InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

ProPhoto

Библиотека

ТЕХНИЧЕСКАЯ   РЕТУШЬ

В.Г.Бушкин.     Москва 1953 г.

herta1p.gif (61 bytes)

ГЛАВА 4

ПРОСТАЯ И ЦВЕТОДЕЛИТЕЛЬНАЯ РЕТУШЬ
ДИАПОЗИТИВОВ

Проработка диапозитивов красками и карандашом

          Ретушер-художник, подготовляющий фотографические оригиналы к репродуцированию, должен быть знаком с ретушью фотографических диапозитивов на фотопленках, особенно цветоделенных диапозитивов, изготовленных с цветоделенных негативов. В некоторых случаях, например при репродуцировании сложных рентгенограмм, печатную форму получают непосредственно с рентгеновских снимков на пленке, при этом добиваются наименьшей потери в тонких нюансах изображения.

          Диапозитивы корректируют на ретушерном станке, который устанавливают на столе так, чтобы стекло средней рамы освещалось рассеянным дневным светом. В вечернее время пользуются лампами дневного света, помещенными на некотором расстоянии от станка. Чтобы не мешал боковой свет, станок закрывают черной материей.

          Диапозитивы можно ретушировать краской и карандашами. Краска должна быть черно-серого цвета без подцветки, применение краски с цветными оттенками затрудняет определение действительной оптической плотности диапозитива. Например, введенная в эмульсионный слой краска с красноватым оттенком, которая визуально кажется прозрачной, при фотографировании действует как краска с большой оптической плотностью.

          Для ретуши диапозитивов рекомендуется применять графитные чертежные карандаши “Политехник” фабрики им. Красина. В графите не должно быть твердых (абразивных) веществ, которые могут повредить эмульсионный слой; затачивать карандаши следует как можно тоньше. Кроме красок и карандашей для ретуши диапозитива применяют графитный соус и растушевку.

          Диапозитив помещают на стекло ретушерного станка. Диапозитивы, изготовленные на фотопленке с матовой оборотной стороной, ретушируют без предварительной обработки; если же обратная сторона фотопленки представляет собой гладкую поверхность нитро основы, то при работекарандашом эмульсию диапозитива в ретушируемых участках покрывают канифольным лаком, составленным по рецепту:

Скипидар очищенный ... 50 см3
Канифоль ........ 10 г

Лак наносят по капелькам на эмульсию и растирают пальцем. Пользоваться ватой или тряпочкой при этом нельзя, так как на эмульсионный слой могут прилипнуть хлопья.При ретуши диапозитива вначале усиливают глубокие темные места изображения. Колонковой кистью на палитре из плексигласа разводят в воде ретушную краску и вводят ее в эмульсионный слой. Если нужно покрыть большую площадь, на кисть набирают много краски и быстрыми движениями кисти разгоняют ее по всему пятну.

          Для избежания заплывов рекомендуется наносить краску не сразу в полную силу, а постепенно, так как она должна целиком впитываться в эмульсионный слой. После усиления оптической плотности эмульсионного слоя в темных участках диапозитива приступают к ретуши отдельных деталей. При этом на кисти должно находиться 'минимальное количество краски, избыток которой удаляют ватным тампоном. Во время проработки мелких деталей пользуются лупой с 2—3-кратным увеличением.

          При корректуре диапозитива краской можно применять аэрографическую установку. Введение ретушной краски в эмульсионный слой с помощью аэрографа дает равномерное увеличение оптической плотности диапозитива, в результате не происходит искажения изображения. Прорабатывают мелкие детали во всех случаях кистью или карандашом.

          Ретушировать карандашом значительно труднее, чем краской. Для ретуши карандашом эмульсионный слой диапозитива, изготовленного на фотопленке без матовой оборотной стороны, покрывают канифольным лаком.

          Оптическую плотность на больших участках диапозитива усиливают графитным соусом при помощи мягкой растушевки. Контурный рисунок прорабатывают графитным карандашом, твердость которого определяется оптической плотностью диапозитива, а именно, чем большую плотность нужно получить, тем графит должен быть мягче.

