InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

ProPhoto

Библиотека

ТЕХНИЧЕСКАЯ   РЕТУШЬ

В.Г.Бушкин.     Москва 1953 г.

herta1p.gif (61 bytes)

ГЛАВА 2
Продолжение

Аэрографическая ретушь

          Действие аэрографа (т. е. воздушной кисти) основано на распылении краски сильной струёй воздуха. При- помощи воздушной кисти можно получать не только широкую струю, равномерно окрашивающую большие участки фотографического оригинала, но и очень тонкую струю шириной в 0,5 мм для проработки мелких деталей изображения.

          При аэрографической ретуши оригинал помещают на наклонную доску рабочего стола и закрепляют на ней кнопками, затем включают компрессорную установку, в которой происходит сжатие воздуха на 2—3 атмосферы, и приступают к ретуши.

          При помощи пипетки в воздушную кисть набирают ретушную краску, разбавленную водой. Кисть берут правой рукой так, чтобы указательный палец находился на головке регулирующего клапана. Плавно и постепенно нажимая на голо1вку клапана, наносят краску на корректируемый участок рисунка.

          Вся сложность работы заключается в том, что рука не имеет никакой опоры, поэтому ее движения необходимо точно рассчитать. Приближать или удалять руку с кистью от оригинала можно только при изменении ретушируемой площади, так как чем ближе кисть к оригиналу, тем тоньше будет струя краски, и, наоборот, с удалением кисти от рисунка расширяется струя краски.

          Если нужно ровным слоем краски покрыть большую площадь фотографического оригинала, изготовляют маску следующим образом. На оригинал накладывают лист восковки и обводят карандашом те участки, которые необходимо окрасить. Затем вырезают эти места и полученной маской закрывают весь рисунок. Краску наносят воздушной кистью, удаленной от оригинала на значительное расстояние, чтобы получить достаточно широкую струю.

          Маску хорошо укрепляют на оригинале металлическими грузиками. Наносить краску нужно очень осторожно, так как она может подтекать под маску, в результате чего на оригинале появляются сильные по тону пятна. Чаще всего аэрограф применяется при ретуши оригиналов для иллюстраций технической книги. Обязательно использование аэрографа при подготовке технических оригиналов для переизданий. В этих случаях в качестве оригиналов пользуются оттисками растровых клише — иллюстрациями из книг и журналов” Репродуцирование таких оригиналов вызывает затруднения, так как полутона в них уже разбиты на точки. При съемке через растр точки раздробляются вновь, отчего полутона оригинала получаются недостаточно четкими. При неправильной же съемке, при неправильном взаимоотношении линий растра на оригинале с линиями растра в репродукционном аппарате на оттиске получается муар — посторонний рисунок в виде крупной сетки или волнистых полос
Устранить муар путем фотографирования почти невозможно; кроме того, при этом, как правило, все мелкие детали настолько искажаются, что их совершенно нельзя определить на иллюстрации.

          Изготовлять печатную форму непосредственно с печатного оттиска можно только в исключительных случаях, но тогда необходимо точно сохранить размер иллюстрации и выдержать линиатуру растра. При съемке муар может быть устранен путем соответствующего поворота растра. Если же растр в аппарате не круглый, а прямоугольный, то поворачивают оригинал на экране.

          Муар можно также устранить при пересъемке оригинала на полутоновое изображение. При пересъемке резкость фокуса в фотографической камере несколько сбивается, поэтому полученные с негативов отпечатки имеют расплывчатое изображение, которое в дальнейшем необходимо отретушировать.

Рис. 22. Явление муара на репродукции (рисунок внизу)

Рис. 23. Репродукция с оригинала, на котором растровая точка была устранена обычной ретушью

 

Рис. 24. Репродукция с оригинала, на котором растровая точка была устранена аэрографической ретушью

          Художественные репродукции пейзажа ретушировать аэрографом нельзя, их ретушируют обычным способом с полной сборкой и проработкой рисунка (рис. 23).

          Изготовляя оригиналы иллюстраций технической книги, все изображение, кроме мелких деталей, перекрывают с помощью аэрографа глухой краской, а мелкие детали прорабатывают обычным образом (рис. 24). Для перекрывания употребляют белила, гуашь или акварель в зависимости от того, какая из этих красок лучше перетерта, т. е. имеет более мелкодисперсный пигмент.

           Чтобы в воздушную кисть не попадали крупные частицы, белила разводят в воде и отстаивают, затем пипеткой набирают белила в фарфоровую чашечку и добавляют в них небольшими каплями из пипетки черную анилиновую краску, тщательно перемешивая раствор кистью. Сила цвета полученной краски зависит от тона оригинала.

