InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

ProPhoto

Библиотека

ТЕХНИЧЕСКАЯ   РЕТУШЬ

В.Г.Бушкин.     Москва 1953 г.

herta1p.gif (61 bytes)

ГЛАВА 3

ОСОБЕННОСТИ РЕТУШИ ЦВЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ

Особенности цветной фотографии

           В настоящее время для получения цветной фотографии применяются трехслойные светочувствительные материалы: для негативов — пленки, для диапозитивов — бумага. На нитропленку и на бумагу нанесен тройной слой эмульсии и желтый фильтровый слой. Кроме того, на оборотную сторону пленки нанесен противоореольный слой (зеленого или коричневого цвета).

          Эмульсионные слои состоят из галоидного серебра и цветных компонентов, которые в процессе проявления окрашивают серебро в желтый, пурпурный и голубой цвет.

          Сначала на бумажную подложку наносят слой для голубого цвета, затем для пурпурного и желтого, между желтым и пурпурным находится желтый фильтровый слой.

          При фотографировании на трехслойную светочувствительную пленку светофильтры не применяются, так как различные слои эмульсии чувствительны к разным лучам светового спектра. Например, нижний слой эмульсии (для голубого цвета) почти нечувствителен к зеленым лучам, а средний слой (для красного цвета), наоборот, чувствителен к зеленым лучам. Тонкий желтый фильтровый слой, находящийся между пурпурным и желтым эмульсионным слоем, служит светофильтром для синих лучей спектра. Поэтому при фотографировании на пленку с различной цветочувствительностью эмульсионных слоев световой спектр делится на разнообразные лучи без помощи светофильтров.

          После проявления цветной трехслойной эмульсии получится три фотографических черно-белых слоя, при этом возле каждого кристалла бромистого серебра от окисления введенных компонентов образуется соответствующий каждому слою краситель, оптическая плотность которого во всех частях негатива пропорциональна количеству выделившегося металлического серебра.

          Во время отбеливания, фиксирования и промывки черное серебряное изображение исчезает и остается только цветное изображение.

          Качество снимка, полученного при фотографировании на трехслойную цветную пленку, в основном зависит от условий съемки: освещения, т. е. спектрального состава лучей источника света, фона, окружающих предметов и экспозиции.

          Так, если мы будем фотографировать один и тот же оригинал при дневном свете или при свете ламп накаливания, то полученные отпечатки будут иметь разные оттенки цветов. Например, снимок, сделанный при дневном освещении, примет синеватый оттенок, а снимок, полученный при съемке с лампами накаливания,— красный оттенок. При съемке одного и того же оригинала в различное время —днем или вечером, зимой или летом, в ясную солнечную или пасмурную погоду — снимки приобретают различные цветовые оттенки. Это явление объясняется тем, что во время фотографирования какой-либо из трех эмульсионных слоев оказывается передержанным или недодержанным.

          Кроме того, на тональность цветной фотографии влияют также фон и окружающие предметы. Например, если оригинал сфотографировать в зелени, то в теневых местах снимка будет преобладать зеленый оттенок; или если против источника света находится предмет красного цвета (красная драпировка), то теневые участки изображения приобретут излишний красный оттенок. Такие недостатки, неизбежно появляющиеся при фотографировании цветных оригиналов, можно частично устранить при проекционной печати фотографических отпечатков путем включения соответствующих копировальных светофильтров.

          Цветопередача зависит также и от ряда других условий: например, от правильного определения выдержки во время съемки, проявления отпечатка, источника света в копировальных приборах. Все дефекты в цветопередаче, возникающие в результате ряда перечисленных условий, устраняют путем ретуши цветного фотоотпечатка.

Исправление недостатков цвета

          Цвета трех слоев фотографической эмульсии (желтый — лимонный, красный — пурпур, синий — лазурь) почти не отличаются от спектральных цветов белого луча света, в результате этого при минимальной насыщенности эмульсионных слоев цветными компонентами можно получить на цветном фотоотпечатке достаточное количество чистых белых тонов, а при большой насыщенности — глубокие черные тона.

          Чистота цветов и правильное их отношение друг к другу в трехслойной эмульсии обеспечивают получение фотографических отпечатков различных оттенков. Поэтому перед ретушером стоит ответственная задача — правильно выбрать красители для исправления недостатков в передаче цвета.

