InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

ProPhoto

Библиотека

ТОНИРОВАНИЕ ЧЕРНО-БЕЛЫХ БУМАГ
В ПРОЦЕССЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

Из книги Необычная фотография. 1990г.

В.И. Колесников

herta1p.gif (61 bytes)

          Если в обычный проявитель, предназначенный для обработки черно-белых фотобумаг, ввести растворимую в водных растворах красящую компоненту, которая применяется для проявления некоторых сортов цветных пленок, то при проявлении черно-белых бумаг, кроме серебряного изображения, в ее эмульсионном слое образуется также изображение, состоящее из красителя. Различными сочетаниями компонент, а также изменением их концентраций можно дозировать насыщенность красочной картины.

          Фирма “Кодак” в 60-е годы предложила для тонирования черно-белых фотобумаг несколько проявителей, в состав которых непосредственно перед употреблением вводятся краскообразующие компоненты. Состав основного проявителя следующий:

Вода дистиллированная (25—35°С), мл 700
Сульфит натрия безводный, г 18
Сода безводная, г 40
Калий бромистый, г 1
Диэтилпарафенилендиаминсульфат, г 0,5
Вода охлажденная до объема, мл 1000

Краскообразующие компоненты добавляются в основной состав в виде запасного раствора:

Компонента, г 10
Ацетон, мл 1000

          Известный советский популяризатор фотографии Н. Агокас в результате ряда опытов пришел к выводу, что можно использовать многие бумажные, в том числе и концентрированные, проявители, а также проявитель профессора К. В. Чибисова, обязательно добавляя 0,5 г диэтилпарафенилендиамина.

          Раствор краскообразующей компоненты в ацетоне добавляют к проявителю в количествах, которые зависят от того, какую плотность окраски изображения желает получить фотолюбитель. За исходное количество “Кодак” рекомендует вводить 10 мл на 1 л проявителя. Наиболее нежные эффектные окраски получаются при малых количествах компонент.

          Начинать опыты можно с таких краскообразующих компонент: 1) желтый краситель (ацетоацетанилид); 2) голубой краситель (альфа-нафтол); 3) розовый (метилфенилпиразолон). Для получения промежуточных оттенков все три компоненты можно смешивать между собой. Если взять большое количество краско-образующей компоненты, либо несколько их, и увеличить количество цветного проявляющего вещества в проявителе, можно получить довольно яркую, сочную окраску изображения. Но в таком случае мы получим тот же результат, какой дает обычная “самовирирующаяся” фотобумага. Поэтому целесообразно начинать с небольших количеств компонент.

          Ацетоацетанилид дает золотистый теплый оттенок, если к нему добавить немного метилфенилпиразолона. Сам по себе отдельно он практически не применяется. Альфа-нафтол придает серебряному изображению легкий голубоватый оттенок. Смешением альфа-нафтола и метилфенилпиразолона получаем синее или фиолетовое изображение. Если постепенно разводить смесь из двух последних названных компонент, то можно получить серебряное изображение с перламутровым оттенком.

          Оттенки различных цветов необходимо согласовывать с частями изображения, которые составляют композицию сюжета. Хорошо подцвечиваются пейзажи и портреты, натюрморты и архитектурные ансамбли, выполненные в светлой тональности.

          Путем смешения в определенных соотношениях всех трех компонент, что подбирается опытным путем, можно получить при умеренных количествах серый, а при больших концентрациях — черный краситель. Обработка бумаги “Унибром” позволяет получать весьма насыщенные сочные, особенно черные тона, чего нельзя добиться обычными методами обработки. Рекомендуется такая примерная дозировка объемов запасных растворов компонент: 2,5 объема раствора ацетоацетанилида, 2,5 объема метилфенилпиразолона и 5 объемов раствора альфа-нафтола. Дозировка может быть различной для разных сортов фотобумаг. При работе с таким проявителем следует принимать такие же меры предосторожности, как и с цветным, работать в резиновых медицинских перчатках.

