InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

ProPhoto

Библиотека

ТЕХНИЧЕСКАЯ   РЕТУШЬ

В.Г. Бушкин     1953 г.

herta1p.gif (61 bytes)

ГЛАВА I

РАБОЧЕЕ МЕСТО РЕТУШЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕТУШИ

Рабочее место ретушера, оборудование и инструменты для ретуши

          Каждый ретушер должен иметь свое рабочее место, снабженное необходимым оборудованием, материалами и инструментами. Во-первых, для ретушера необходим небольшой письменный стол с одной тумбочкой (рис. 9), в ящиках которого находятся инструменты, материалы, фотографические отпечатки и готовые фотографические оригиналы. На столе (в половину его ширины) помещают наклонно на 10—15° гладкую доску с подставками. Доска должна быть съемной, так как на стол при подготовке негативов или диапозитивов устанавливают станок для ретуши.

          Станок (рис. 10) состоит из трех рам, скрепленных между собой в виде латинской буквы Z. Нижняя рама имеет фанерное дно, закрытое листом белой бумаги, служащей экраном для отражения света. На средней раме находится стекло, на которое помещают диапозитив. Верхняя рама закрыта фанерой и защищает ретушируемый оригинал от действия света сверху. Чтобы защитить оригинал от бокового освещения, станок закрывают полотнищем черного материала.

          Ретушь фотографических оригиналов, особенно диапозитивов, лучше всего производить при естественном дневном освещении, поэтому рабочий стол устанавливают против окна, чтобы свет падал спереди. При ярком солнечном освещении окно закрывают гладкой легкой белой шторой. В вечернее время рекомендуется использовать лампы дневного света, установленные на кронштейнах вдоль стола в рефлектирующей арматуре. При работе с такими лампами меньше утомляется зрение ретушера, не коробится фото Графический отпечаток, так как лампы не излучают тепла;

      Рис. 9. Рабочий стол ретушера

кроме того, эти лампы совершенно не искажают цвета оригинала, что особенно важно при определении сходства оттенка ретушной краски с оттенком эмульсии на фотографическом отпечатке.

     Рис. 10. Станок для ретуши негативов.

 

Аэрограф.

          Для ретуши некоторых фотографических оригиналов, особенно технических иллюстраций, применяется аэрограф, при помощи которого краска, состоящая из белил и туши, наносится на обрабатываемую поверхность путем распыления сжатым воздухом.

    Рис. 11. Компрессорная установка КУ

          Сжатый воздух подается в аэрограф из специальной компрессорной установки (рис. 11). Установка состоит из компрессора с индивидуальным электродвигателем. Воздух, нагнетаемый компрессором, через трубопровод попадает в резервуар, в котором он сжимается до 3—4 атм. Величину сжатия контролирует манометр. Чтобы уменьшить давление, воздух автоматически выпускается через выходной клапан резервуара. Сжатый воздух из компрессора через масловодоотделитель поступает сначала в воздухосборник и далее через тройник в аэрографическую ручку.

          Конструкции аэрографических ручек разнообразны. Есть ручки, дающие тонкую струю. Они применяются для ретуши оригиналов с мелкими деталями (рис. 12, вверху). Ручки, дающие широкую струю, служат для ретуши больших и несложных по рисунку оригиналов (рис. 12, внизу).

    Рис. 12. Общий вид аэрографов:
вверху — для тонкой струи; внизу — для широкой струи

          Принцип действия аэрографических ручек заключается в следующем: сжатый воздух по каналу поступает в защитную чашку, откуда с силой выбрасывается, обтекая внутреннее сопло, находящееся в защитной чашке. Воздушная струя, пересекаясь, образует у начала сопла небольшое разрежение, в результате чего краска, подхваченная струёй, распыляется на мелкие брызги.

          Перед началом работы краску заливают в специальный резервуар, расположенный на корпусе аэрографа, откуда она поступает в канал наконечника. Количество подаваемой краски регулируется иглой, соединенной зажимным винтом с рычагом, контролирующим подачу воздуха (рис. 13). Поэтому, по-разному нажимая указательным пальцем на рычаг, можно увеличивать или уменьшать ширину струи. Хорошо налаженная аэрографическая ручка дает тонкую и равномерную по плотности краски струю.

          После окончания работы ручку необходимо тщательно промыть, а затем продуть, чтобы просушить сопло. Иглу надо вынуть, протереть и осторожно вставить на место, чтобы не сломать ее кончик. При повреждении кончика струя увеличивается и краска распыляется в виде крупинок, а это ухудшает качество ретуши.

          Аэрографическую установку помещают недалеко от рабочего стола ретушера, который должен все время наблюдать за ее работой. Длина резинового шланга, соединяющего резервуар компрессорной установки с ручкой, должна обеспечивать свободное пользование ручкой в любых положениях. Толстый и тяжелый шланг затрудняетдвижение руки, в результате чего краска будет не плавно накладываться на оригинал.

    Рис. 13. Схема распылительного устройства аэрографа

           Рабочее место ретушера необходимо обеспечить основными и вспомогательными инструментами. Ретушер должен иметь пенал с крышкой, на которой помещают лист плексигласа с небольшими ячейками для разведения краски. Чтобы правильно определить цвет краски, под плексиглас подкладывают белую бумагу.

