InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

ProPhoto

Библиотека

Растры в фотографии

Советское фото 90\2

В. ФИЛИН, С. СТЕФАНОВ

 

         Растры являются одним из интересных технических средств повышения изобразительных возможностей художественной фотографии. Придя в фотографию из полиграфии, а точнее, из ее технологического звена — репродукционной фотографии, они тем не менее не получили должного распространения среди фотолюбителей, хотя именно здесь открываются широкие возможности для экспериментов, которые позволяют наиболее полно выявить разнообразные художественные эффекты в процессе фотопечати. В отечественной фото-литературе можно встретить упоминания о возможностях растра, однако, как правило, авторы не идут далее общих рассуждений о значении растра вообще, и фотографы не располагают достаточно подробными сведениями об их возможностях и способах применения. Это одна из главных причин, на наш взгляд, почему растры не используются достаточно широко. Вторая, не менее важная причина, заключается в том, что фотограф не всегда имеет реальную возможность приобрести растры, а следовательно, и использовать их.

          Что представляет собой растр? Растром называют решетку, используемую в качестве оптической системы для формирования изображения, сквозь отверстия которой пропускаются световые лучки с целью их преобразования. Впервые растр был применен более 100 лет назад для преобразования полутонового изображения в штриховое. Практическое использование растра сделало возможным воспроизведение в полиграфии полутоновых изображений способами офсетной и высокой печати, Для полиграфической промышленности это изобретение имело революционный характер. Полиграфический растр можно рассматривать как своего рода дырчатый светофильтр. Полутоновое оптическое изображение преобразуется этим растром в дискретный ряд элементарных изображений, представляющий собой площадки одинаковой яркости, но разной величины.

          Растры широко применяют в фототехнике для воспроизведения пространственных, стереоскопических и цветных изображений; для создания новой измерительной техники и специальных методов исследования при помощи решеток в телевидении, в оптических приборах и кино, в звукозаписи, при высокоскоростной съемке. Читателям “СФ” известно, что растры применяются при печати художественных фотографий. Не исключено, что применение растров при фотосъемке также таит в себе широкие возможности для экспериментирования, удачных находок и даже открытий. Остановимся вкратце на разновидностях растровых структур.

          Растры, которые могли бы найти применение в фотографии, можно разделить на несколько групп в зависимости от их основных параметров: материала, на котором нанесена растровая структура (растр может быть стеклянным, пленочным, составным); структуры — регулярной и нерегулярной; типов элементарной ячейки растровой структуры (штриховой и полутоновой, контрастно работающей, нормальной и мягкой). Растры различают по способу применения — проекционные и контактные.

          Растровая структура, состоящая из одинаковых и периодически повторяющихся элементов,—это растр с регулярной структурой. Такими элементами могут быть прямые или волнистые линии, геометрические фигуры, изображения элементарных предметов, орнаменты, символы, товарные и прочие знаки, формы цветов и листьев. Если эти элементы имеют нерегулярное расположение или они при регулярном расположении имеют разные формы и площади, то их определяют как растры с нерегулярной структурой. Такие структуры представляют, например, изображения концентрических окружностей, наждачной бумаги, сильно увеличенного звсвечивания фотопленки (расположение фотокристаллов в эмульсии), марли или холста, где структура состоит из одинаковых элементов (нитей), но имеет визуально заметную разницу в толщине вдоль растра. Если элементы в растровой структуре полностью пропускают световые пучки, полностью Их поглощают или отражают, то такие растровые структуры — штриховые. При частичном же пропускании света по площади элементарных ячеек растры будут полутоновыми.

          Конечно, принимая решение об использовании растров, необходимо, прежде всего, определить цель и представлять конечный результат, что дает возможность выбрать разновидность растра, с которым мы будем работать. Наложение структуры растра на структуру изображения может служить для получения художественного или рекламного эффекта, лиричности, загадочности, имитации холста, снега, вьюги, создания фона, сглаживания фона, создания эффекта гравюры, цветовых эффектов...

