Библиотека

ProPhoto

О Carl Zeiss и других легендах в фототехнике
Версия 1.01

Алексей Николаев

Журнал Потребитель, Фото&Видеокамеры N3 2000г.

-------------------------------------------------------------------------------

Фотография – дело темное”
Народная мудрость

Введение

           Читая современные издания по фототехнике, а также иногда общаясь с покупателями в фотомагазине, я с постоянно возрастающим изумлением наблюдаю процесс мифологизации некоторых “орудий труда” фотографа, чаще всего - оптики от Carl Zeiss, реже Leica и среднеформатных камер. С сожалением также замечаю, что значительное количество технической информации, содержащееся в большинстве журналов, часто оказывает негативное влияние на сознание читателей. Наблюдается уход от сути фотографии, и люди, вместо того чтобы заниматься самим предметом фотографии, озабочены близкими к бессмысленным размышлениями о числе зон замера камер, алгоритмах обсчета экспозиции и автофокуса, либо о разрешающей способности и цветопередаче пленок, в общем, о чем угодно, только не о самой фотографии.

           Итак, одним из самых главных мифов является оптика, произведенная фирмой Carl Zeiss. О ней говорят чуть ли не доверенным шепотом, мол, сами понимаете – легендарный Zeiss… Также встречаются упоминания о ней в статьях по фототехнике как о чем-то сверхъестественном, при этом обычно не уточняя, в чем же эта сверхъестественность собственно заключается. По моим ощущениям, немногие из авторов этих статей снимали достаточные объемы материала (десятки пленок) оптикой от Zeiss, чтобы более-менее объективно объяснить, чем же она так хороша. Снимая некоторое время современной оптикой от Carl Zeiss (произведенной в Западной Германии), я хочу поделиться соображениями насчет того, что же такое немецкая оптика и почему эту оптику покупают, несмотря на весьма высокую цену.

           Скажу сразу, что невозможно говорить о хорошей оптике без использования некоторых иррациональных терминов, таких как “рисунок”, “пластика”, “bokeh” и так далее. Чисто математический подход вроде числа линий на миллиметр, графиков MTF и тому подобного здесь терпит фиаско и больше подходит для чисто умозрительных рассуждений, имеющих не самое прямое отношение к реальности. Кроме того, технические аспекты оптики уже достаточно известны читателю, поэтому здесь, насколько возможно, я постарался описать не совсем очевидные свойства оптики.

Немного истории

           Думаю, будет уместным упомянуть об истории фирмы Carl Zeiss.

           Карл Цейс родился в городе Weimar 11-го сентября 1816 года. Его отец был управляющим токарной мастерской. Вскоре после окончания гимназии Карл решил стать учеником у доктора Фредерика Кернера, который занимался разработками в области производства стекла для объективов телескопов. После окончания обучения Карл Цейс некоторое время работал в Йенском университете.

           В это самое время Цейс начал изучать теорию изготовления оптики. Позже он путешествовал целых семь лет, посещая заводы по изготовлению оптики и стекла в таких городах как Штутгарт, Дармштадт и Берлин. Он сделал значительные записи по различным темам, например о методах плавления стекла, материалах, необходимой температуре печей для обжига, а также обо всем, что было связано с изготовлением стекла, микроскопов и других оптических инструментов. Затем он вернулся в Йенский университет, где изучал химию и математику. В 1846 году (всего тридцати лет от роду) он основал собственную мастерскую. Первыми изделиями мастерской были увеличительные стекла и простые микроскопы, производимые группой из двадцати наемных рабочих. Производство более сложных микроскопов началось в 1858 году. Карл Цейс завоевал хорошую репутацию своими качественными продуктами, а в 1861 году его мастерская получила Золотой Приз на выставке в Тюрингии.

           Вся работа Карла была основана на эмпирических методах (т.е. на методах проб и ошибок). Было очевидно, что такой способ производства требовал больших усилий и приводил к потерям значительных объемов материалов. Цейс верил, что научный подход приведет к возможности производства более точных, предсказуемых и экономичных изделий. Герр Цейс безуспешно бился с этой проблемой на протяжении пяти лет. В конце концов, в 1866 году, он посетил Йенский университет, где познакомился с Эрнстом Аббе, который в то время работал лектором.