  Рис. 25. Схема лекал для аэрографической ретуши

          Вначале ретушируют самые светлые участки изображения, а затем, постепенно добавляя в белила черную краску,— темные участки рисунка. При ретуши оригиналов для иллюстраций технической книги необходимо резче выделить границы между тонами, поэтому, нанося краску на отдельные детали, остальные участки изображения следует закрыть маской или заранее изготовленными лекалами самой различной формы (рис. 25). Лекала может делать сам ретушер из фотографических пленок. Чтобы получить прозрачные пленки, их травят в растворе красной кровяной соли, потом промывают в растворе гипосульфита и в воде, после чего высушивают. Из таких пленок вырезают лекала.

          На оригинал накладывают лекало или маску и забрызгивают его соответствующей по тону краской. Если деталь имеет сферическую форму, то после общего забрызгивания черной ретушной краской наносят тени, постепенно сгущая их от светлых участков к темным. Так последовательно ретушируют все различные по тону элементы изображения.

          Когда весь рисунок покроют красками, колонковой кистью или рейсфедером прорабатывают основной контур. Фон можно предварительно вытравить или покрыть краской, закрыв изображение соответствующей маской.

Разборка тонов фотографического оригинала протравливанием

          Если на фотографическом оригинале преобладает изображение сильных по оптической плотности тонов, то проработать контурный рисунок ретушной краской невозможно, а работа скребком очень сложна и продолжительна. Поэтому в этих случаях рекомендуется производить частичное ослабление изображения, т. е. ослабление насыщенности эмульсионного слоя в травящем растворе, приготовленном следующим образом.

Вначале делают два запасных раствора:

Запасный раствор красной кровяной соли:
красная кровяная соль ........ 9 г
вида ................. 100 см3

Запасный раствор гипосульфита:
г
ипосульфит ............. 30 г
вода ................. 100 см3

          Оба запасных раствора в малом количестве сливают в равной пропорции. В результате получают рабочий раствор, который во время работы необходимо часто менять, так как он очень нестойкий.

          Те участки оригинала, которые подвергаются ослаблению, увлажняют ватным тампоном, смоченным в растворе гипосульфита, чтобы эмульсионный слой слегка набух. Это предохранит соседние участки изображения (которые не нужно подвергать ослаблению) от действия травящего раствора. Затем ретушер при помощи колонковой или беличьей кисти наносит постепенно на оригинал травящий рабочий раствор, ослабляя плотность эмульсионного слоя, т. е. прорабатывает рисунок по светам. При травлении необходимо все время наблюдать за степенью ослабления тех или иных участков оригинала и постепенно вводить в них ватным тампоном раствор гипосульфита, чтобы приостанавливать действие травящего раствора. После травления фотографический отпечаток промывают сначала в растворе гипосульфита, а затем в проточной воде (10—15 минут), чтобы удалить из эмульсионного слоя травящий раствор и гипосульфит.

          В результате травления фотографического отпечатка из вялого, монотонного изображения можно получить более контрастный оригинал (рис. 26).

Рис. 26. Разборка тонов оригинала частичным ослаблением:
слева - до ослабления; справа - после ослабления

           Нередко на фотографическом оригинале необходимо получить ровный чистый фон. Белила для этого непригодны, так как мазки от кисти, имеющие даже незначительный рельеф, становятся заметными при репродукционном фотографировании.

          Получить ровный чистый фон можно при помощи аэрографической установки. Однако, если на изображении находятся очень мелкие детали, их трудно закрыть маской, и поэтому работа с аэрографом чрезвычайно сложна. Лучше всего Для этой цели производить вытравливание.

          Весь рисунок выкрывают, т. е. наносят на него значительный слой разведенного в скипидаре асфальтового лака, чтобы травящий раствор не проник на изображение. Когда лак подсохнет (потеряет липкость), фотографический отпечаток погружают в ванну с травящим раствором, состоящим из запасных растворов. Во время травления ванну постоянно покачивают, поддерживая отпечаток пальцами, чтобы он не покоробился. Травление продолжают до полного стравливания фона, после чего отпечаток сначала отбеливают в растворе гипосульфита, затем в течение 10—15 минут промывают в проточной воде.

           С влажного отпечатка ватным тампоном удаляют излишнюю воду и смывают лак скипидаром и бензином. При этом растворители не должны подтекать под оригинал, иначе может окраситься бумажная подложка и на эмульсионном слое появятся коричневые пятна.