          Приемы работы карандашом различны. Можно ретушировать диапозитив мелкими тонкими или толстыми штрихами, нанося их друг на друга в разных направлениях (рис. 39). Лучшие результаты дает такая ретушь диапозитива, при которой на него наносят короткие извилистые штрихи в виде корешка. Степень частоты последних влияет на плавный переход от сильного топа к слабому (рис. 40). Применяя для ретуши диапозитивов карандаши, все технические дефекты устраняют посредством коротких прямых или корешковых штрихов.

          Ретушь карандашом дает хорошие результаты, так как при ней не происходит искажения характера изображения во время дальнейшего растрового фотографирования.

ris39.gif (251321 bytes)   
Рис.39 Различная нагрузка
штрихов при ретуши оригинала карандашем.

ris40.tif (69210 bytes)
Рис.40 Различное нанесение штрихов при ретуши:
а) "в линию"                            б) "в корешок"

           При исправлении технических дефектов диапозитива (прозрачных белых точек и тонких царапин) краской применяют колонковые кисти № 1 и 2.

           Так как кисть должна содержать небольшое количество краски, избыток последней удаляют ватным тампоном. Затем пробуют силу тона краски на полях диапозитива и легкими прикосновениями кончика кисти постепенно вводят в эмульсию краску.


Ретушь диапозитивов скребком

          На эмульсионном слое диапозитивов часто можно заметить черные точки и черные тонкие полосы, образовавшиеся от прострелов и царапин эмульсии на негативе. Такие дефекты устраняют скребком с узким тонким лезвием, т. е. глазным ножевидным скальпелем, конец которого необходимо заточить полукругом. Легкими прикосновениями лезвия скребка к эмульсии снимают ее постепенно небольшими слоями. При сильном нажиме на скребок можно снять эмульсионный слой до самой подложки и исказить изображение.

          Тонкие черные линии устраняют несколькими осторожными движениями скребка, иначе рядом с черной царапиной может образоваться прозрачная линия от скребка, которую в дальнейшем трудно заделать.

 

Разборка тонов изображения на диапозитивах протравливанием

          Если эмульсионный слой диапозитива обладает излишне сильной оптической плотностью и проработать детали обычной ретушью невозможно, необходимо в этих случаях применять химическую ретушь, т. е. ослабить диапозитивное полотно . травящим раствором. Травящий раствор составляют по следующему рецепту:

Запасный раствор красной кровяной соли:
красная кровяная соль ...... 9 г
вода ................ 100 см3

Запасный раствор гипосульфита:
гипосульфит ............ 30 см
глицерин ........ ..... 100 см3
вода ................ 100 см3

          Рабочий раствор состоит из двух запасных растворов, взятых в равной пропорции, и глицерина, который служит для сгущения раствора. Вводя в эмульсию травящий раствор, ослабляют плотность различных участков изображения, в результате чего можно добиться плавных переходов от света к тени,

          Ослабляют диапозитив следующим образом. На стекло ретушерного станка помещают диапозитив (кверху эмульсионной стороной) и готовят рабочий раствор. Перед травлением диапозитив увлажняют раствором гипосульфита с глицерином, чтобы набух эмульсионный слой. Затем при помощи колонковой кисти вводят в эмульсию (на отдельные детали изображения) травящий раствор, соблюдая правильное отношение света и тени. Ослабление плотности идет очень интенсивно, поэтому следует вводить раствор постепенно и в минимальном количестве, постоянно промывая ослабляемые участки раствором гипосульфита при помощи ватного тампона.

          Ослабление рекомендуется начинать с более крупных деталей, мелкие же детали изображения прорабатывают кистями малых размеров.

          После травления диапозитив промывают сначала в растворе гипосульфита, затем в проточной воде в течение 15 минут.Сушат диапозитив (на пленке) в подвешенном состоянии.

          Ретушь травящими растворами дает весьма положительные результаты, так как ослабление оптической плотности диапозитивного полотна идет равномерно по всей площади, не искажается рисунок мелких деталей и характер всего изображения

          После травления на диапозитиве можно производить дополнительную ретушь краской или карандашом и сделать сборку, т. е. устранить обычным способом технические дефекты.


