InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

ProPhoto

Библиотека

Монохромное вирирование при печати.

Фотомагазин №4 (17)'97

Олег Ванилар

herta1p.gif (61 bytes)

f1.jpg (37987 bytes)
          Наверное, каждый, кто самостоятельно занимался черно-белой печатью, применял для усиления художественной вы-разительности цветные виражи (вираж - раствор для окрашивания чернобелого фотографического изображения). Раньше их можно было купить в магазине или пригото-вить самому. Но у них есть существенные недостатки.
          Первое - это небольшой срок жизни такой фотографии, второе - очень ограниченный выбор оттенков. А из-за довольно низкого качества используемых химикатов ни о каком воспроизводстве результатов речь вообще не шла. Хотя f2.jpg (40634 bytes)многие весьма успешно применяли виражи, и даже несколько их в одном отпечатке, результаты в целом оставляли желать лучшего.
Сейчас с появлением высококачественных цветных бумаг (Kodak, Agfa, Fuji, Konica) в таких виражах нет необходимости. С черно-белого негатива можно воспроизвести отпечаток с любым монохромным оттенком. Как и черно-белая, цветная бумага бывает разной степени контрастности, но в большинстве случаев оптимальный результат даёт "нормальная" бумага, хорошо воспроизводящая детали в светах и тенях практически с любого негатива. Проявку бумаги рекомендуется вести в проходных проявочныхf3.jpg (42628 bytes) машинах, что обеспечивает наивысшую стабильность результатов. В кюветном способе тоже есть свои преимущества (например, возможность перепроявки бумаги до максимального контраста), но воспроизводимость оттенков всё же ниже, чем, к примеру, у настольной проявочной машины типа Durst или Fuji Moto.
Способ печати также играет немаловажную роль, но, как правило, чаще прибегают к субстрактивному способу, когда эспонирование идёт один раз за всеми фильтрами, реже к аддитивному - последовательному экспониро-ванию бумаги за тремя фильтрами. Но о нём речь пойдёт ниже.
          Для печати подходят любые черно-белые негативы, но предпочтитель-ней современные плёнки (Kodak Т-Мах, Kodak Academy, Fuji Neopan, Agfapan и т.д.) с абсолютно прозрачной подложкой. Вуаль же на негативах, особен-но на просроченных советских плёнках, гасит контраст и не позволяет до-биться "чистоты" цвета*. Это же относится и к просроченным бумагам и хи-микатам, которые иногда могут дать неплохие результаты, но "звенеть" снимок уже не будет. Так что экономить на материалах не стоит. Приступая к работе, заранее нужно выбрать желаемый оттенок (правда, иногда это по-лучается лишь в процессе печати), потому что разные оттенки на одной и той же фотографии могут дать абсолютно противоположный эффект.
          f5.jpg (18299 bytes)Голубой оттенок создаёт ощущение свежести, хорошего контраста, коричневый хорош для портретов, зелёный - для лесных пейзажей, красный -для эффектного освещения (закат, восход и т.д.). Теперь главное - это вывести этот самый нужный оттенок. Конечно, можно просто дать за каким-либо фильтром больше плотности (например, за жёлтым), и вот он - синий ви-раж. Но излишняя плотность фильтра создаёт ощущение "забитости" сним-ка, резко падают контраст и пластика в светах. Поэтому сначала необходи-мо вывести коррекцию идеального черно-белого изображения. Новичкам я рекомендовал бы следующий способ: отпечатайте одновременно несколько проб с ша-гом 50% за каждым фильтром. К примеру: 1) Y-50, М-50; 2) Y-50, М-О; 3) Y-0; М-О, и подпишите на каждой пробе номер по порядку. Затем с наименее "забитой" цветом пробы убирается лишний цвет с шагом в 10%. При определённых навыках черно-белое изображение можно вывести с двух проб. И только теперь добавляется или убирается плотность нужного фильтра (тоже не более 10%), приводя к требуемо-му цвету:
- Y10 даст жёлтый (фото 7);f4.jpg (22957 bytes)
+Y10- голубой (фото 6);
-Y10- М5 - коричневый (фото 5);
+Y5-М5- слабо-пурпурный (фото 3);
-Y5+М5 - зелёный (фото 2).
          Можно, кстати, вообще не изменять коррекцию ни в какую сторону. Классические черно-белые отпечатки смотрятся на цветной бумаге не менее достойно.
          Аддитивный способ печати, о котором говорилось выше, позволяет создать на снимке локальный оттенок (фото 1), что смотрится особенно эффектно, например, черно-белый пейзаж с пурпурными облаками. Для этого во время экспонирования за одним из трёх фильтров часть света в нужном месте перекрывается специальными масками из картона, предварительно вырезанным по контуру изображения. Маску во время экспонирования нужно держать где-то посредине между объективом и бумагой и непрерывно двигать вверх-вниз с небольшой амплитудой во избежание чётких контуров маскирования. Также для этих целей можно исполь-зовать и затенение руками, но для этого необходим определённый опыт в печати.
          Вираж хорошо смотрится и в сочета-нии с раскраской (фото 4) (как правило, одной-двух деталей фотографии). Здесь фантазии вообще нет предела. Но рас-краска, а также ретушь тонированных черно-белых фотографий - тема для отдельной статьи.

f6.jpg (22802 bytes) f7.jpg (39342 bytes)

Благодарим редакцию журнала Фотомагазин за любезно предоставленный материал

.


ProPhoto

Библиотека

У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии    
Тел.: (095) 924-7816
E-mail: app@aha.ru

Rambler's Top100 Service