InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

ProPhoto

Библиотека

МОНТАЖ ФОТООТПЕЧАТКОВ ДЛЯ НАСТЕННОГО
ПОКАЗА

Из книги Применение фотографии в науке. 1980г.

А. Блейкер

herta1p.gif (61 bytes)

          В процессе подготовки фотографий для публичной демонстрации невозможно полностью исключить такой фактор, как индивидуальные наклонности и вкусы исполнителя. Поэтому при чтении данной главы следует иметь в виду, что в ней излагается мнение автора книги, которое отнюдь не является непреложным законом для других. Это мнение базируется на многолетнем опыте демонстрации фотографий, изготовленных автором и на анализе работ других авторов. Читатель в праве не согласиться с выводами и рекомендациями, которые даются в этой главе.

МОНТАЖ ФОТООТПЕЧАТКОВ СРЕДНИХ РАЗМЕРОВ НА ПОДЛОЖКИ

          Наиболее дешевым и распространенным методом представления фотографий для настенного показа является сухой монтаж фотоотпечатков на некоторые виды подложек.

          Несмотря на то что для закрепления отпечатков на подложке пользуются любым клеем, резиновый клей оказывается для монтажа совершенно непригодным, так как содержит вещества, которые могут проявиться на изображении в виде пятен. Винилацетатная эмульсия, применяемая для приклеивания фотографий по углам на машинописную страницу при подготовке обычного отчета, также не пригодна для монтажа материала, предназначенного для публикации.

          Наилучшими методами изготовления монтажа, позволяющими получить результаты на профессиональном уровне, являются горячий монтаж и монтаж с использованием чувствительных к давлению материалов. Последний способ, который обычно называют сухим монтажом в противоположность мокрому с использованием клеев и мастик, позволяет получать очень чистые, ровные монтажи. Чувствительные к давлению материалы для монтажей можно разделить на три типа: подложки, покрытые чувствительным к давлению слоем, который обычно покрыт защитным слоем, удаляемым непосредственно перед монтажом; препараты в аэрозольной упаковке, которые наносятся на выбранную подложку, и так называемые двусторонние липкие ленты, которые могут использоваться в виде полосок или по размеру фотоотпечатка для приклейки к выбранной поверхности. Эти ленты также имеют защитные слои, удаляемые при подготовке ленты к использованию. Автором книги липкие ленты применяются для монтажа обозначений на отпечатки, а также для монтажа некоторых типов отпечатков.

          Для монтажа фотоотпечатков следует применять подложки, специально предназначенные для этих целей и изготовляемые из материала, не содержащего примеси, которые могут при длительном хранении монтажа вызвать разрушение бумажной основы или эмульсии фотоотпечатков. Так как на практике оказывается, что не все такие подложки свободны от указанных примесей, то поэтому трудно давать точные рекомендации. Однако интерес к использованию подобных материалов постоянно растет. Требуется довольно большое время, чтобы примеси, обычно обнаруживаемые в дешевых подложках, оказали заметное влияние на вид фотографии.

          Подложки с широкими полями используются для того, чтобы исключить влияние на восприятие фотографий окружающего пространства и предметов, в том числе и стен, на которых размещаются фотографии. Стены кар тинных галерей обычно ровно окрашены в нейтральные тона, чтобы устранить проблему визуального конфликта цвета стен с расположенными на них произведениями искусства. Поскольку фотографии, содержащие научную информацию, часто демонстрируются в помещении, которое для этих целей оказывается совершенно неприспособленным, то вопрос о визуальной изоляции фотографии приобретает основное значение.

Цвет монтажных подложек

          Мнений относительно цвета монтажных подложек существует, пожалуй, столько же, сколько и фотографов. Тем не менее можно сформулировать основные требования, предъявляемые к цвету подложки.

          Фотографы используют для подложек буквально все возможные градации серого (от белого до черного) и большое разнообразие цветов. Что касается белых и близких к ним подложек, которые используются довольно часто, то, по мнению автора, они ослепляют и снижают визуальное впечатление от фотографии. При применении большой черной подложки возникает эффект “тяжеловатости” и общей затемненности фотографии, в результате чего создается впечатление переэкспонированного фотоотпечатка. Цветные подложки не подходят для черно-белых отпечатков, в случае цветных отпечатков цвет подложки не должен ни резко контрастировать, ни сливаться с цветами фотографии.

          После многочисленных экспериментов автор пришел к выводу, что для большинства фотографий, как черно-белых, так и цветных, наилучшим является нейтрально-серый фон средней светлоты. Такой фон делает фактически все фотографии приятными для восприятия, не контрастируя с ними и не создавая слепящего воздействия. Автор предпочитает применять подложки типа Strathmore 924-A. Ширина полей, выступающих за фотографию, должна соответствовать размерам отпечатка. Обычно ширина поля сверху и с боков составляет 30—40% длины короткой стороны фотографии, а снизу—40—50%. Изображение, смонтированное точно посередине подложки, выглядит несколько уменьшенным.