Цветоделительная съемка

          Для воспроизведения типографским способом трех-четырех красочных иллюстраций многоцветные оригиналы во время фотографирования необходимо разделить на составляющие цвета. Этот процесс, известный под названием цветоделения, осуществляется путем фотографирования оригинала через светофильтры, окрашенные соответственно зонам спектра .в сине-фиолетовый, зеленый и красный цвета.

          Светофильтр состоит из двух оптических стекол, между которыми прокладывается окрашенная в эти цвета пленка.

          При фотографировании через отверстие объектива, перекрытое цветным светофильтром, проходят только лучи той зоны спектра, которая соответствует окраске светофильтра; остальные лучи поглощаются светофильтром.

          Соотношение цветных лучей, поглощенных и пропущенных светофильтром, зависит не только от окраски последнего, но и от характера многоцветного изображения на оригинале.

          Если, например, в процессе цветоделения применяется красный светофильтр, то он пропустит только лучи, окрашенные в этот цвет, и поглотит лучи остальных зон спектра - сине-фиолетовой и зеленой,- при этом получают негатив для голубой краски.

          При фотографировании через сине-фиолетовый светофильтр будут поглощены зеленые и красные лучи; пропущенные сине-фиолетовые лучи подействуют на светочувствительный слой и вызовут потемнение соответствующих участков негатива после проявления. Таким образом получают негатив для желтой краски. Соответственно во время цветоделения через зеленый светофильтр будут поглощены сине-фиолетовые и красные лучи. Зеленые лучи, пропущенные светофильтром, вызовут потемнение на негативе. При этом получают негатив для пурпурной краски.

          При цветоделении включают последовательно для негатива голубой краски красный светофильтр, для негатива пурпурной краски — зеленый светофильтр и для негатива желтой краски — сине-фиолетовый светофильтр.

          Для получения четырехцветных репродукций с дополнительной черной краской негатив изготовляют на панхроматическом эмульсионном слое с включением корректирующего светофильтра — чистого неокрашенного оптического стекла.

          С цветоделенных негативов двумя способами, проекционным или контактным, получают цвет оделенные диапозитивы на ортохроматической фотопленке средней контрастности.

          При первом способе негатив фотографируют и получают диапозитивное изображение, при втором — диапозитив получают с негатива посредством контактной печати в специальном диапозитивном станке.

          Диапозитивы, предназначенные для цветоделителытой корректуры, после проявления и фиксации необходимо промыть в проточной воде.


Причины цветоделительной ретуши

          Основная причина, вызывающая искажения в цветоделении, а следовательно, и необходимость в цветоделительной корректуре, заключается в печатных красках. Краски не могут точно передать цвет оригинала, потому что они поглощают в той или иной степени почти все цвета спектра. Например, голубая краска частично поглощает зеленые и синие лучи. Таким образом, на трехцветном оттиске обнаруживаются значительные отступления от оригинала.

          Некоторые искажения в цветоделении могут также возникнуть в результате неправильного подбора светофильтров и светочувствительного материала. Нет идеальных светофильтров, которые пропускали бы только лучи определенного цвета. Например, при фотографировании через сине-фиолетовый светофильтр на негативе и диапозитиве должен 'выделиться только желтый цвет. Однако вследствие не идеальности красок и светофильтров происходит частичное выделение пурпурного цвета. Иначе говоря, на желтом негативе или диапозитиве получаются участки пониженной плотности, соответствующие пурпурному цвету. Кроме того, при цветоделенном фотографировании часто неверно передаются полутоновые элементы оригинала, плотность цвета которых на диапозитиве меньше, чем на оригинале.

          Фотографические эмульсионные слои по-разному чувствительны к тому или другому цвету. Нет таких идеальных светочувствительных слоев, на которых все основные цвета после фотографирования через соответствующие светофильтры и при равной экспозиции имели бы одинаковую плотность негативного или диапозитивного полотна.

