "пластмассовость" оправы всё-таки чувствуется и по весу, и на ощупь. Все подвижные кольца имеют удобные ребристые резиновые накладки, шкала диафрагм защёлкивается на наименьшем значении действующего отверстия для гарантированной работы в программном режиме. Просто удивительны малогабаритность и лёгкость длиннофокусного зума — в самом "раскрученном" состоянии его максимальная длина меньше 20 см, а в "собранном" всего 13 см при весе около 400 г. Для сравнения: по длине он точно такой же, а по весу много легче прежнего неавтофокусного зума Nikkor 80-200 мм f/4,5.

          На объективах нет переключения с автофокусировки на ручной режим, этот переключатель находится на камере. Кстати, в не очень удобном месте - на передней стенке аппарата. Шкалу дистанций установленного на камеру в автофокусном режиме объектива вращать нельзя — это может вызвать поломку зубчатых передач. Зумирование ручное - это очень рационально: и быстро, и не потребляет и без того ограниченную энергию батарей. Собственно автофокусировка также быстра, по этому параметру Nikon и Canon давно и успешно конкурируют друг с другом, опережая другие фирмы. Оба зума отличаются кратчайшим расстоянием наводки (0,7 м и 1 м), поэтому при фокусном расстоянии 70 мм даваемый ими масштаб изображения будет существенно различным.

Краткие итоги

          Nikon F70 - завершенное дитя электронной эпохи, изящное создание, в котором подаваемое фотографу “меню” технологических возможностей и кнопочек, предлагающих поиграть ими, явно довлеет над целью сосредоточения на сюжете съёмки. Такая концепция безграничного технологизма - удел любых электронных чудес всех фирм и производителей, продукция которых, почти идентичная в каждой ценовой группе, по возможностям отличается лишь тонкостями, так сказать, второго порядка - формой и расположением кнопочек да количеством символов на дисплее, который всё равно некогда рассматривать, если вы всерьёз собирались снимать. Но это не значит, что снимать камерой плохо, неудобно или просто трудно. Выбрав желаемый режим, фотограф может на нём остановиться и не менять его, тогда съёмка становится настоящим удовольствием. "Семидесятому" можно адресовать и замечания по обилию пластмассы в конструкции, моменту, достаточно критичному при покупке камеры на многие годы, как у нас в стране и было всегда принято.

 

Благодарим редакцию журнала Фотомагазин за любезно предоставленный материал

.


ProPhoto

Библиотека

.



У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии
Тел.: (095) 924-7816, E-mail: app@aha.ru