          Некоторые фотографы, очевидно под влиянием художников, оформляющих иллюстрированные журналы, любят монтажи, на которых фотография сдвинута относительно центра подложки. Автором обнаружено, что в целом это ухудшает восприятие и не соответствует задачам демонстрации научных фотографий.

Обрезка фотоотпечатков

          Обычно для фотографий характерно большое многообразие тонов. Так как некоторые из них могут сливаться с тоном подложки, то следует напомнить, что фон должен четко выявлять границы изображения.

          В связи с этим автор предлагает располагать вокруг изображения белую полоску и таким образом отделить его от окружающего фона. При этом достигается четкая обрисовка краев изображения. Ширина полоски зависит от размера фотографии, однако она не должна быть слишком большой, иначе полоска будет оказывать слепящее действие. В качестве примера можно использовать полоску шириной 6 мм для отпечатка 130х 180 мм, 9-10 мм — для отпечатка 180 х 240 мм 12-14 мм — для отпечатка 240х360 мм.

          Такая окантовка делается во время фотопечати. Для этого используется прижимная рамка фотоувеличителя. Автор предпочитает при печати делать полоску несколько шире, а затем обрезать ее до требуемой величины.

          Исключение составляет случай, когда изображение представляет собой изолированный объект на чистом белом фоне или такой фотоотпечаток демонстрируется вместе с отпечатками, окантованными белой полоской. В этом случае по чисто визуальным причинам иногда полезно сделать вокруг фотографии черную узкую окантовку. Ширина черной полоски должна быть такой же, как и белой в предыдущем случае. Черная окантовка может выглядеть не слишком изысканно, поэтому сначала следует попытаться смонтировать фотографию на подложку без нее.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАМ ДЛЯ ОКАНТОВКИ ФОТОГРАФИЙ СРЕДНЕГО ФОРМАТА

          В тех случаях, когда предполагается длительная и постоянная демонстрация фотографий, то экспонаты (фотографии) лучше всего заправить в рамы.

Монтирование фотографий, предназначенных для установки в рамы

          При помещении фотографий под стекло общепринято монтировать фотоотпечатки, т.е. помещать их за рамкой из картона или какого-либо другого материала. Это служит той же цели, что и монтаж на паспарту, превышающем размеры фотоотпечатка: изоляция изображения от окружения.

          По мнению автора, обычный монтаж на паспарту вполне достаточен для помещения фотографий в раму. Тем не менее против рамок нет принципиальных возражений. Ножи для вырезания рамок можно приобрести в художественных салонах и фотомагазинах. Автор с успехом пользовался своим верным ножом для военнослужащих швейцарской армии (более коротким из двух лезвий).

Обрезной монтаж

          Монтирование фотографий на паспарту, размеры которого точно соответствуют размерам фотографии, называется обрезным монтажом (монтажом под обрез). Такой монтаж чаще всего применяется для больших фотографий Существует множество вариантов помещения такого монтажа под стекло. Совет, как это делать, можно получить в соответствующих мастерских.

ГРУППОВОЙ МОНТАЖ

          В ряде случаев бывает необходимо смонтировать группу фотографий на одну подложку с добавлением маркировок или без них, чтобы обеспечить связное представление информации. При не очень больших расстояниях между фотографиями можно отделить их друг от друга белыми полосками. При больших расстояниях целесообразно использовать серую подложку, как при монтаже одиночных фотографий.

          Перед официальной демонстраций материала целесообразно проконсультироваться с художником, который имеет опыт подготовки выставок. Неряшливый показ, мягко говоря, непродуктивен.

МОНТАЖ ОЧЕНЬ БОЛЬШИХ ФОТООТПЕЧАТКОВ

          Сухой монтаж очень больших фотоотпечатков практически невозможно осуществить из-за ограничений размеров прессов, предназначенных для такого вида монтажа. Значительно проще и лучше наклеить фотографию с помощью клейстера из пшеничной муки или клея на гладкую подложку под обрез. Можно также использовать поливиниловую эмульсию, хотя с ней и труднее работать. Метод состоит в том, что фотоотпечаток тщательно увлажняется, затем на ею оборотную сторону наносится жидкий клей. После этого фотоотпечаток натягивается и его края закрепляются с обратной стороны подложки липкой лентой (размеры фотоотпечатка должны превышать размеры подложки). После высыхания клея и фотобумаги получается хороший устойчивый монтаж.

Дополнительную информацию на эту тему вы сможете получить
прочитав статью: Современные реалии черно-белой фотографии

 




ProPhoto

Библиотека

У 1999-2001 Агентство Профессиональной Фотографии    
Тел.: (095) 924-7816
E-mail: app@aha.ru