InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

prof.jpg (11634 bytes)

MAMIYA 645 Pro TL – новое поколение популярной зеркалки.

Фотомагазин №3 (34)’99

Андрей Шеклеин, Андрей Харитонов

 

herta1p.gif (61 bytes)

Четверть века назад фирма Мамия первой в мире выпустила на рынок однообъективную зеркальную камеру форматом 6х4,5 см и сразу обрела последователей в этом удачном решении. Широкоплёночная аппаратура ещё раньше завоевала уважение профессионалов в первую очередь из-за увеличенной по сравнению со стандартным кадром на 35-мм плёнке площади изображения. Мы знакомим вас с последней новинкой фирмы, причём камера была взята в минимальном (в том числе и по цене), но вполне работоспособном комплекте, состоящем из корпуса, шахты, стандартного объектива и магазина.

herta1p.gif (61 bytes)

Технические характеристики камеры

Тип: широкоплёночная однообъективная зеркальная камера с электронно-управляемым шторным затвором.

Формат кадра: 6х4,5 см; реальный размер изображения 56х41,5 мм.

Применяемая плёнка: рольфильм тип 120 - 15 кадров, рольфильм тип 220 - 30 кадров; мгновенные материалы Polaroid тип 100 и 600 (в специальном магазине); 35-мм перфорированная плёнка в стандартных кассетах.

Зарядка плёнкой: при дневном свете, сменные магазины со шкалами чувствительности плёнки.

Стандартные объективы: Mamiya Secor С 80 мм f/2,8 N, Mamiya Secor С 80 мм f/1,9 N.

Крепление объективов: байонет М 645, пригодный для всех объективов с таким байонетом.

Затвор: электронно-управляемый матерчатый шторный затвор с горизонтальным движением шторок, выдержки в ручном режиме 1/1000 - 4 с, в автоматическом режиме (с призменным видоискателем АЕ) 1/1000 - 8 с: электромагнитный спуск с возможностью автоспуска и блокировки спусковой кнопки. Х-синхронизация при 1/60 с, центральный контакт, "горячий башмак" с контактами TTL-управления.

Зеркало: постоянного визирования, наружное отражающее покрытие, возможность фиксирования в поднятом положении.

akses.jpg (19665 bytes)Видоискатели: сменные; шахтный N: без экспозиционной автоматики, встроенная лупа со сменяемыми линзами разной оптической силы, рамочный визир для быстрой спортивной съёмки: призменный FP 401: без экспозиционной автоматики, горизонтальное направление выходящего из окуляра оптического луча; призменный FE 401: с экспозиционной автоматикой, горизонтальный выход лучей, даёт не перевёрнутое изображение с правильным расположением сторон, управляет электронным затвором в режимах приоритета диафрагмы и TTL-автоматики вспышки в режимах А и AEL; экспозамер центровзвешенный (AV), точечный (SP) или автоматический выбор того или другого в зависимости от условий освещения сюжета; ЖК-дисплей в видоискателе указывает правильную экспозицию, а также сигнализирует о не вынутом шибере; зеркальный FK 402: с экспозиционной автоматикой, горизонтальный выход лучей, построен по схеме Кеплера; реализует автоматический TTL-режим или ручную экспозицию с центровзвешенным экспозамером. Экспозиция указывается красными и зелёными светодиодами. Встроенная поправка по зрению от -5 до +5 дптр.

Пять сменных фокусировочных экранов, таких же, как у модели М 645 Super, микрорастровым кольцом и линзой Френеля, поле изображения 94% площади кадра.

Протяжка плёнки: ручная на один кадр откидной рукояткой АС 401, шесть позиций для наиболее удобной начальной установки рукоятки; приставные ручки-моторы WG 401 и WG 402. Счётчик кадров: суммирующий, самосбрасывающийся, с автоматическим переключением типа плёнки (120/220).

Прочее: возможность мультиэкспозиции; шкала глубины резко изображаемого пространства на объективах; электронный отключаемый автоспуск со светодиодной сигнализацией (задержка 10 с); дистанционный электрический спуск с соответствующим гнездом подключения; контроль состояния источника питания, показывающий три уровня разрядки. Источник питания: батарея 6 В: серебряно-окисная 4SR44, щёлочно-марганцевая 4LR44 или литиевая 2CR1/3.

Размеры и вес: корпус 124х103х124 мм, 970 г (без объектива).

Дополнительные приспособления: Сменные объективы Mamiya Secor: С 35 мм f/3,5 N; 45 мм f/2,8 N; 55 мм f/2,8 N; 150 мм f/3,5 N; 150 мм f/2,8 N: 210 мм f/4 N; 300 мм f/5,6 N ULD; A 200 мм f/2,8 APO; A 300 мм f/2,8 APO; A 500 мм f/4,5 APO: 500 мм f/5,6; зумы: 55-110 мм f/4,5 N; 105-210 мм f/4,5 ULD; "рыбий глаз" 24 мм f/4 ULD; специальные объективы: 50 мм f/4 шифт; 80 мм f/4 N макро; 120 мм f/4 N макро; объективы с центральным затвором: А 55 мм f/2,8 N/L, А 80 мм f/2,8 N/L, A 150 мм f/3,8 N/L; телеконвертер 2x.