           Затем фотографический оригинал вновь промывают в воде, чтобы удалить жиры растворителей, и просушивают. В результате получают оригинал с чистым ровным фоном.

          Для вытравливания фона можно также применять и настойку йода. При этом выкрывать лаком рисунок не следует, потому что для обтравки йод можно ввести кистью в эмульсионный слой. Затем отпечаток отбеливают в растворе гипосульфита. Использование настойки йода очень удобно, так как она благодаря своей летучести при работе не растекается и быстро соединяется с эмульсионным слоем. После отбеливания отпечаток промывают в проточной воде, а затем высушивают.

Ретушь различных видов оригиналов

Ретушь портрета

          Ретушь портрета начинают со сборки — выравнивания тонов лица сначала скребком, потом кистью. Затем прорисовывают детали лица посредством усиления основного контура и теневых нюансов, после этого усиливают блики. Далее приступают к ретуши костюма и фона.

          При ретуши портрета большую роль играет фон, поэтому необходимо заранее наметить его цвет. Если фон должен быть белым, то его следует вытравить перед общей ретушью рисунка; если фон необходимо сделать серым, то после общей ретуши изображения его отрабатывают аэрографом, и, наконец, если фон остается таким же, как на фотографическом оригинале, то его ретушируют обычным образом, т. е. устраняют технические дефекты и выравнивают тона.

          Ретушь портрета необходимо производить тщательно и осторожно, так как малейшее нарушение рисунка приводит к потере характерного сходства лица. Если ретушер не имеет специального художественного образования, то ему нужно самостоятельно на практике путем рисования с гипсовых слепков или с увеличенных фотографий изучить правила построения отдельных характерных деталей лица и головы: глаз, носа, уха и линий рта.
          Вначале рисуют карандашом контур (рис. 31). При этом ретушер изучает правильность начертания деталей лица при различном повороте головы, а также выражения лица. Например, у улыбающегося человека глаза всегда несколько прищурены, а нос незначительно вздернут. Затем переходят к воспроизведению объемного рисунка (разведенной тушью или краской), изучая правильность распределения света и тени (рис.32).  Иногда необходимо частично или полностью изменить костюм. Для этого, чтобы не исказить правильную передачу телосложения человека, лицо и фон выкрывают асфальтовым лаком, а костюм ослабляют в травящих растворах. После ослабления и удаления с фотографического оригинала асфальтового лака ретушер прорисовывает вначале слабой ретушной краской основной контур, а затем размывкой посредством постепенного усиления и сам рисунок, соблюдая правильное отношение света и тени во всех деталях костюма.

ris31.tif (26068 bytes)            ris32.tif (192498 bytes)

Рис. 31. Абрисный рисунок деталей лица.         Рис. 32. Рисунок деталей лица, выполненный тушью.


Ретушь пейзажа.

          При ретуши пейзажа прежде всего необходимо правильно определить соотношение тонов в передаче света и тени и проработать на фотографии светлые детали снимка, так как исправлять эти недостатки лучше всего посредством частичного ослабления оптической плотности эмульсионного слоя. Затем устраняют технические дефекты оригинала, выравнивают тона и прорабатывают контуры и глубокие тени основного рисунка, после чего усиливают блики

Ретушь оригиналов для иллюстраций технической книги

          Фотографические оригиналы, предназначенные для иллюстраций технической книги, по характеру изготовления делятся на два вида: оригиналы, полученные непосредственно в натурной съемке с приборов, машин или деталей, и оригиналы, полученные в результате репродукционного фотографирования иллюстраций из печатного издания. Оригиналы первого вида ретушируют обычными приемами — скребком и кистью, а оригиналы второго вида можно ретушировать только при помощи аэрографа.

          Передачи объемности изображения добиваются путем усиления теневых мест и бликов.

          При использовании аэрографа необходимо вначале подготовить оригинал: вытравить фон, сделать маски и лекала; затем ретушь производится обычным порядком


Ретушь фотографий произведений искусств

          При ретуши оригиналов-репродукций нельзя вносить никаких изменений в общую передачу рисунка или тонов изображения. Процесс ретуши таких оригиналов состоит лишь из общей сборки: устранения технических дефектов и легкого усиления теневых и световых участков рисунка. Корректируя репродукции, полученные путем фотографирования скульптур и изделий прикладного искусства, можно обработать фон аэрографом или травлением.

 

.

Расписание автобусов по Украине, заказ билетов www.bus.tickets.ua
bus.tickets.ua

ProPhoto

Библиотека

herta1p.gif (61 bytes)

У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии
Тел.: (095) 924-7816
E-mail: app@aha.ru