InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

ProPhoto

Библиотека

Квазиизогелия

Фотография 1992\7-8

А. БАКАНОВ

         

          Изогелия — это вид фотографики, в котором изображение состоит всего из 3—4 тонов, причем переход от одного тона к другому не плавный, а ступенчатый, образующий несколько отдельных тональных участков. По сравнению с исходным снимком в окончательном варианте исчезают некоторые мелкие детали и подробности, изображение становится более лаконичным, по-плакатному броским, приобретает дополнительную выразительность. Создание настоящих изогелий — исключительно сложный, трудоемкий процесс, в основном недоступный большинству фотолюбителей. Кроме того, требуется специальная высоко-контрастная фототехническая пленка, которая в свободную продажу не поступает.

          Предлагаю простой и более доступный способ получения изображений, которые можно назвать “квазиизогелиями” (как бы изогелиями). Специального оборудования и материалов для этого не требуется, хотя результаты практически ничем не отличаются от истинных изогелий.'В основе способа лежит известный прием “мокрой” печати в сочетании с “голодным” проявлением.

          Для получения квазиизогелии берут негатив с повышенным контрастом. Целесообразно еще при съемке уменьшить экспозицию на 1,0—1,5 ступени и несколько перепроявить негатив. Исходный негатив можно получить и с цветного слайда путем контактной печати на пленку МЗ-ЗЛ. Желательно использовать сенсибилизированные контрастные пленки.

          Для работы нужен лист оргстекла или другого пластика, который кладут на стол увеличителя для предохранения его от действий растворов. Потребуется еще кусок обычного оконного стекла размером несколько большим, чем предполагаемый отпечаток. Острые края стекла сглаживают наждачным бруском.

          Для печати используют контрастную фотобумагу и любой контрастноработа-ющий позитивный проявитель, например следующего состава:

Метол 75 г
Сульфит натрия безв Гидрохинон
Сода безв. 25 г
Бромид калия
Вода до1 л

          Если окажется, что контраст негатива все же недостаточен для получения хороших результатов или нет контрастной бумаги, то в этот проявитель можно добавить 0,1—0,2 г бензотриазола.

          Исходный негатив вставляют в рамку увеличителя, устанавливают необходимый размер изображения и фокусируют по листу белой бумаги, положенному на пластик стола увеличителя. Затем на фотобумаге делают пробы с разной экспозицией и определяют ту, при которой под наиболее прозрачными участками негатива достигается при полном проявлении максимальное почернение, а все остальные элементы изображения будут отсутствовать либо будут едва заметными. После этого лист фотобумаги нужного формата размачивают в проявителе не менее 1,5—2 мин. Вынув его из раствора, дают стечь избытку проявителя. Затем фотобумагу эмульсионной стороной прикатывают к стеклу резиновым валиком так, чтобы между ней и стеклом не оставалось пузырьков воздуха. Во время всех операций необходимо пользоваться пинцетом, не прикасаясь к фотобумаге руками, иначе на изображении появятся темные пятна.

          Стекло с прикатанной мокрой фотобумагой помещают на стол увеличителя эмульсионной стороной к объективу. Положение бумаги на столе контролируют под красным светофильтром при включенном увеличителе. После этого производят первое экспонирование с найденной величиной экспозиции и наблюдают за появлением изображения. Процесс этот из-за ограниченного количества проявителя в эмульсионном слое идет медленно, но нужно дождаться пока самые темные элементы не достигнут максимальной плотности. Если нет уверенности в полной неакти-ничности лабораторного освещения, стекло можно накрыть листом картона или темной бумаги. Это обеспечит получение на окончательном изображении чистых белых тонов без малейших следов вуали.

          После полного проявления теневых участков производят второе экспонирование и через определенный промежуток времени — третье, четвертое и так далее. Общее число экспонирований, их продолжительность, а также длительность пауз между ними находят опытным путем, исходя из характера негатива и замысла. Чем больше экспонирований, тем заметнее выравнивание по тону средних участков и тем больше окончательное изображение будет походить на настоящую изогелию.

          При недостаточной величине первого экспонирования абсолютно черные элементы на изображении не появятся или их будет очень мало, а при избыточной — получим изображение, близкое к обычному. Тон средних по плотности участков определяет величина второго экспонирования, тогда как все последующие мало что изменяют, способствуя только лучшему выравниванию участков по тону. Это объясняется тем, что в процессе появления изображения на фотобумаге ее светочувствительность как бы падает в результате маскирования нижнего слоя эмульсии проявленным верхним. Способствуют этому и образующиеся в слое продукты проявления — бромиды.

          При анализе большого количества вариантов целесообразно записывать программу печати каждого снимка, что ускоряет и облегчает поиски лучшего. Только полная запись программы даст возможность повторить полученный результат.

          Изображение, состоящее из 3—4 равномерных тональных (“плоских”) участков, даже опытный глаз не сразу отличит от настоящей изогелии. Простая “мокрая” печать, без прикатывания бумаги к стеклу, такого хорошего выравнивания средних тонов не обеспечивает, так как проявитель, которым пропитана фотоэмульсия, на открытом воздухе быстро окисляется. Здесь же, защищенный от окисления стеклом, он сохраняет свою работоспособность десятки минут, и именно это дает хорошие результаты. Стекло с фотобумагой на столе увеличителя должно оставаться неподвижным до самого конца работы, иначе изображение получится смазанным или многоконтурным. После достижения желаемого результата фотобумагу с помощью ножа и пинцета отделяют от стекла, споласкивают и фиксируют обычным способом. Снятый со стекла отпечаток можно допроявить в каком-нибудь мягкора-ботающем разбавленном проявителе, но это нужно лишь в том случае, если проявление средних тонов под стеклом идет очень медленно.

          Окончательный результат во многом зависит от выбора исходного изображения, по своему характеру пригодного для разделения на отдельные тональные участки, а также от технических характеристик негатива. Более всего подходят негативы, имеющие относительно большие прозрачные участки и высокие плотности на краю диапазона яркости.

          Несмотря на существенно большую затрату времени по сравнению с обычной фотопечатью, создание квазиизогелий — очень увлекательная творческая работа. Количество разнообразных по рисунку изображений, получаемых с одного негатива, практически бесконечно. Изготовленные этим способом фотографии уникальны. Такие изображения займут достойное место в авторской коллекции.

А. БАКАНОВ

 

.


ProPhoto

Библиотека

У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии    
Тел.: (095) 790-54-88, E-mail: app@aha.ru

Rambler's Top100 Service