.


InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

Электронная вспышка Mecablitz 40 MZ-3

Андрей Шеклеин.

Фотомагазин 1-2\1998

Современная электронная вспышка - сложнейший автоматизированный агрегат, превращающий самые сложные фотосъёмки в занятие не только возможное, но и в чём-то приятное. Одна из последних разработок известной немецкой фирмы Metz - пример реализации высших технических достижений в портативной модели профессионального уровня.

herta1p.gif (61 bytes)

Metz 40 MZ-3, несмотря на свои почти неограниченные возможности, относится к вспышкам портативного типа и может быть размещена прямо в полозках фотокамеры.

          Пучок почти солнечного света, стреляющий на 70 м, если вы снимаете на плёнку ISO 400 при диафрагме 1,4, и, одновременно, изящный осветитель для макросъёмки, который позволяет снять бабочку с 30 см при 1:16 на ту же самую плёнку! В обоих случаях, если хотите, в полностью автоматическом режиме, когда фотографу не нужно думать ни о расстоянии, ни о диафрагме. Эти и масса других полезных возможностей заключены в небольшой, изящной формы вспышке весом всего лишь 540 г вместе с четырьмя пальчиковыми батарейками, которых может хватить, при съёмке в некоторых режимах, на 3000 кадров.

          Фирма Metz давно специализируется на профессиональных вспышках, пригодных для камер практически любых производителей, и Mecablitz 40 MZ-3 - одна из последних и самых совершенных её разработок. Как и другие модели, она входит в двойную систему адаптеров (SCA-300 и SCA-3000). Эти системы позволяют (при замене адаптеров) использовать каждую вспышку с любым самым современным аппаратом и реализовывать все возможности автоматики как аппарата, так и самой вспышки. Какие же это возможности? Перечислим их кратко.

          Вспышка рассчитана на работу с отражённым светом (bounce flash) и имеет наклоняемую от-15° (вниз) до 90° вверх и поворачивающуюся в горизонтальной плоскости на 270° головку, а также второй рефлектор, излучающий 15% энергии основного импульса. Всё это очень разнообразит схемы освещения одиночной вспышкой. Моторное управление зум-головкой (с изменяемым по команде микропроцессора фотокамеры углом светоиспускания) обеспечивает соответствие фокусным расстояниям съёмочного объектива от 24 до 105 мм, для 20-миллиметровых объективов имеется встроенный рассеиватель. Удобная - сверху - смена батареек или аккумуляторов. На задней стенке расположен большой жидкокристаллический дисплей с выводом всей информации, заметим кстати - очень нужный при съёмке. Десять обрезиненных кнопочек и два переключателя управляют основными параметрами, ещё два — вспомогательными. Режим быстрой зарядки, самовыключения, ключ "запирания" установленного режима расширяют сферу удобств. В темноте дисплей можно подсветить приятным зеленоватым светом, а два светодиода (и если захотите - звуковой сигнал) сигнализируют о готовности вспышки, второго рефлектора и достаточности экспозиции в автоматических режимах.

 

Режимы и их назначения

          Режимов этих - полный современный набор, и даже "с хвостиком". Ручной (М) и "обычный" автоматический тиристорный (А, фирма называет его телекомпьютерным), причём тиристорное управление здесь не простое, а суперсовременное - на безынерционном транзисторе IGBT (Insulated Gate Bipolar Transistor). Этот транзистор обеспечивает особые преимущества: значительную экономию места (вспышка становится чуть не на треть портативнее) и настолько большое быстродействие, что появляется возможность сигналом от камеры в нужный момент дистанционно отключать отнесённые от камеры вспышки с точным дозированием излучаемого ими света. Кроме того, с высокой точностью отмеряются особо малые дозы света, чередующиеся при съёмке вблизи или на особенно высокочувствительную плёнку.

          Затем - автоматический режим с замером через объектив (TTL). В зависимости от возможностей камеры этот режим имеет разные фирменные вариации, для Canon A-TTL, для Nikon 3D. Для специальных, например, рекламных или спортивных съёмок предлагается стробоскопический режим с изменяемыми частотой (1-30 Гц) и количеством вспышек (2-20); режим пилотного света (ML - modelling light) в какой-то мере имитирует студийные удобства, позволяя оценить тени, и, наконец, режим Easy Mode (ЕМ) - "высшее" достижение в переусложнённых системах. Мы бы назвали его режимом обалдевшего от информации фотографа.