           Аббе вошел в дело Цейса в качестве ведущего исследователя, намереваясь вместе с Цейсом создать научный фундамент, необходимый для производства оптической продукции. В конечном счете в 1872 году, после шести лет работы по производству новых сортов оптического стекла, их совместный труд привел к созданию сложного микроскопа, не имевшего себе аналогов по качеству. Этот прибор является прародителем всех современных микроскопов.

           Год спустя после начала производства сложного микроскопа Цейса, в 1873 году, Аббе опубликовал научный труд, описывавший математический аппарат, с помощью которого было сделано это изобретение. Впервые в истории оптики аберрации, дифракция и кома были описаны и изучены. Аббе настолько хорошо описал оптический процесс, что его труд стал базовым в оптике. В качестве награды за труды Карл Цейс сделал Аббе партнером в своем растущем бизнесе в 1876 году.

           Третьим членом команды, стоявшей у истоков фирмы Carl Zeiss, был Фредерик Отто Скотт, который был приглашен Аббе в 1879 году для продолжения работы по усовершенствованию микроскопов. Скотт занимался исследованиями по использованию лития в новом типе оптического стекла и написал о своих успехах доктору Аббе. Аббе немедленно заинтересовался и опробовал стекло, дав высокую оценку исследованиям Скотта. Так Скотт и Аббе познакомились, после чего сотрудничество продолжалось до конца их дней. Скотт производил стекло исключительно для новых микроскопов Цейса и в 1884 году была основана специальная фабрика по производству стекла. Владельцами ее были Цейс, Аббе и Скотт, а фабрика называлась Schott & Genossen Glass Works.

           В 1890 году (уже после смерти самого Цейса) началась разработка и производство оптики для фотокамер. Доктор Поль Рудольф разработал Protar, первый объектив фирмы Carl Zeiss. Protar не страдал такими “болезнями”, как астигматизм и кривизна поля.

           В 1896 году, также доктором Рудольфом, был изобретен легендарный Planar - оптическая схема, которая до сих пор является образцом для создателей оптики. Planar превосходно решал проблему сферической аберрации и астигматизма благодаря симметричной оптической схеме. Planar является одной из самых растиражированных оптических схем в мире…

           На этом мы закончим краткий экскурс в историю и вернемся в наше время… 

Почему оптика Zeiss и Leica такие дорогие?

           Для начала стоит заметить, что оптика Carl Zeiss для 35-мм камер не всегда дороже японской оптики. Так, например, объектив 50/1.4 для Canon стоит заметно дороже Carl Zeiss 50/1.4.

           Стоимость оптики в значительной мере определяется объемами производства, а у Zeiss они очевидно ниже, нежели, например, у Nikon или Canon.

           Имеют место и чисто маркетинговые нюансы, которые весьма сложны, зависят от ситуации на рынке, географии и прочих факторов. Разумеется, что сама легендарная марка Carl Zeiss немало добавляет к стоимости оптики. Иначе и быть не может.

           С оптикой и камерами Leica все обстоит несколько по-другому. Дело в том, что оптика и камеры Leica по-своему уникальны, и по сути являются исключительно прецезионными изделиями фактически ручной работы. Металлические компоненты подгоняются друг к другу индивидуально, материалы для производства выбираются с высочайшей тщательностью, обеспечивая бескомпромиссную надежность и стабильность характеристик (фирма гарантирует сохранение точного функционирования узлов камеры после 100000 срабатываний затвора).

           Leica фактически является единственной фирмой среди производителей оптики для 35-мм камер, которая наносит мультипросветление на линзу, учитывая свойства стекла, из которого изготовлена линза. Каждая линза проходит контроль на лазерном интерферометре с точностью до 1/1000 мм. Другой уникальной процедурой является повторное лазерное центрирование каждой линзы объектива после сборки. В заключение, каждый объектив Leica подвергается изощренному проекционному тесту. Все без исключения стадии производства строго контролируются. Оптика Leica является устойчивой к разного рода ударным воздействиям и одинаково хорошо работает в широком температурном диапазоне, так как все элементы исключительно тщательно подогнаны, а материалы выбраны таким образом, чтобы при температурном расширении материалов не происходило смещения оптических компонент. .

           Leica является единственной фирмой в мире, применяющей в механизме прыгающей диафрагмы шариковые подшипники. Благодаря этому время закрытия до максимального значения диафрагмы не превышает 40ms, а механизм сохраняет высокую точность даже после 50000 срабатываний диафрагмы.