          Самый распространенный метод применения растров в фотографии—экспонирование полутонового изображения на фотобумагу или фотопленку через растровую структуру. Растр может находиться как в контакте, так и на некотором расстоянии от эмульсионного слоя. Это расстояние зависит в основном от частоты расположения элементарных ячеек растровой структуры: чем эти ячейки мельче и гуще расположены, тем это расстояние меньше. Его выбирают опытным путем, и оно находится в пределах нескольких миллиметров. Если это расстояние очень большое, то растр начинает работать как серый светофильтр. Причем увеличение этого расстояния приводит к повышению контраста растрового изображения. Это расстояние можно создавать при контактном способе печати: перевернуть растр так, чтобы эмульсионный слой фотобумаги соприкасался с обратной стороной растра, или располагать между растром и фотоматериалом прозрачный материал (пленку, стекло). Можно получить растровое изображение за одну экспозицию, а можно увеличить количество экспозиций и после каждой смещать растры, сохраняя полную неподвижность экспонируемого изображения относительно фотоматериала. При печати на фотоувеличителе первую экспозицию проводят через растр (фотобумага на столе увеличителя жестко закреплена), а перед второй экспозицией его смещают относительно фотобумаги, не сдвигая фотобумагу относительно негатива. При использовании линейчатого растра лучше его не сдвигать, а поворачивать таким образом, чтобы линии структуры до и после поворота образовывали угол более 30°. При равных условиях экспонирования растровые элементы будут иметь форму круга, квадрата (“=90°) или ромб” (30°<а<90°), где ю — угол поворота линейчатого растра. При неодинаковых условиях экспонирования (разное время) наблюдается сохранение линейчато-пунктирной структуры, и изображение на фотобумаг* создается цепеобразными линиями. Использование нескольких экспозиций с применением растров с регулярной структурой (за исключением упомянутой линейчатой) приводит к появлению муара — периодических структур, которые возникают при наложении двух или более регулярных растров. С растрами, имеющими нерегулярные структуры, можно осуществить более двух экспозиций. Особенно эффективно это при работе на цветной фотобумаге, когда перед каждой экспозицией меняют и светофильтр. Тогда возникает эффект имитации принципа письма картины мелкими мазками без смешения красок на холсте, который использовали художники — пуантиллисты. А если экспонирование проводят и через второй контактный растр, имитирующий холст и жестко прикрепленный к фотоматериалу, тогда иллюзия пуантиллизма будет полная. При использовании двух и более растров одновременно первый работает контактно, а все остальные — проекционно, так как их структуры отделены от фотоэмульсии на толщину подложек предыдущего растра. Но если по замыслу есть необходимость при контактной печати с разными растрами каждую экспозицию проводить через один растр, то перед последующей экспозицией растр следует менять. При последовательном экспонировании все структуры растров работают одинаково и их действие зависит только от условий экспонирования (времени экспонирования, типа фильтров), а при одновременном экспонировании увеличение расстояния между растровой структурой и эмульсионным слоем ведет к уменьшению общего воздействия на фотоэмульсию, и ничем это изменить нельзя, если все растры нейтрально-серые.

          Другой способ — экспонировать разные изображения (сюжеты) на одну и ту же поверхность эмульсионного слоя. Каждый сюжет экспонируют после смещения растровой структуры. Освоение этого приема советуем начинать с грубого линейчатого штрихового контактного растра, когда экспонируют два сюжета, а растр сдвигают без поворота (то есть а==0°). Растры также можно устанавливать в контакте с негативом в негативодержателе фотоувеличителя. При таком методе использования растров нередко их структуры становятся ведущими.

          Растры могут быть использованы и непосредственно при фотографировании объектов, и изготовлении первичных негативов. Но для такого применения растров требуется терпение, опыт и дополнительные устройства. Здесь очень широкое по ле деятельности для фотохудожников, и именно здесь их ожидают не только прекрасные находки, но и открытия. Например муаровая фотография, названная так японскими специалистами. Она применяется при съемке малоконтрастных, плоских или слаборельефных изображений, где очень трудно на полутоне выделить малоконтрастные элементы, такие как старые монеты, барельефы, рельеф на глиняной посуде, рисунок на снегу, резьба по дереву и т. п. Метод муаровой фотографии очень близок по своей сущности к голографии, хотя результаты весьма различны. Он состоит в следующем. Освещают предмет растровой регулярной (линейчатой, сетчатой, волнистой) структурой. Растр с такой же структурой, но с частотой, соответствующей или очень близкой к масштабу уменьшения фотографируемого предмета на негативе, в фотоаппарате накладывают в контакте с фотопленкой или предварительно фотопленку растрируют без обработки. Проводят съемку. На несущую структуру фотопленки накладывается такая же структура, но искаженная, измененная рельефом фотографируемого предмета. Возникает муаровая картине, которая создает изображение с выявлением мельчайших рельефов, даже не имеющих на предмете ни малейшего оптического контраста. В Японии разработан фотоаппарат, где вспышка “набрасывает” изображение растровой структуры на фотографируемый предмет во время экспонирования. Так как это специальные виды съемки (в археологии, нумизматике, искусствоведении), то они не получили широкого распространения и достаточного освещения даже в научной литературе. Изготовить растры в домашних условиях возможно, но практика показывает, что все домашние средства изготовления растров не дают требуемого качества.

В. ФИЛИН, С. СТЕФАНОВ

 

.


ProPhoto

Библиотека

У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии    
Тел.: (095) 924-7816, E-mail: app@aha.ru

Rambler's Top100 Service