          Предполагая, что читатель знаком с сутью основных режимов, расскажем чуть подробнее о двух последних. Что делать, если вам позарез нужно увидеть, а может, и подправить световой рисунок на сюжете? Где легли тени, не "провалились" ли на портрете глаза? В стационарных студийных осветителях для таких оценок служит пилотный (моделирующий) свет - обычно лампа накаливания, размещенная соосно с импульсной и показывающая характер освещения сюжета. В переносных блицах лампы накаливания нет, но её ухитрились заменить часто-часто мигающими слабыми импульсами, которые для глаза сливаются в слегка колеблющийся непрерывный свет. Три-четыре секунды такого свечения позволяют разглядеть, как объект получится на снимке, хотя конденсатор при этом разрядится до нуля.

          Режим ЕМ чем-то напоминает автору кнопку "Программа" на суперперегруженной автоматическими возможностями электронной зеркалке вроде Minolta 800si. Эта кнопка "стирает" все предыдущие установки, переводя автоматику в наиболее общий и универсальный вариант работы.' В случае нашей вспышки - это быстрейшая готовность к работе: все кнопки (кроме подсветки и ручного срабатывания вспышки) блокируются, зум переводится в положение 28 мм, на дисплее исчезает почти вся информация, и комбайн "камера— вспышка" начинает работать через объектив абсолютно независимо от ваших излишних желаний и больше не обременяет фотографа необходимостью простейших раздумий. В любом из автоматических, а также ручном режиме можно работать с частичным отбором энергии конденсатора от его полной величины 1/1 до 1/256 доли с каждым следующим шагом, уменьшающим эту энергию вдвое, и регулировкой этого уменьшения через 1/3 шага. Это значит, что фотограф может установить, например, такие соседние значения: 1/32 долю, или 1/32 долю -1/3 её, или 1/64 долю +1/3 её, а затем просто 1/64 долю. Зачем же нужны такие дробления? Ведь в автоматических режимах вспышка сама делает примерно то же самое, отсекая неполную долю энергии, причём бесступенчато.

          Смысл есть, и большой. Частичный отбор по желанию фотографа превращает мощную вспышку в менее мощную вплоть до самой слабенькой с сохранением всех преимуществ высокоразвитой про-фессиональной системы. И, кроме того, позволяет задавать те параметры, которые без такого режима были бы зависимыми от других. Легче всего это продемонстрировать примером. Вы снимаете в ручном режиме портрет человека с 3м и, желая вывести в нерезкость фон, хотите работать с полностью открытой диафрагмой 1:1,4. Для плёнки ISO 200 при этой диафрагме расстояние должно составлять 46 м, но никак не менее 3 м, как у вас. И только взяв 1/256 долю энергии, вы выполните оба условия: 1:1,4 на 3 м. Всё это никаких расчётов не требует, так как видно прямо на дисплее. Если вы нуждаетесь в каком-то конкретном интервале расстояний при сохранении прежней диафрагмы, возьмите режим автоматический. С 1/4 доли энергии вам предоставляется любая возможность от 2,3 до 25 м, в то время как при полной энергии интервал лежит от 4,1 до 46 ми дистанция в 3 м из него выпадает. Пример реальный, значения даны для объектива 85 мм, он дополнительно демонстрирует немалый потенциал вспышки этой модели.

Практика

          Но вернёмся к адаптерной системе. Автор испытал вспышку в простейших вариантах - на примитивной старой Praktic'e с единственным центральным синхроконтактом и на одном из неавтофо-кусных Сапоп'ов. В первом случае потребовался лишь стандартный адаптер, которым вспышка комплектуется при продаже. Во втором его пришлось заменить на один из сменных адаптеров - все режимы, включая TTL, реализовывались без затруднений. Не было трудностей и с автофокусными камерами, причём при слабом освещении блиц генерирует вспомогательный инфракрасный луч, облегчающий автофокусировку. Завораживающее впечатление производит связь зумов камеры и вспышки: передвигаешь первый, а головка вспышки сама с лёгким жужжанием следует за ним. Вспомните, что всё это в почти "карманном" габарите при весе чуть больше полкило.

          За повышение удобства приходится расплачиваться. В данном случае - повышенным расходом энергии батареек. И очень немалым. Все эти передвижения зума, моделирование теней, автофокусная подсветка, предвспышка, даже дисплей тратят на себя немалое количество электричества, в полном смысле отнимаемого от главного потребителя - самой импульсной лампы. По прикидкам - до половины всего ресурса, и там, где вы без хитростей могли бы сделать двести кадров, на деле получается всего сотня. Хотя это и минус, на практике он очень существен. Батарейки стандартные (АА), заменяемые никель-кадмиевыми аккумуляторами. Менять их легко. Но можно перейти на внешнее питание (блок Р40) или силовые рукоятки (G15nG16) и этим вообще снять "проблему электричества". Приведём номинальные ресурсы питания.