          Например, простые фотографические бромосеребряные слои чувствительны только к синим и сине-фиолетовым лучам, поэтому желтые, зеленые и красные цвета на диапозитиве будут черными. Естественно, что эти слои нельзя применять для цветоделения. Чтобы сделать эти слои чувствительными к другим лучам светового спектра, в них вводят соответствующие красители.

          Ортохроматические слои чувствительны к зеленым и желтым лучам, а панхроматические — к красным. Наиболее пригодны из них для цветоделительного фотографирования панхроматические слои, но и они недостаточно правильно передают синие и зеленые цвета.

          Для цветоделительной съемки рекомендуется использовать следующие светочувствительные слои: для желтой и голубой красок — панхроматические, для пурпурной — ортохроматические, для черной — панхроматические без светофильтра.

          Большое значение при цветоделительном фотографировании имеет время экспозиции. Определение продолжительности экспозиции преследует две цели: правильное цветоделение оригинала и проработку рисунка. Если контурный рисунок оригинала достаточно четкий, то нетрудно определить необходимую продолжительность экспозиции. Когда фотограф преследует одну цель—проработать рисунок при помощи экспозиции,— зачастую он не добивается правильного цветоделения, так как в результате передержки на световых местах оригинала иногда цвет совершенно пропадает.

          Нередко неправильное цветоделение оригинала зависит от объектива фотоаппарата. Например, в некоторых объективах недостаточно устранена “хроматическая” аберрация (цветорассеивание), в результате чего цветовые лучи спектра по-разному преломляются и фокусы различных красок не будут совпадать.

          Это в свою очередь вызовет или изменение размеров между красками, или некоторую расплывчатость в передаче тональности отдельных элементов рисунка, т. е. несколько смягчится градация цветов.

          Таким образом, даже при самых благоприятных условиях невозможно получить идеальные цветоделенные негативы. Кроме того, необходимо учитывать при цветоделении качество типографских красок, выбор которых при изготовлении цветных иллюстрации весьма ограничен и зависит от характера оригинала. Для устранения недостатков цветоделения диапозитивы подвергают корректуре.

Рис.42 Схема хроматической аберрации:
а — плоскость фокуса синих лучей; б — плоскость фокуса желтых лучей; в — плоскость фокуса красных лучей


Контрольная рабочая шкала

          Контрольная рабочая шкала помогает ретушеру точно определить необходимую оптическую плотность эмульсионного слоя на отдельных участках изображения, чтобы в дальнейшем получить правильные цветные репродукции.

          Для изготовления контрольной рабочей шкалы берут лист нормальной фотографической бумаги и делают две маски из черной бумаги. Маской прикрывают лист фотографической бумаги и дают последовательно четыре экспозиции. Передвигают после каждой экспозиции маску таким образом, чтобы на отпечатке получилось пять полей (последнее поле без экспозиции). Соотношение экспозиций может быть следующим: 0:2:4:8:16.

          Проявление отпечатка необходимо вести до полного почернения участка с наибольшей экспозицией. При этом нужно следить за тем, чтобы соседние участки не сравнялись по плотности тона с участком, получившим наибольшее освещение.

          Полученные элементы (поля) отпечатка монтируют на плотной бумаге или картоне следующим образом. Сначала производят монтаж для желтой краски. Для этого из всех полей вырезают по равному квадрату, которые наклеивают последовательно на одном уровне и одинаковом расстоянии друг от друга в зависимости от плотности тона.

          Затем изготовляют копию шкалы для пурпурной и голубой красок. Для этого с монтажа для желтой краски делают два чертежа, после чего каждый квадрат делят на равные части в зависимости от взятых плотностей тона. На такие квадраты наклеивают поля фотографического отпечатка для пурпурной краски по горизонтали, а для голубой по вертикали (соблюдая последовательность в различной плотности)

          Далее все три полученных монтажа фотографируют на одну пленку и получают негатив, по которому изготовляют цветную шкалу. Для этого с пленки делают растровые негативы (с различным поворотом растра) для каждой краски.

          С растровых негативов изготавливают соответствующую печатную форму и получают в дальнейшем совмещенный цветной оттиск. Для удобства пользования цветной шкалой ее делят на различные по цвету квадраты посредством впечатанной на шкалу маски.