           И это далеко не полный список отличительных особенностей производства камер и оптики Leica.

           Leica остается единственной фирмой в мире, которая продолжает выпускать 35-мм механические дальномерные камеры со сменой оптикой (речь идет о камерах Leica M). Хотя эти камеры кому-то могут показаться полным анахронизмом и образцом допотопного камеростроения, по сути это совершенно уникальные механические приборы, снабженные, вне всякого сомнения, самой лучшей оптикой, которая когда-либо существовала.

           Надеюсь, теперь вы понимаете, почему система Leica стоит таких дорого. Соблюдение исключительной точности везде и во всем, полный контроль, точнейшая немецкая сборка и потрясающая воображение бескомпромиссность делают использование системы Leica очень недешевым удовольствием. К тому же не стоит забывать, что имя Leica – это живая легенда, это своего рода философия и стиль жизни.

           В то время как Leica сконцентрировалась на выпуске доведенной до совершенства 35-мм оптики, Carl Zeiss охватывает как узкоформатный рынок (зеркалки Contax, уникальные автофокусные дальномерки со сменной оптикой Contax G1/G2, а также компактные камеры класса High End), так и среднеформатный (Contax 645 AF, Hasselblad, Rollei). Раньше Zeiss также занимался изготовлением оптики и для форматных камер. Дешевой и низкокачественной оптики для среднего формата вообще не существует, однако в этой нише фирме Carl Zeiss удалось достичь потолка – как по качеству, так и увы - по ценам.

           У Zeiss существует очень много интересных объективов. К примеру, это Biogon 21/2.8 и Hologon 16/8 для дальномерных камер Contax G. Последний объектив обладает фиксированной диафрагмой 8 и к нему прилагается специальный серый центральный фильтр, компенсирующий падение яркости по краям изображения. Оптические формулы объективов Hologon и Biogon специально разработаны таким образом, чтобы выгодно использовать малый рабочий отрезок, возможный только на дальномерных камерах.

           Линейка камер Hasselblad включает в себя в числе прочих и незеркальные камеры серии 900 (с наводкой по матовому стеклу), оснащенные несменным широкоугольным Carl Zeiss Biogon 38/4.5. Благодаря использованию малого рабочего отрезка стало возможным изготовление широкоугольного объектива высочайшего качества, фактически свободного от дисторсий и обладающим исключительной резкостью, в том числе и по краям кадра. Даже на полностью открытой диафрагме Biogon 38/4.5 дает превосходное качество изображения.

           Еще одним интересным оптическим прибором является шифт-телеконвертер PC-Mutar 1.4X, с помощью которого можно производить коррекцию перспективы, используя “обычную” оптику, не имеющую такой функции.

           Широко известна оптическая схема Planar, которая может содержать от 5 до 7 линз, в зависимости от объектива. Объективы, построенные по этой схеме, как правило очень пластичны и обладают исключительно красивым узнаваемым рисунком. Именно по этой схеме построены легендарные Planar 80/2.8 для Hasselblad и Rollei, и знаменитый Planar 85/1.4 для Contax.

           Оптика с не менее известной схемой Sonnar часто используется при проектировании телеобъективов (многие из которых являются великолепными портретными объективами). Например, Sonnar 150/4 для Hasselblad обладает с одной стороны вроде бы великолепной резкостью и высоким контрастом даже на полностью открытой диафрагме, а с другой стороны может очень бережно и нежно изобразить портрет.

           Для системы Hasselblad Carl Zeiss разработал специальный объектив Sonnar Superachromat CF 250/5.6, в котором настолько хорошо исправлена хроматическая аберрация, что этот объектив может с легкостью применяться для фотографирования в инфракрасном диапазоне без введения каких бы то ни было поправок. Существует также уникальный объектив от Zeiss для фотографирования в ультрафиолетовом диапазоне.

           Изначально четырехлинзовая схема Tessar обеспечивает очень высокую резкость при весьма компактных размерах. Самый компактный объектив для Contax Tessar 45/2.8 как раз выполнен по этой схеме, и настолько миниатюрен, что его можно спутать по размеру с крышкой для объектива.