          С щелочными батарейками LGR количество вспышек от 100 до 3000, время заряда от 10 до 0,1 с (первые значения для самых неэкономичных режимов вроде ручного, вторые - для "удачных" автоматических). Никель-кадмиевые аккумуляторы: 60-1200 вспышек, 5-0,1 с. Пригодны и литиевые батарейки FRG L91 (тот же размер • АА): 200-5000 вспышек, 11-0,1 с. Внешний блок Р40: 160-3200 вспышек, 5-0,1 с. Рукоятки G15 и G16: 210-4200 вспышек, с щелочными батарейками или 160-3200 вспышек с аккумуляторами. Достаточно? По-видимому, вполне даже для самых напряжённых профессиональных съёмок. О "силовых рукоятках" хочется сказать особо. Это удобная вещь, и нетолько с позиций усиленного питания, но и потому, что превращает вспышку в "молотковую", располагаемую не в полозках камеры, а сбоку от неё, причём с удобным дополнительным захватом. Очень целесообразное решение при работе с широкоплёночными камерами 6х6, вся конструкция получается устойчивой и прикладистои, как хорошее охотничье ружье. При этом (в отличии, например, от очень похожей по возможностям настоящей "молотковой" вспышки 50 MZ5) сохраняется портативность для тех съёмок, где она удобна или обязательна.

Системные возможности

          Мы уже упомянули, что вспышка входит в обе адаптерные системы Metz и с ними, в зависимости от потенциала камеры, реализует возможности согласования от самых простых до совершенно "изысканных". Это:

- автоматическое переключение выдержки камеры на кратчайшую синхронизированную;

- сигнал готовности вспышки в окуляре камеры;

- сигнал достаточности света после экспозиции (ОК - о'кей - всё в порядке);

- ручной и автоматический тиристорный режимы работы вспышки;

- TTL-управление длительностью импульса;

- TTL-экспокоррекция для нестандартных сюжетов;

- TTL-управление заполняющей вспышкой для подсветки теней (fill-in);

- специальные TTL-режимы Canon A-TTL и Nikon 3D multi-sensor fill-in с предварительной измерительной предвспышкой;

- беспроводное TTL-управление несколькими вспышками:

-управление моторным зумом;

- управление поджигом;

- синхронизация по первой и второй шторке;

-управление измерительным лучом автофокусировки:

- указатель дистанционного интервала вспышки;

- автоматическая программа вспышки;

- автоматическое управление диафрагмой;

- предвспышка для ослабления эффекта красных глаз.

          При этом изобилии остановимся на наиболее современном и обещающем большие изобразительные возможности режиме дистанционного беспроводного управления несколькими разнесёнными вспышками. Несколько источников света всегда удобнее одного, как ни направляй его вверх, вниз или в стороны, какие рассеиватели, зонтики и козырьки на него не надевай. Первым шагом было кабельное разветвление от главной синхронизирующей вспышки, установленной на аппарате. Затем от всех проводов удалось избавиться, перейдя на поджиг со светоловушками. Однако экспозиция оставалась неопределённой и требовала замера хорошим импульсным экспонометром - флэшметром. И только последнее поколение вспышек с практически безынерционной автоматикой перевела этот многовспышечный вариант в режим TTL-замера. Раньше он был возможен опять-таки со специальной и довольно сложной кабельной системой. Камера замеряет на объекте свет всех вспышек (и невспышек тоже!) и в момент его достаточности дистанционно отключает их, в максимальной степени гарантируя правильную экспозицию. Идея превосходна, модель 40 MZ-3 наиболее подготовлена к её реализации, но если одновременно используются и другие типы вспышек, для некоторых могут понадобиться дополнительные адаптеры. Конкретная информация имеется в описаниях соответствующих моделей.

Резюме

          Мecablitz 40 MZ-3 - одна из наиболее универсальных, но сохраняющих портативность вспышек фирмы Metz. Её возможности настолько широки, что не уступают (с соответствующими адаптерами) на любой из современных камер возможностям самых "продвинутых" фирменных моделей. Работа со вспышкой удобна и может быть освоена буквально за пару часов (при условии внимательного изучения инструкции). Пожалуй, эта вспышка - удачный выбор как для профессионала, так и для подготовленного фотолюбителя.

 

Благодарим редакцию журнала Фотомагазин за любезно предоставленный материал

.


ProPhoto

Библиотека

.



У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии
Тел.: (095) 924-7816, E-mail: app@aha.ru