Магазины для плёнки: НА401 (тип плёнки 120), НВ401 (220), НС401 (35-мм, с панорамным адаптером), НР401 (мгновенные комплекты Polaroid).

Работа со вспышками: TTL-согласование посредством адаптера SCA 396 (со вспышками Metz 60 СТ 4, 50 MZ-5, 45 CL 4, портативными 40 MZ-1/2/3, 32 MZ-3, 32 Z-2 и другими вспышками системы SCA 300 и 3000; для портативных вспышек необходим адаптер 300Е). Консоль для вспышек AD 401. Синхроконтакт для подключения студийных вспышек.ad.jpg (11305 bytes)

Реальная площадь кадра в формате 4,5х6 см в 2,7 раза больше привычного фэдовского. При необходимости больших увеличений и требованиях безукоризненной резкости это выигрыш существенный. Но даётся он не даром. Увеличение габаритов и веса, заметное снижение оперативности, менее обширный выбор сменной оптики и дополнительных приспособлений, ощутимое возрастание стоимости аппаратуры и светочувствительных материалов - вот наглядная плата за переход на широкую плёнку и профессиональное среднеформатное оборудование. Плата эта тем не менее выглядит оправданной, свидетельством чему является выпуск аналогичных камер и другими ведущими фирмами. Pentax, Rollei, Bronica, Hasselblad, а на последней "Фотокине" даже и Contax активно приглашают в мир широкой плёнки. Вариант 6х4,5 играет роль либо базового, либо обязательного дополнительного в камерах с максимальным форматом 6х7 см.

Mamiya 645 - типичная представительница камер блочного "кубического" дизайна, разработанного Хассельбладом. Как известно, такая компоновка имеет свои плюсы и минусы. К первым относится гибкость системы, возможность в любой момент сменить светочувствительный материал и даже формат снимка. Испытанная Mamiya имеет плёночные магазины и на малоформатную 35-мм плёнку, и на материалы Polaroid. Приставные моторы, большой выбор сменных видоискателей и обычный для среднего формата набор сменной оптики дополняют гибкость системы.

К минусам можно отнести своеобразную форму, требующую определённого переучивания, если фотограф привык с традиционному дизайну, а также переусложнённость блокировок, предотвращающих гибель кадра при заменах отдельных "блоков".

Однако наиболее "ёмким" недостатком этой и ей подобных камер является обстоятельство, которое пользователь современной 35-мм зеркалки вполне мог бы назвать "все удобства во дворе". Речь идёт о том, что в минимальном рабочем варианте - корпус, основной объектив, шахтный видоискатель и один магазин для плёнки - камера не предлагает фотографу никаких удобств привычной автоматики и представляет собой, по сути дела, чисто ручной инструмент, требующий немалых дополнительных вложений, хотя и вполне работоспособный.

О чём идёт речь? Автоматика экспозиции невозможна без специальных видоискателей, вертикальный кадр без призменного видоискателя сделать оперативно не получится, для быстрой протяжки плёнки (и удобного захвата камеры) нужна моторная рукоятка, работа с TTL-вспышкой требует специальных адаптеров SCA. Это настолько существенно, что настоящий рабочий комплект профессионала лучше формировать сразу при покупке.

Со времён первых Хассельбладов компоновка подобных камер достаточно устоялась. Рукоятка взвода затвора и перевода кадров размещается справа, спусковая кнопка - в нижней части передней стенки. Наводка на резкость и установка диафрагмы осуществляется кольцами на объективе. "Горячий башмак" для вспышки - на левой стенке, счётчик кадров — на правой. Как видим, элементов оперативного управления немного, а неоперативного (подъём зеркала, мультиэкспозиция) и того меньше. Вся автоматика экспозиции размещена на и в соответствующих видоискателях.

По причине высокой "разъёмности" на камере бросается в глаза количество запирающих рычагов и кнопок. Они должны быть совершенно надёжны, чтобы предотвратить случайное раскрытие или даже отцепление плёночного магазина или видоискателя. Поэтому все они сделаны сдублированными и весьма тугими (и даже не очень удобными - оба рычага, отпирающих магазин, находятся с одной стороны -слева и требуют работы двумя руками). Например, чтобы снять шахту, одну кнопку нужно опустить вниз, а другую одновременно нажать. Приходится помнить и о шибере (заслонке плёночного магазина), в разные моменты его приходится то вставлять, то вынимать, иначе камера не будет работать. В связи о этим шибер становится ещё одним оперативным элементом управления. Чтобы он всегда был под рукой, в задней части магазина сделана прорезь для его хранения, а ребро сделано из красной пластмассы, сразу обращающей на себя внимание на глубоко чёрном матовом фоне всего корпуса. Нужно сказать, что внешне камера выполнена очень изящно. Наружные пластмассовые накладки скрывают прочный каркас, в котором находятся рассчитанные на многолетнюю интенсивную эксплуатацию узлы и механизмы камеры.