Японский Zeiss

           Большинство современных объективов Carl Zeiss для 35-мм камер Contax производятся в Японии, а не Германии (за исключением очень дорогих моделей вроде 50/1.2). Стали они из-за этого хуже или нет? По этому вопросу существуют разные мнения, но могу сказать определенно одно – оптика от этого стала значительно дешевле. Конечно, оптика Zeiss (как и любая другая оптика для 35-мм камер) не может похвастаться такой тщательностью изготовления, как у Leica, однако оптические схемы объективов были разработаны в Германии, и специальный состав для фирменного мультипросветления T* - тоже присылается из Германии. Фирма Carl Zeiss клянется и божится, что оптика от переноса производства в Японию ничего не потеряла. Так это или нет, однако оптика для камер Contax несомненно имеет характерный “почерк”, свойственный немецкой оптике.

           Оптика для среднеформатных камер Hasselblad и Rollei производится только в Германии и, пожалуй, по отношению к ее производству стоит или на одном уровне, или близко к тому, что делает Leica на 35-мм формате. 

Стоит ли оптика Zeiss своих денег?

           Или, как еще любят спрашивать, максимально ли соотношение цена/качество у оптики Zeiss? Честно говоря, меня такие вопросы ставят в тупик. Во-первых, как соотношение цена/качество может применяться в искусстве неясно в принципе. Например, как вы считаете, каково соотношение цена/качество, скажем, у “Подсолнухов” Ван Гога? Во-вторых, раз оптика Zeiss и Leica продаются, следовательно, они кому-то нужны, и, несмотря на высокую цену, для кого-то стоят своих денег.

           Вкус к хорошей оптике (как к музыке или вину) приходит (или не приходит) со временем и опытом. Так что если вы только начинаете заниматься фото и размышляете над тем, чтобы серьезно вложиться, скажем, в оптику Carl Zeiss, то хорошенько подумайте. Это примерно то же самое, что человеку, который только собирается научиться играть на скрипке, купить сразу скрипку Страдивари. Конечно, учиться играть на такой скрипке хорошо, но может быть несколько накладно. А разницу на первых порах между просто хорошей скрипкой и именно Страдивари заметить очень сложно. К тому же вдруг вы раздумаете играть на скрипке и решите заняться скажем игрой на барабане или собиранием пивных этикеток.

           Для того, чтобы наслаждаться игрой скрипки, достаточно помещения с хорошей акустикой. Звук скрипки родился и достиг вашего уха. С фото дело обстоит несколько сложнее. Вы должны грамотно отснять сюжет на хорошую пленку, которая правильно хранилась, потом эту пленку качественно проявить, затем – правильно напечатать и только потом отпечаток показать зрителю (кстати, вы уже готовы платить по три доллара за один отпечаток формата 20х30 и проявлять пленку минимум за доллар в профессиональной лаборатории?). Ошибка на любом из перечисленных этапов может испортить снимок. Вы должны контролировать все стадии процесса. Иначе получиться, как если бы вы на пресловутой скрипке играли в шумном переходе. Хорошо, но никаких отличий от намного более дешевого инструмента ваши слушатели скорее всего не обнаружат. Так что думайте, выбор, как всегда, остается за вами.

Резкость

           Как выяснилось, большинство людей до сих пор считает, что самое главное и единственное достоинство оптики – резкость. Т.е. чем резче объектив, тем он лучше. И, следовательно, раз “самая лучшая” оптика у Zeiss, то она самая резкая.

           Это не так.

           Если говорить коротко, то резкую оптику может делать любая фирма. Любая. Неужели вы на полном серьезе способны считать, что фирмы вроде Canon, Nikon, Minolta, Olympus или Pentax, имея более чем полувековой опыт в проектировании и производстве оптики, до сих пор не могут сделать резкий объектив? Это просто смешно. В целом оптика, которая стоит одинаковые деньги у разных фирм, похожа. И уж подавно является полным, чистейшим абсурдом утверждение, что оптика Zeiss самая резкая. Это примерно то же самое, как сказать, что раз скрипка Страдивари “самая лучшая”, то, следовательно, она играет громче. Конечно, это не так. И слава богу! Существует такое понятие, как избыточная резкость (быть может, вам доводилось слышать высказывание, что “объектив режет до крови”). Оптика Zeiss тем и хороша, что, снимая портрет даже на средний формат, вы не получаете снимок, с которым ваша модель вполне может отправиться к дерматологу. На снимке есть вроде бы все детали, но – очень нежно и пластично.