          Применять для ретуши цветных фотографий полную палитру красок нельзя, потому что все дефекты в передаче тонов объясняются недостатком или избытком одного какого-либо из цветов. Поэтому их можно устранить только путем введения в эмульсионный слой красителя недостающего цвета. Например, фотография пейзажа часто 'в результате недостатка пурпурного слоя эмульсии приобретает зеленоватый оттенок.

          Чтобы устранить этот дефект, вводят в эмульсионный слой отдельных деталей изображения пурпурную краску, причем оттенок вводимого красителя должен соответствовать цвету эмульсионного слоя. Чтобы правильно определить это соответствие, в фотолаборатории изготовляют шкалу чистых основных тонов трехслойной эмульсии.

          Для ретуши цветных фотографий можно пользоваться только растворенными в воде анилиновыми красителями, так как они благодаря своей прозрачности не искажают физического строения эмульсионных слоев, тогда как другие красители резко выделяются на поверхности отпечатка, что вредно сказывается при изготовлении печатной формы. Как исключение при заделке технических дефектов применяется масляная краска.

          Анилиновые красители в небольшом количестве наливают в ячейки палитры из плексигласа. Затем при помощи колонковой кисти набирают тот или иной краситель и разбавляют его водой, чтобы получить раствор слабого цвета. Далее увлажненным ватным тампоном протирают фотографический отпечаток и той же колонковой кистью постепенно в несколько приемов вводят краситель в эмульсионные слои, постоянно наблюдая за изменением цвета на фотографии. Не рекомендуется применять при ретуши цветных фотоснимков красители интенсивной насыщенности, так как они будут чрезмерно резко окрашивать эмульсию и искажать основной цвет снимка. При ослаблении введенного в эмульсию красителя посредством вымывания можно нарушить эмульсионные слои.

          Если необходимо изменить или ослабить цвет на больших участках фотоотпечатка, применяют аэрограф. Для этого закрывают маской те места, которые не нужно ретушировать, а на открытые участки фотографии постепенно наносят слабо разведенный краситель так, чтобы он целиком впитывался в эмульсию. Если же краситель будет оставаться на поверхности эмульсионного слоя, то сильная струя аэрографа сдует его, в результате на отпечатке образуются заплывы, которые перекрыть краской невозможно.

          Применяя для корректуры цветной фотографии анилиновые красители, ретушер-художник, знающий цвет и закономерности живописи, может создать высококачественные художественные фотографические оригиналы для цветных репродукций

          Для ретуши портретных цветных фотографий можно использовать анилиновые красители других цветов: например, при работе над цветом тела применяют красители с коричневыми оттенками.

          В настоящее время изучены еще далеко не все особенности трехслойной цветной фотографии, но уже известны способы ослабления силы эмульсионного слоя химическим воздействием на цветные компоненты. Это помогает ретушеру ослабить тот цвет, которым чрезмерно насыщен фотографический снимок.

Сборка на цветной фотографии

          После исправления недостатков в передаче тонов на цветной фотографии ретушер приступает к сборке, т. е. устраняет технические дефекты (белые и черные точки, полосы в виде царапин и потерю резкости деталей). Для этого применяется обычная ретушная краска с введенной в нее подцветкой: для синих, зеленых и близких к ним цветов добавляют зеленую подцветку, для желтых, коричневых и красных тонов — коричневую подцветку.

          Колонковой кистью, с которой ватным тампоном удаляют избыток краски, прорисовывают осторожно основной рисунок. Вначале прорабатывают контурный рисунок, например на портретной фотографии — характерные черты лица: глаза, брови, нос и линии рта, затем костюм по основным линиям и только после этого усиливают плотность теневых мест, соблюдая правильное отношение света к тени и не нарушая объемности изображения.

          Далее приступают к исправлению технических недостатков отпечатка. Легким прикосновением кончика колонковой кисти вводят постепенно краску в эмульсионный слой, таким образом закрашивают белые пятна, тон которых должен соответствовать общему тону оригинала.

          Краску приготовляют из основных красителей, употребляемых для ретуши цветных фотографий, а при заделке пятен в глубоких теневых местах в нее добавляют небольшое количество черной ретушной краски.

          Заделывать черные пятна, полосы скребком нельзя, так как, снимая частичный слой эмульсии, ретушер открывает последующие цвета. Например, если удалить желтый слой эмульсии, то оставшиеся пурпурный и голубой образуют плохо просматриваемый фиолетовый цвет. При этом зрительно кажется, что недостаток в цветопередаче устранен: снят излишний желтый цвет. Но при цветоделении на диапозитиве для желтой краски образуется белое (вместо желтого) четко очерченное пятно, а на диапозитивах для пурпурной и голубой красок эти цвета будут резко вырисовываться. Поэтому при дальнейшем репродуцировании получим оттиски с искаженной передачей цветов.

