InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

ProPhoto

Библиотека

ИЗОГЕЛИЯ. ЧЕРНО-БЕЛАЯ И ЦВЕТНАЯ

Из книги Необычная фотография. 1990г.

В.И. Колесников

herta1p.gif (61 bytes)

          На любом черно-белом негативе или позитиве можно выделить участки одинаковой плотности. Наиболее простой случай — черно-белая графика, т. е. наличие зоны двух тонов изображения, йзогелия — тоноделение, способ фотопечати (контакт и проекция) для разделения исходного полутонового изображения на зоны одинаковой светлоты.

          Такое разделение тона цветного изображения с печатью конечного цветного позитива называется цветной графикой, или изополихромией. Для работы наиболее удобны фотопластинки размером 6Х 9 см репродукционно-штриховые чувствительностью 11 ед. ГОСТа и коэффициентом контрастности 4, так как их можно обрабатывать при темно-красном свете, а также плоские пленки ФТ-41П, ФТ-101, ФТ-111.

          Циклом копировальных операций с негативов (Н) зоны определенной плотности распределяем по отдельным позитивам (П), каждый из которых есть изображение одной из зон. Рассмотрим деление на четыре зоны, хотя, в принципе, возможно деление на три, пять, семь зон, от чего зависит конечное количество цветов. Одна из упрощенных технологических схем такова.

1. Перед печатанием на негативе-оригинале (или позитиве) и промежуточных негативах в двух местах по краям острой иглой ставим метки “+” для последующей точной приводки (совмещения) негативов и позитивов. С исходного черно-белого или цветного негатива печатаем на черно-белой позитивной пленке исходный позитив размером 6Х 9 см.

2. Этот черно-белый позитив копируем четыре раза в контактной копировальной рамке на черно-белую пленку (засветка от увеличителя). Соотношение времени экспонирования —1:2:4:8 или 1 : 3 : 9 : 27. Так получаем четыре черно-белых негатива разной плотности: HI, Н2, НЗ и Н4.

3. Копируем HI, H2 и НЗ при одинаковой экспозиции на позитивную черно-белую пленку и получаем позитивы П1, П2 и ПЗ.

4. Образуем пары из ранее полученных негативов и только что полученных позитивов. Порядок их сложения такой: HI (самый прозрачный негатив) + П1 (самый плотный позитив); H2 + П2, НЗ + ПЗ (самый прозрачный позитив); самый плотный негатив Н4 откладываем в сторону на некоторое время.

          Теперь сложенные пары (позитив-|-негатив) точно совмещаем по меткам “-!-” и контуру изображения, скрепляем по краям клейкой лентой типа “скотч”. Теперь отдельные зоны плотности исходного негатива разделены по четырем кадрам, т. е. мы выполнили черно-белое тоноразделение. Если последовательно на черно-белую бумагу с этих негативов напечатать портрет или пейзаж, то он будет выполнен в манере черно-белой изоеелии. Напоминаем, что приводку осуществляем по меткам. Обрабатывать кинофотопленки можно в проявителях УП-2М и “Агфа-36”, рецептура которых приведена ниже, или в аналогичных им.

          УП-2М, метолгидрохиноновый проявитель для кинофототехнических пленок типа “Микрат ЗОО” и “Мик-рат 200”, а также фотопластинок, имеет следующий состав:

 

Вода дистиллированная (25—45 °С), мл 700
Метол, г 5
Сульфит натрия безводный, г 40
Гидрохинон, г 6
Сода безводная, г 31
Бромистый калий, г 4
Вода холодная до объема, мл 1000

          Проявитель работает быстро и энергично, обеспечивает достижение высокой контрастности за сравнительно короткий срок. Рабочая температура 20 °С Время проявления для достижения максимального контраста на пленках “Микрат” — 4—8 мин, а для пленок МЗ-ЗЛ — около 2 мин. Хорошо сохраняется полгода в наполненном до пробки и плотно закрытом сосуде, содержащемся в темном месте.

          “Агфа-36”, А-36 ( “Орво-36”), метолгидрохиноновый проявитель для быстрого проявления кинофотопленок, представляет собой смесь двух растворов, А и Б, в пропорции 4:1 (смесь готовят непосредственно перед употреблением):

А.    Вода дистиллированная, мл 700
Метол, г 5
Сульфит натрия безводный, г 40
Гидрохинон, г 6
Бромистый калий, г 1,5
 
В.    Вода дистиллированная холодная, мл 300
Едкий натрий, г 16

          В зависимости от типа пленки при 20 °С время проявления колеблется в пределах всего 30—45 с. Поэтому ее следует обрабатывать по методике, предлагаемой нами для проявителя А-71. Пользоваться стоп-раствором обязательно, иначе пленку легко перепроявить. Время обработки в стоп-растворе зависит от его состава, температуры и дальнейших операций. Так, в уксуснокислом тропическом прерывателе “Агфа-203” негатив между проявлением и закреплением обрабатывается в этом стоп-растворе в течение 30 с. После закрепления пленку промывают 20 мин и сушат, оберегая от пыли.

С цветом работаем так.

          Сложенные и скрепленные пары и негатив Н4, который мы на время отложили в сторону, поочередно копируем на один и тот же кадр цветной негативной иди обратимой пленки, осуществляя засветку от увеличителя. При этом для каждой пары берем светофильтр другого цвета — всего четыре цвета намеченной гаммы, что зависит от художественного вкуса и поставленной цели. Конечный отпечаток по внешнему виду напоминает литографию. Величины экспозиций зависят от многих причин и подбираются пробным путем. 

 




ProPhoto

Библиотека

.



У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии    
Тел.: (095) 924-7816
E-mail: app@aha.ru