           Еще раз подчеркну, что резкости вполне может быть слишком много. Являясь владельцем объектива Canon EF 100/2.8 Macro, я постоянно сталкиваюсь с проблемой просто патологической резкости этого объектива при съемках людей. Он способен буквально изуродовать портрет акцентом на качестве кожи модели. Микроконтраст настолько высок, что часто можно разглядеть отдельные частички пудры на волосках на лице. Или вдруг выясняется, что оказывается у модели имеются небольшие усики, которые глаз в общем не замечает, но которые беспощадно зафиксированы на снимке макрообъективом. На всякий случай скажу, что упомянутый объектив просто великолепно выполняет свое прямое назначение (для чего он собственно и разрабатывался) – макросъемку.

           Таким образом, изготовление резкого объектива само по себе не представляет проблемы. Сложно сделать такой объектив, который обладал бы своим собственным видением мира, почерком, характером или рисунком. Чтобы на снимке были запечатлены все нужные детали без излишних акцентов на ненужных. Чтобы изображение было резким и пластичным одновременно. Вот этим и характерна оптика Zeiss или, скажем, Leica. Как правило, используются простые классические оптические схемы, выверенные многими десятилетиями (оптической схеме Planar более 100 лет). Значит ли это, что оптика остальных фирм не имеет права на жизнь? Совсем нет. И у японских производителей есть великое множество объективов, которыми можно гордиться. Кстати, если несколько углубиться в историю, фирма Leica давно тесно сотрудничала с фирмой Minolta, которая делала для Leica в том числе и некоторые объективы. А фирма Carl Zeiss одно время сотрудничала с фирмой Pentax.

           Будет однако грубой ошибкой думать, будто, купив самый дешевый зум от Minolta, вы снимаете почти что оптикой Leica. Перечитайте выше, как делается оптика Leica и вы поймете, что между этими двумя изделиями не может быть ничего общего. Просто если фирма поставила себе задачу сделать пусть дорогую, но хорошую вещь – она это сделает. Поэтому оптика серии G у Minolta или со звездочкой у Pentax является превосходной. Равно как и оптика серии L у Canon. И так далее. При производстве такой оптики фирма вкладывает в нее все самое лучшее, что у нее есть, в первую очередь материалы и технологии. Поэтому получается очень хорошо (а заодно и очень дорого). Фирмы вроде Carl Zeiss и Leica дешевую оптику не делают вообще, однако это не значит, что оптика фирм, делающих в том числе и дешевую оптику, всегда хуже.

           На всякий случай еще раз скажу о резкости. Любой объектив с постоянным фокусным расстоянием от любой фирмы большой пятерки, как правило, достаточно резок, тем более для любительской съемки. Подавляющее большинство фирменных бюджетных зумов позволяют увеличивать снимки до формата 20х30 со вполне приемлемой резкостью, что обычно более чем достаточно для любительской съемки.

           Самыми резкими объективами, по-видимому, являются макрообъективы. Если вы все еще желаете насладиться “самой лучшей” резкостью, покупайте такой объектив, резкость будет максимальной.

           Имейте в виду, что резкость оптики можно легко испортить, например, печатью на некачественной оптике, съемке на слишком длинных выдержках без хорошего штатива и т.п. Так что быть может в погоне за резкостью не всегда обязательно начинать с приобретения оптики?

           Также важной характеристикой оптики является ее контрастность. Опять-таки, не всегда самая контрастная оптика является “самой лучшей”. Контраст может быть как избыточным, так и недостаточным. Причем следует разделять некоторое снижение контраста, вызванное сознательно оставленными аберрациями (с целью облагородить почерк оптики), и низкую контрастность некачественной оптики, вызванную, например, паразитными засветками (плохое просветление, недостаточное чернение ободков линз, очень большое число линз и т.п.) или просто плохим оптическим дизайном объектива.

           Надеюсь, теперь вы понимаете, что оптика должна быть гармоничной во всем, и это совсем не обязательно означает самую высокую резкость, максимальный контраст и т.п.