          Для получения чистых тонов необходимо применять только свежий проявитель. Долго хранящийся, даже слегка окислившийся проявитель становится неуправляемым. Он работает медленнее и образует на отпечатках сильную цветную вуаль. Поэтому для начальных проб рационально готовить не 1 л, а 300—350 мл проявителя и по 50 мл запасных растворов.

          Проявление фотобумаг ведется с визуальным контролем. При этом следует принять во внимание, что при неактиничном оранжевом, ярко- или темно-красном освещении цвет красителей будет восприниматься с искажениями. Например, альфа-нафтол из-за голубой окраски проявляемого изображения вводит нас в заблуждение и может спровоцировать преждевременное прекращение проявления. Метилфенилпиразолон при желтом, зеленом и желто-зеленом лабораторном неактиничном освещении также может побудить нас преждевременно прекратить обработку фотобумаги и получить недо-проявленный, бледный отпечаток.

          Проявленный отпечаток промывают 1 мин в проточной воде, а затем фиксируют не более 15 мин. Кислые и кислые быстрые фиксажи способны (особенно при повышенной температуре в летнюю пору или в жарком климате) заметно обесцвечивать краситель. Поэтому рекомендуется щелочной фиксаж следующего состава:

Сульфит натрия безводный, г 40
Тиосульфат натрия, г 240
Вода дистиллированная до объема, мл 1000

После полного растворения веществ добавляют 100 мл 4 %-го формалина для предохранения раствора от микробов. Окончательная промывка отпечатков и их сушка осуществляются как обычно.

          Если фотолюбитель никогда ранее не занимался подкрашиванием отпечатков, то прежде чем начинать тонирование черно-белых фотобумаг в процессе проявления, ему следует попробовать изменять тон уже проявленных отпечатков. Хорошие результаты дает двухцветное тонирование, в результате которого отпечаток тонируется в два разных цвета. Химический процесс тонирования заключается в том, что серебро, составляющее изображение, либо заменяется другим металлом (золото, платина), либо превращается в то или иное окрашенное соединение (например, в сернистое серебро), либо заменяется анилиновым красителем (тонирование анилиновыми красителями). При тонировании — и это важно с художественной точки зрения — окрашивается только само изображение, а светлые места отпечатка, не содержащие серебра, остаются неокрашенными.

          Закрепленный в простом фиксаже отпечаток промывается в течение 1 ч в проточной воде, после чего погружается в вираж такого состава:    

Вода кипяченая, мл 700
Щавелевокислый калий, г 50
Сернокислая медь, г 5
Красная кровяная соль, г 4
Поташ, г 4
Вода до объема, мл 1000

          Обрабатываемый в течение 7—15 мин отпечаток приобретает красный и фиолетовый оттенки. После пятиминутной промывки в проточной воде отпечаток высушивается, как обычно.

          Другой рецепт дает иное сочетание красок. Для получения шоколадно-коричневого цвета бромосеребряный отпечаток обрабатывается в вираже следующего состава:

Вода кипяченая, мл 300
Медный купорос, г 2
Лимонная кислота, г 6
Сода кристаллическая, г 12
Красная кровяная соль, г 1,5

          После промывки отпечаток погружается в вираж, тонирующий в синий цвет, следующего состава.

Вода кипяченая, мл 300
Щавелевая кислота, г 1,7
Железоаммиачные квасцы, г 1,4
Красная кровяная соль, г 1,2

          В этом растворе в синий цвет окрашиваются только тени изображения пропорционально их плотности, в то время как светлые места остаются шоколадно- или красновато-коричневыми.

          Обычно продолжительность обработки контролируется не по времени, а в зависимости от желаемой насыщенности цветов и плотности изображения. Далее следует пятиминутная промывка в проточной воде и сушка обычными методами. Приобретя навык простого тонирования, можно переходить к окрашиванию изображений в процессе проявления.

 




ProPhoto

Библиотека

.



У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии    
Тел.: (095) 924-7816
E-mail: app@aha.ru