InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

ProPhoto

Библиотека

ТЕХНИЧЕСКАЯ   РЕТУШЬ

В.Г.Бушкин.     Москва 1953 г.

herta1p.gif (61 bytes)

 

ГЛАВА 2

ТЕХНИКА РЕТУШИ

Общие требования к ретуши фотографических оригиналов

           Способ и метод ретуши фотографических оригиналов зависят от 1) способа печати, 2) частоты растра, применяемого для данного издания, 3) частных замечаний автора или художественного редактора (в отношении выделения отдельных деталей изображения или удаления ненужных элементов рисунка). Поэтому на оригиналах, предназначенных к воспроизведению глубокой печатью, независимо от растра ретушь должна быть мягкой, незаметной для невооруженного глаза, с хорошей проработкой всего рисунка и сохранением тонких световых нюансов. На оригиналах, воспроизводимых офсетной печатью, необходимо обозначить основной контур изображения и резко подчеркнуть световые места — блики. На оригиналах, предназначенных к воспроизведению способом высокой печати, степень проработки основного рисунка и световых бликов определяется частотой растра: чем крупнее растр, тем резче надо отретушировать фотографический оригинал, чем мельче растр, тем мягче надо прорабатывать мелкие детали, например при растре в 24 линии мелкие детали рекомендуется совсем удалить.

          Порядок и последовательность процессов ретуши во всех этих случаях одинаковы, техника же ретуши зависит от фотографического материала и определяется самим ретушером.

 

Работа скребком

          Вполне освоить технику ретуши скребком можно только в результате длительной практической деятельности. Основываясь на собственном опыте и знаниях, каждый ретушер сам определяет, как следует заточить скребок, чтобы получить хорошие результаты. Так, одни предпочитают работать скребком с полукруглым ножевидным лезвием, другие — скребками с ровной плоскостью и определенным скосом лезвия. Использование по-разному заточенных скребков зависит от положения их в руке. Если ручка скребка опирается на слегка согнутый средний палец и удерживается большим и указательным пальцами,

Рис. 18. Положение скребка в руке:
а - с полукруглой заточкой; б - с заточкой острым углом

(рис. 18, а), то величина наклона скребка может постоянно изменяться. В этом случае заточка конца лезвия должна быть полукруглой. Если же скребок зажат двумя пальцами, большим и указательным (рис. 18,6), то он не может изменять своего положения, поэтому режущая плоскость скребка должна быть ровной с небольшим углом скоса лезвия.

          Рука должна свободно двигаться со скребком в любом направлении, это обеспечивает правильное нанесение тонких корешкообразных штрихов при снятии частично эмульсионного слоя.

          Ретушеру необходимо добиться получения таких корешковых штрихов, которые при рассмотрении через увеличительное стекло не будут иметь прямых линий, поэтому ослабленный участок оригинала будет состоять из искривленных штрихов или точек неопределенной формы. Степень ослабления силы тона, т. е. толщина снятого эмульсионного слоя, определяется не частотой корешковых штрихов или точек, а силой нажима лезвия скребка на эмульсионный слой. При сильном нажиме на скребок можно легко снять эмульсию до бумажной подложки, в результате чего на оригинале образуются белые точки, которые затем приходится заделывать краской; этого нужно избегать.

          Правильно пользуясь скребком, можно получить ровное по всей площади пятно и добиться плавного перехода от света к тени

          Приступая к ретуши фотографического оригинала, вначале устраняют на нем все технические дефекты (пятна и линии), так как нередко они мешают правильно рассмотреть изображение и определить, какие участки надо ослабить или выровнять по тону. Черные точки и линии удаляют путем постепенного ослабления, чтобы они сравнялись с общим тоном изображения. Корешок, создаваемый скребком, должен иметь очень мелкие точки и штрихи, которые не должны зрительно восприниматься.

Рис.20 Выравнивание фона (удалени пятна) на фотографическом оригинале

          Исправив все подобные дефекты, рассматривают сюжет оригинала, определяют положение теней по отношению к свету и намечают все теневые участки

изображения, в которых должен просматриваться рисунок, отсутствующий на оригинале. Такие участки прорабатывают скребком, ослабляя плотность эмульсии. Сначала при помощи скребка размечают контуры осветляемого участка, затем ослабляют эмульсионный слой, не нарушая при этом правильной передачи рисунка.

          Таким же приемом выравнивают тона оригинала, устраняют выделяющиеся темные пятна или убирают лишние детали рисунка. Часто встречающиеся на фоновых местах портретных снимков. При этом корешок может быть более крупным.

          При выравнивании тонов оригинала следует точно определить необходимую плотность корректируемого участка изображения. Не рекомендуется подгонять тон к самому слабому пятну, которое можно усилить. Поэтому следует ослабить только сильные по сравнению с общим тоном участки. Ослабление начинают производить от края пятна, постепенно усиливая нажим на скребок соответственно увеличению плотности пятна.

          Устранив технические дефекты, проработав теневой рисунок и выровнив тона, приступают к усилению бликов светового изображения. При этом часть эмульсионного слоя снимают следующим образом. Определив ширину и форму блика, ровным и твердым ('без всякого усилия) движением скребка снимают частичный слой так, чтобы не прорезать всю эмульсию и не повредить бумажную подложку. Если блики небольшие и ровные по форме, их проработать нетрудно, но блики большие по площади или сложные по форме (например, блики лица на портретных снимках) требуют точной и тщательной ретуши. Поэтому вначале на полях оригинала необходимо сделать предварительную

          Работая со скребком, нужно внимательно следить за его заточкой. Скребок всегда должен быть острым, с ровным, незазубренным лезвием, иначе он может царапать эмульсионный слой, т.е. портить фотографический оригинал.