Bokeh – что это такое и с чем его едят

           Слово bokeh (читается : “боке”) имеет японское происхождение (русский аналог этого термина мне неизвестен), и является характеристикой того, каким образом оптика рисует расположенные вне зоны резкости объекты. Существуют даже попытки классификации bokeh, однако, по моему мнению, это все же слабоформализуемое понятие.

           Объективы, обладающие красивым bokeh, рисуют находящиеся вне фокуса предметы, особенно яркие детали заднего плана и световые блики, в виде приятных однородных пятен, создающих у зрителя впечатление объемности изображения и по-видимому соответствующих тому, как воспринимает находящиеся вне фокуса предметы человеческий глаз. Объективы с “плохим” bokeh зачастую рисуют объекты вне фокуса в виде двоящихся довольно резких линий и пятен, создавая значительные перепады контраста. За счет этого изображение выглядит более грубо, “пестрит”, лишается объемности и некоторого шарма.

           Считается, что наиболее приятным bokeh обладает оптика от немецких производителей. Сюда следует отнести Zeiss, Leica, Schneider и Rodenstock. Также великолепна профессиональная оптика (средний и большой форматы) от Fuji. Кстати, самыми приятными зачастую являются не самые дорогие и “навороченные” объективы этих производителей. Примеры тому - Summicron-М 50/2 или Elmarit-M 90/2.8 - одни из самых недорогих объективов Leica, в то же время обладающих изумительным bokeh.

           Оптика других фирм тоже может обладать интересным bokeh, но там нужно разбираться с каждым объективом отдельно. Nikon, к примеру, выпускает два объектива (105/2 и 135/2) серии “DC” (Defocus Control) – это объективы с контролируемыми аберрациями, характер изображения нерезких предметов в которых может изменяться по желанию фотографа. Можно привести примеры оптики и других фирм, например, исключительно красивые (можно сказать, даже живописные) софт-объективы от Pentax, объектив Canon EF 135/2.8 SF с тремя уровнями регулировки софт-фокуса и недавно появившийся Minolta Smooth Trans Focus. Не говоря уже о специально спроектированном объективе Dreamagon, который обладает весьма интересным почерком, напоминающим старую масляную живопись.

           В ассортименте фирмы Rodenstock имеется легендарный объектив Imagon, специально разработанный для съемки романтических портретов и пейзажей. Объектив позволяет создать вокруг довольно четко очерченного изображения некоторый мягкий контур, степень мягкости которого можно варьировать при помощи особой диафрагмы со специальными отверстиями в ней. Красивый смягчающий эффект достигается путем сознательного неполного исправления сферической аберрации, которая, в зависимости от желаемой степени смягчения, может давать больший или меньший вклад в формирование собственно изображения.

           Надо отметить, что bokeh может быть качественно разным на разных значениях диафрагмы. Вообще, поведение оптики сильно меняется при диафрагмировании. Существует мнение, будто бы bokeh напрямую зависит от количества лепестков диафрагмы и степени их “скругленности”. Вряд ли это утверждение соответствует действительности, так как известная мне оптика Hasselblad имеет всего лишь пять лепестков диафрагмы при очень приятном bokeh и фантастически красивой передаче объемности изображения.

Рисунок и пластика оптики

           О каком-то объективе могут сказать, что он имеет “великолепный рисунок”. Это также слабоформализуемое понятие, в чем-то может быть перекликающееся с такими понятиями, как bokeh или “пластика”. В какой-то мере пластика оптики может быть охарактеризована, как способность разделять тончайшие оттенки одного и того же цвета (или серые тона в ч/б фотографии). Рисунок же – это более характер передачи резких линий и контуров. У высококлассной оптики происходит сочетание как бы несочетаемых вещей – тончайшие линии отчетливо и раздельно передаются, в то же время сохранены некоторые остаточные аберрации, создающие легкий ореол вокруг резких линий и как раз и обуславливающие характерный рисунок оптики.

           Довольно часто владельцы самых дешевых зумов (печатающие фотографии 10х15 в минилабе) говорят о рисунке их оптики. Мне это кажется, скажем так, несколько странным. Так как, печатая в минилабе фотографии размером 10х15 вы вряд ли сможете увидеть рисунок вашей оптики, даже если он там есть. В большинстве же своем самая дешевая оптика вообще не имеет какого-то особенного выраженного “рисунка”.