Шторный затвор камеры электронный, то есть без батарейки не работает вообще. Премия за это неудобство - широченный диапазон выдержек и их прекрасная точность и воспроизводимость, недоступные чисто механическим конструкциям затворов. Однако иметь хотя бы одну выдержку, реализуемую без электрического питания, было бы полезно. Диск выдержек удобно расположен, четко фиксируется и может управляться одним пальцем. Косвенным свидетельством развитых дополнительных возможностей является обилие золочёных электрических контактов, расположенных во всех разъёмных частях, включая рукоятку протяжки плёнки, заменяемую приставным мотором.

zad.jpg (11990 bytes)Хорошо продумана и механическая часть камеры. Затвор работает хотя и сравнительно громко (из-за весьма массивного зеркала), но мягко, удар зеркала гасится почти полностью, что даёт возможность снимать с рук на относительно длинных выдержках (все фотографии к статье сняты с рук). Однако конструкция рукоятки взвода субъективно кажется слишком хрупкой (чего на самом деле на профессиональной камере, конечно, не может быть): в начале она движется довольно туго, а затем, на заключительном этапе, необычайно легко. Поэтому затвор поневоле начинаешь взводить медленно и нежно, что вскоре надоедает и вызывает желание приобрести мотор. Стоит упомянуть и о том, что нажать на притопленную спусковую кнопку или извлечь шибер в перчатках весьма сложно. Это вызвало хоть и субъективные, но вполне понятные нарекания авторов: испытывалась-то камера зимой...

Хочется обратить внимание читателя на ещё один существенный элемент системы - оптику. В линейке вы найдёте объективы разного назначения: от сверхширокоугольного "рыбьего глаза" до супертелевиков 500 мм. Здесь и макро, и шифт, и пара зумов плюс уже обязательный двукратный конвертер. Как и у других среднеформатных камер со шторным затвором, Mamiya делает самую технологически современную оптику с высокой степенью исправления хроматических аберраций (АРО) с применением оптических стекол с пониженной дисперсией (ULD). Отсюда и весьма высокая для такого формата светосила: f/1,9-у стандартного объектива, f/2,8—у широкоугольников, (/4,5-у телевиков.

Высокое качество изображения, реально проверенное на мамиевской оптике, позволяет получить дополнительный эффект на 35-мм плёнке. Магазины для этого светочувствительного материала рассчитаны на обычный кадр 24х36 (работает только центральная зона изображения объектива) и на панорамный 24х56 мм. Таким образом, фотограф может получить "истинную" высококачественную панораму без дополнительных сложностей.

Если вы переходите на камеру подобного типа, потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к ней и довести операции съёмки до автоматизма - не электронного, а собственного, когда голова уже не думает, за какой рычажок нужно браться в следующий момент. Впрочем, это справедливо для любой новой камеры. Здесь же, в силу её компоновки, приходится осваивать даже такие вещи, как правильно и удобно держать её при съёмке или не забывать о роли, назначении и месте шибера плёночного магазина. Тем не менее трудности эти очень относительны и легко преодолимы. Достоинства же большого формата в серьёзной работе неоспоримы, и здесь приходит в голову очень крамольная мысль: если уж вы освоили новую систему и неизбежно собираетесь работать с камерой большого веса и сменными магазинами, является ли выбор 6х4,5 наилучшим?

Есть много моделей 6х6 и 6х7, которые дают ещё более высокое качество изображения и у которых формат 6х4,5 всегда можно получить с дополнительными магазинами. Ведь реальная площадь формата 6х6 (55х55 мм) в 3,5 раза больше кадра 24х36 и в 1,3 раза больше кадра 6х4,5, представляя при этом плюсы (и минусы!) квадратного формата, переноса окончательной кадрировки на позитивный процесс и "привычности" кадра наших Салютов и Киевов.

Резюме: Mamiya 645 Pro TL - современная широкоплёночная камера профессионального уровня, которая при наличии почти обязательных дополнительных приспособлений обеспечивает множество реальных удобств, включая автоматику экспозиции, переход на другие форматы, моторную протяжку плёнки, TTL-режим со вспышкой. Не отличаясь принципиально от аналогичных камер других фирм, она предлагает близкий уровень возможностей, за исключением, пожалуй, только автофокусировки, уже реализованной у Пентакса и Контакса. Является хорошим выбором для фотографа, не чувствующего необходимости работать ещё более крупным форматом.

Андрей Шеклеин, Андрей Харитонов

 

Благодарим редакцию журнала Фотомагазин за любезно предоставленный материал

.

Гильдия издателей периодической печати. Широкоформатная печать
pechatige.ru

ProPhoto

Библиотека

.

Гильдия издателей периодической печати. Широкоформатная печать
pechatige.ru


У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии
Тел.: (095) 924-7816, E-mail: app@aha.ru