Работа кистью

          Вся основная работа по ретуши фотографических оригиналов (общая проработка рисунка и разборка тонов) производится ретушной краской при помощи кисти.

          О приготовлении ретушной краски мы уже говорили В основную черную краску добавляют подкраску в таком количестве, чтобы тон ретушной краски соответствовал тону эмульсии. Это обеспечит правильную передачу соотношения тонов изображения во время дальнейшего фотографирования. При ретуши фотографических оригиналов необходимо учитывать их две особенности: оптическую плотность эмульсионного слоя и характер его поверхности. Оптическая плотность ретушной краски должна 'быть больше плотности теневых участков изображения. Поэтому на листе необработанной фотографической бумаги делают сильный мазок краской и сравнивают его по тону с самым черным местом фотографического оригинала. Тон эмульсионного слоя визуально должен быть светлее тона краски, иначе после фотографирования при изготовлении печатной формы ретушь не даст положительных результатов.

          Если оптическая плотность оригинала сильнее плотности краски, изображение необходимо ослабить. При этом фотографический отпечаток ослабляют или 'раствором красной кровяной соли с гипосульфитом (см. глава II, “Разборка тонов фотографического оригинала протравливанием”) или путем протирания оригинала мелким порошком пемзы. Можно применять готовый и самодельный порошок, полученный путем растирания одного куска другим. В порошке не должно быть крупных частиц, которые могут поцарапать эмульсию, поэтому его необходимо тщательно просеять через мелкое шелковое или металлическое сито. Полученный порошок насыпают на фотографический оригинал и 'протирают его ладонью или кусочком кирзы, снимая 'при этом частично эмульсионный слой. Затем порошок удаляют и протирают оригинал увлажненным ватным тампоном.

           Иногда для накатывания фотографических отпечатков (при получении глянцевой поверхности фотографии) применяют различные растворы, вплоть до дубящих желатину химических веществ, например формалин. В результате ретушная краска не впитывается в эмульсию и сбегает, образуя отдельные капельки. Такой фотографический отпечаток ретушировать нельзя. Чтобы устранить этот недостаток, протирают эмульсионный слой порошком пемзы, после чего шероховатая поверхность фотографического оригинала хорошо принимает краску. Этот же дефект можно устранить путем размачивания эмульсионного слоя в ванне с проточной водой в течение 30—40 минут. Затем фотографический отпечаток сушат в естественных условиях. Однако такой продолжительный по времени способ менее удобен, поэтому его следует применять только в редких случаях, когда слабый по силе тона или по характеру изображения оригинал нельзя протирать порошком пемзы, иначе можно удалить нужные детали рисунка.

          После соответствующей подготовки фотографического оригинала начинают его ретушировать. Сначала устраняют технические дефекты: белые точки и царапины. Кистью малого номера разводят на палитре водой Ретушную краску так, чтобы ее тон был несколько слабее общего тона оригинала. Так как кисть должна содержать самое минимальное количество краски, ее избыток удаляют ватным тампоном. Затем на полях отпечатка или на листе фотографической бумаги делают пробный мазок. После этого легкими быстрыми прикосновениями кончика кисти к пятну вводят в эмульсию ретушную краску до тех пор, пока тон пятна будет соответствовать тону оригинала. На белые пятна и царапины, большие по площади, краску рекомендуется наносить не сплошным мазком, а точками, создавая корешок. Этот прием объясняется тем, что кистью вручную невозможно получить точную тонкую линию и рассчитать движение так, чтобы мазок совпал с царапиной. Если краску наносят одним мазком, то в большинстве случаев результат получается плохим, так как рядом с пятном появляются темные линии от нанесенной краски.

          Общим мазком допускается заделывать большие по площади участки, однако и при этом по краям пятна необходимо наносить краску точками, иначе вокруг него образуется затемненный ореол, который устраняют при помощи скребка.

          Далее приступают к выравниванию тонов оригинала, устраняют лишние детали рисунка, исправляют детали, искаженные посторонними тенями во время фотографирования, и пятна, находящиеся на фотографируемых объектах.

          Выравнивание тонов производится следующим образом. Сначала кистью больших номеров делают общий мазок, затем постепенно в виде 'корешка наносят краску точками на эмульсионный слой. Эти точки не должны зрительно просматриваться.

          После сборки, т. е. после устранения технических дефектов и выравнивания тонов, на оригинале становятся видны недостатки контура рисунка. Поэтому в дальнейшем начинают корректировать контур рисунка кистью средних номеров. Насыщенность краски постоянно проверяют на свободных полях оригинала или на листе фотографической бумаги. Прорисовывают все детали изображения, тщательно выявляя и определяя элементы рисунка.

          Необходимая резкость обозначения границ деталей изображения при ретуши фотографических оригиналов определяется требованиями, предъявляемыми и оригиналу способами печати и линиатурой растра, обусловленными сортом тиражной бумаги.

 

.


ProPhoto

Библиотека

herta1p.gif (61 bytes)

У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии
Тел.: (095) 924-7816
E-mail: app@aha.ru

Rambler's Top100 Service