           Как написано выше, на разных диафрагмах оптика ведет себя по-разному. Максимум пластики обычно проявляется на небольших значениях диафрагмы, а при закрытии последней (до определенного предела) объектив становиться резче и контрастнее. Кстати, даже если у оптики есть великолепный рисунок, то совсем необязательно, что он должен проявляться на любом снимке. Это зависит от ряда факторов, в частности, от контрастности сюжета. Особенно ярко достоинства оптики проявляются в черно-белой фотографии.

Немного о живописи

           В очередной раз рассматривая произведения пейзажистов 19-го века в Третьяковской галерее, я заметил, что оптика от Zeiss сходным образом передает ощущение объема пространства. Это невероятно, но очень приятная пластика и воздух, такие реальные на полотнах художников, также присутствуют на некоторых снимках, сделанных оптикой Zeiss. Передача объема пространства также Быть может, разработчики оптики “учились” у живописцев взгляду на мир…

Монокль. Любителям изучать графики MTF посвящается.

           Надо сказать, что как-то так сложилось, что последнее время стало модно обсуждать и сравнивать графики MTF у разной оптики. Не может не радовать постоянно растущая грамотность наших фотолюбителей. Кстати, вы никогда не пробовали выбирать себе спутницу жизни только по росту и размеру обуви или любимое блюдо по количествам содержащегося в нем фосфора, кальция и витамина A? Надеюсь, что нет.

           Разумеется, изучение графиков MTF дает нам некоторую информацию об объективе, но все же ничто не может лучше в полной мере охарактеризовать объектив, нежели выполненные с помощью него снимки. Графики MTF вам мало скажут о рисунке, пластике и bokeh оптики. Поэтому к графикам MTF (равно как и к результатам различных тестов) нужно подходить с осторожностью, и уж ни в коем случае увиденные где-то графики MTF не должны служить единственным основанием для покупки того или иного объектива.

           А теперь познакомьтесь – монокль в его красе. Если построить график MTF монокля, то он будет просто неприлично “низок” по сравнению с любым, даже самым дешевым и некачественным объективом. Резкость и контраст очень малы. Разрешающая способность вблизи нуля. Сферическая аберрация и кома не исправлены. Наконец, непросветленная оптика очень плохо работает против света. Таков список “болезней” монокля. Однако, несмотря на все вышеперечисленные “недостатки”, монокль в умелых руках способен творить самые настоящие шедевры. Необычайно мягкий и пластичный рисунок, красивые ореолы вокруг источников света – все это создает непередаваемое ощущение воздуха и объема на снимке. Так что красота лежит где-то совершенно в иной плоскости, нежели графики MTF, резкость, мультипросветление и тому подобные вещи. Красота - это гармония, которая или есть или ее нет, и совершенно неважно, каким способом она была достигнута.

Заключение

           Очень надеюсь, что после прочтения этого материала у вас стало меньше вопросов насчет оптики вообще и Carl Zeiss в частности. Как мы видим, фирма Carl Zeiss стояла у самых истоков создания оптики, и у Zeiss было время, чтобы довести производство оптики до совершенства, как оптического, так и механического. Являясь очень консервативным производителем, Zeiss не делает плохих или посредственных объективов. Дизайн каждого объектива выверен на протяжении многих десятилетий и почти каждый объектив имеет свой особый “почерк” и “характер”. За это оптика Zeiss любима многими. Однако, это совсем не значит, что имеет смысл покупать оптику только немецких производителей, так как и у других фирм есть очень интересные объективы. Главное, чтобы вам самим нравилась та оптика, которую вы используете, и не так уж важно, что на ней написано, Zeiss или Nikkor.

           Еще раз напомню, что использование дорогой оптики (в том числе Carl Zeiss, Leica, Schneider, Rodenstock, Fujinon и так далее) имеет смысл при весьма серьезном подходе к делу, когда вы строго контролируете все стадии “производства” и ваши конечные шедевры печатаются вручную на дорогом профессиональном оборудовании. В противном случае вам лучше потратить деньги на что-то другое.

           Желаю удачных снимков!

Алексей Николаев
www.photoweb.ru/anphoto

Автор выражает глубокую признательность Михаилу Шафееву (Ванкувер, Канада) за
помощь в подготовке данного материала

.

tabakalyan.ru


У 1999-2001 Агентство Профессиональной Фотографии    
Тел.: (095) 924-7816
E-mail: app@aha.ru