          Нельзя снимать все эмульсионные слои до бумажной подложки, так как в этом случае, закрашивая данный участок, ретушная краска впитывается в бумажную подложку и подтекает под окружающий эмульсионный слой, вследствие чего на фотографическом отпечатке появляются другие ненужные пятна.

          Чтобы устранить черные пятна и полосы на цветной фотографии, их перекрывают масляными красками, разведенными дамарным лаком или другим прозрачным летучим растворителем. Цвет краски должен соответствовать по тону окружающему цвету. Краску наносят на фотоотпечаток мягкой кистью постепенно, ровным слоем, затем ее слегка прижимают крепко скрученным ватным тампоном, чтобы пятно резко не выделялось.

Раскраска черно-белых фотографических оригиналов

          Наряду с цветными иллюстрациями в журналах и книгах применяются черно-белые раскрашенные фотографии-иллюстрации. Раскрашивает одноцветные фотографические оригиналы художник-ретушер.

          Для раскраски черно-белых фотографий необходимо их разделить на составные тона.  Принцип расчленения зависит от типа оригинала. Например, при раскраске портретных снимков их расчленяют на следующие части: тело, костюм, фон, окружающие предметы; в видовых снимках необходимо выделить воду, 'воздух, землю, зелень, строения и другие предметы.

          Чтобы расчленить изображение на основные характерные цвета, хорошо промытый и высушенный без наката черно-белый фотографический отпечаток дважды тонируют и таким образом получают черно-серый, коричневый, синий и грязно-зеленый, табачный тона. Тонирование производится последовательно.

          При первом тонировании в коричневый цвет выбирают участки коричневого и грязно-зеленого тона. Такие участки отбеливают раствором следующего состава:

Красная кровяная соль ..... 6 г
Бромистый калий ........ 2 г
Вода ............... 200 см

          Раствор вводят в эмульсию мягкой кистью — колонковой или беличьей — до тех пор, пока не образуется слабо заметное желтое изображение. Затем, не давая раствору полностью высохнуть, отпечаток помещают в ванну с проточной водой и промывают в течение 3—5 минут.

          Чтобы восстановить коричневый цвет изображения, отпечаток погружают в раствор следующего состава:

Сернистый натрий .......... 10 г
Вода ................. 200 см”

          Восстановление идет очень быстро, и долго держать отпечаток в растворе не следует. Затем оригинал промывают в течение 1—1,5 часов в проточной воде, чтобы полностью вымыть сернистый натрий из не тонируемых мест эмульсионного слоя.

          Промытый отпечаток сушат и затем приступают ко второму тонированию, при котором получают из черного — синий, а из коричневого — зеленоватый тон. Для этого все участки отпечатка, которые должны быть черными и коричневыми, выкрывают асфальтовым лаком. Лак наносят колонковой кистью, а когда он высохнет, т. е. потеряет липкость, отпечаток погружают в раствор следующего состава:

Лимонно-аммиачное железо ...... 1 г
Лимонная кислота .......... 1,5 г
Красная кровяная соль ........ 1 г
Вода ................. 250 см3

          Постоянно покачивая ванну с раствором, наблюдают за изменением цвета отпечатка. Как только синий цвет станет достаточно насыщенным, оригинал промывают в течение 2—3 минут в проточной воде, затем с него ватным тампоном, смоченным в скипидаре, удаляют асфальтовый лак и вторично промывают при помощи ватного тампона бензином и водой в ванне в течение 3-5 минут, потом удаляют с него фильтровальной бумагой воду и просушивают.

          Полученное изображение, разбитое на несколько тонов, прорабатывают, раскрашивая его анилиновыми красками. Для раскраски можно применять полную палитру цветов анилиновых красителей.

          Для ретуши и сборки раскрашенных фото оригиналов возможно применять скребок, так как эмульсия состоит только из одного вполне прокрашенного слоя.

 

.

regionplus.su
на сайте с доставкой Суксилеп цена
pharmainfo.su

ProPhoto

Библиотека

herta1p.gif (61 bytes)

У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии
Тел.: (095) 924-7816
E-mail: app@aha.ru