Корректура цветоделенных диапозитивов

          Проработку цветоделенных диапозитивов рекомендуется начинать с ретуши диапозитива для голубой краски как основной, а затем диапозитивов для желтой и пурпурной красок.

          Вначале необходимо ослабить плотность эмульсионного слоя отдельных участков изображения. Для этого сверяют плотность диапозитивного полотна на отдельных участках изображения по плотности контрольного негатива, полученного при изготовлении шкалы для желтой краски. По контрольной шкале определяют, какую плотность должен иметь тот или иной цвет оригинала, и устанавливают, насколько плотность диапозитивного полотна сильнее необходимой. Затем приступают к травлению диапозитивов. Травление производят в два приема, чтобы проработать не только большие площади, но и детали рисунка.

          Общее травление необходимо для обтравки больших площадей. При этом на сухой диапозитив наносят слой асфальтового лака, чтобы закрыть все участки, которые не должны подвергаться травлению. Когда лак подсохнет (потеряет липкость), диапозитив погружают на 1—2 минуты в 'ванну с водой, давая эмульсии набухнуть, затем его помещают в ванну с травящим раствором и травят там до получения необходимой плотности полотна.

          Травящий раствор для общего травления составляют из равных пропорций двух запасных растворов по следующему рецепту:

Запасный раствор красной кровяной соли:
красная кровяная соль ...... 90 г
вода ............... 1000 см3

Запасный раствор гипосульфита:
гипосульфит ........... 300 г
вода ............... 1000 см3

          Травят диапозитивы постепенно, постоянно наблюдая за результатами ослабления и сравнивая их с негативным эталоном. Перед каждой проверкой процесс травления прекращают, для чего погружают диапозитив в раствор гипосульфита на 1/2-1 минуту. После окончания травления диапозитив промывают в воде в течение 5 минут и сушат. С сухого диапозитива лак удаляют ватным тампоном, смоченным в бензине.

          Если края выкрытых мест получились слишком резкими, их можно смягчить травящим раствором при помощи кисти.

          К частичному травлению рекомендуется прибегать при ослаблении мелких деталей цветоделенного диапозитива. Травящий раствор для этого составляется по рецепту, приведенному в разделе “Разборка тонов изображения на диапозитивах протравливанием”.

          Перед травлением диапозитив увлажняют раствором гипосульфита с глицерином до набухания эмульсионного слоя, и затем ретушер наносит колонковой кистью травящий раствор на те участки, которые необходимо ослабить.

          Степень травления контролируют путем сравнения эмульсионной плотности диапозитива с контрольным негативным эталоном и шкалой. При этом необходимо на время прекращать процесс травления, промывая диапозитив раствором гипосульфита при помощи ватного тампона.

          После того как все детали изображения на цветоделенном диапозитиве будут ослаблены, т. е. плотность их эмульсионного слоя обеспечит при репродуцировании получение необходимого по оригиналу цвета, травление считают законченным. Диапозитив в течение 15 минут промывают в проточной воде и просушивают.

          Тщательно проверив степень ослабления отдельных деталей, определяют необходимость усиления тех участков диапозитива, на которых плотность эмульсионного слоя не соответствует плотности всего диапозитивного полотна. На такие участки (с матовой стороны пленки) ретушер постепенно, в несколько приемов наносит черную анилиновую краску, разбавленную водой. При этом можно проработать основной рисунок графитным карандашом.

          В основном приемы ретуши цветоделенных диапозитивов аналогичны приемам корректуры обычных одноцветных диапозитивов.

          Отретушированные цветоделенные диапозитивы с соответствующей пометкой о произведенной корректуре передают в производство для изготовления печатной формы.


Расклейка разных плотностей по чертежу контрольной
шкалы для голубой краски и контура шкалы

В.Г.Бушкин

 

.

diodora-room.ru
прочистка канализации на сайте
proriw2.ru
схема лечения хламидиоза http://www.happyfamily.ru .
happyfamily.ru

ProPhoto

Библиотека

herta1p.gif (61 bytes)

У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии
Тел.: (095) 924-7816
E-mail: app@aha.ru