           В пенале хранятся скребки, кисти и вспомогательные инструменты (лупа, ножницы, точильный брусочек и другие).

 

Скребки.

          Выбор скребков и кистей зависит от навыков каждого ретушера. В качестве скребков рекомендуется использовать медицинские скальпели, так как они более удобны и их можно подобрать для разнообразных ретушных работ.

          Из крупных скальпелей чаще всего применяются хирургический ножевидный, а из мелких — глазные ножи “Греффе”, особенно ножевидные и копьевидные (рис. 14). Эти ножи имеют тонкое лезвие из хорошей стали.

 

Заточка скребков.

          Основное назначение скребков — частично снять эмульсионный слой при необходимости ослабления отдельных участков изображения или исправления тональности оригинала. Поэтому их заточка играет большую роль. Тупые, неровные лезвия будут только скользить по эмульсионному слою и царапать оригинал.

Рис. 14. Медицинские скальпели, применяющиеся для ретуши

          Скребок затачивают на небольших плоских увлажненных камнях, состоящих из мелкого порошка наждака, или на камнях, смазанных машинным маслом. Правят лезвие на оселках, употребляемых для правки бритв. Затачивать режущую поверхность скребка нужно равномерно, без всякого лишнего усилия.

          Форма режущей поверхности может быть различной (рис. 15). Для сборки рекомендуется применять скребки

    Рис. 15. Форма заточки скребков

с ножевым закругленным лезвием, для ослабления тона эмульсии — скребки с ровной режущей поверхностью. Последние имеют довольно большую режущую плоскость и поэтому ими нельзя снимать эмульсионный слой с небольших участков. Для таких случаев следует заточить скребок из узкого ножевидного скальпеля.

 

Кисти.

          Лучшие кисти для ретуши — колонковые, их упругий волос обеспечивает равномерное введение ретушной краски в фотографическую эмульсию.

         Для ретуши фотографических оригиналов применяются кисти от № 1 до № 6. Чтобы проверить доброкачественность волоса кисти, нужно слегка намочить ее и затем удалить избыток влаги. Если при этом волос не распадается на отдельные куски и кисть сохраняет свою форму, ее можно использовать для ретуши (рис. 16).

   Рис. 16. Колонковые кисти для ретуши

         Для ретуши негативов иногда применяют графитный соус, который наносят на поверхность негатива посредством растушевок. Растушевки изготовляют из жесткой или мягкой хлопчатой бумаги и из сафьяна. Для этого свертывают трубочкой бумажный треугольник, наружный конец которого заклеивают бумагой (рис. 17). Для растушевок можно также использовать промокательную и фильтровальную бумагу.

        Правильная организация рабочего места и снабжение его необходимыми инструментами обеспечивают высокопроизводительную работу ретушера.

Материалы для ретуши

          Для ретуши фотографических оригиналов необходимо подобрать краску, соответствующую тону эмульсионного слоя фотографического отпечатка. Ретушную краску можно приготовить из порошка черной анилиновой краски, употребляемой для крашения хлопчатобумажных тканей. Порошок растворяют в 150 г дистиллированной воды, затем отстаивают в течение 2—3 часов и профильтровывают через вату. В полученную краску добавляют 5 г растворенного сахара и 0,5 г борной кислоты. Затем этот раствор кипятят в стеклянной или эмалированной посуде на слабом огне, чтобы краска не пригорела. Лучше всего кипячение производить в водяной бане.

          Приготовленную таким образом краску следует остудить, разлить в небольшие пузырьки и тщательно закупорить их.

          Краска принимает зачастую серый оттенок, непригодный для ретуши. Чтобы изменить этот оттенок, приготовляют подобным способом коричневую и зеленую краски, которые добавляют в серую до тех пор, пока она не примет оттенок, соответствующий тону эмульсионного слоя.

          Для ретуши можно также использовать черную химическую тушь, разведенную водой. Однако тушь уступает по качеству анилиновой краске: она имеет небольшую фотографическую плотность и поэтому насыщенные, черные оригиналы ретушировать ею бесполезно.

          При работе с белилами нельзя применять готовую химическую тушь и анилиновую краску. Тушь свертывает белила, в результате этого ретушь оригинала не дает положительных результатов, а анилиновые краски, впитываясь в эмульсию, способствуют отделению белил при высыхании, поэтому оттенок краски становится значительно светлее и не соответствует тону эмульсионного слоя. В этих случаях для ретуши используют сухую тушь, приготовленную следующим образом: в стеклянную тарелочку наливают небольшое количество воды и растирают на дне тарелочки палочку сухой туши до получения раствора необходимой плотности цвета и густоты. Такая тушь хорошо соединяется с белилами, и поэтому при высыхании краски ее оттенок почти не изменяется.

 

.

Курсы стилистов по наращиванию. Материалы для наращивания ногтей
siderius.by
Система бронирования отелей. Система бронирования гостиниц
hotels.tickets.ua

ProPhoto

Библиотека

herta1p.gif (61 bytes)

У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии
Тел.: (095) 924-7816; (095) 790-54-88
E-mail: app@aha.ru