.

sovasonya.ru
Адвокат юридическая помощь арбитраж http://lwise.pro
lwise.pro

herta1p.gif (61 bytes)

Анн Картье-Брессон: "Я - археолог фотографии"

Лилия Ященко
Перевод: Ирина Вершинина
Журнал Фотомагазин №9 (28) 98

Жизнь племянницы великого Анри Картье-Брессона вряд ли могла сложиться вне фотоискусства. Анн Картье-Брессон стала реставратором фотографий. Приехав в Москву на открытие "Фотобиеннале '98", она поделилась профессиональным опытом с русскими коллегами, а мы не устояли перед соблазном побеседовать с почётной гостьей.

herta1p.gif (61 bytes)

         - Искусство фотографии окружало Вас с детства. Наверное, для Вас не существовало вопроса о выборе профессии?

       - Совсем нет. Проблема выбора профессии была для меня весьма актуальна. Благодаря семье я была тесно связана с фотографией, но мечтала о профессии археолога. Однако интерес к археологии и старой архитектуре навсегда связал меня с фотографией. Когда я работала с фотоматериалами в Национальной библиотеке, - а в основном мне приходилось иметь дело со старинной фотографией, очень красивыми фактурными снимками, - мне было бесконечно жаль, что фотографии постепенно разрушаются и со временем погибают. Я поняла, что нужно много и тщательно работать, чтобы сберечь оригиналы. Не только делать копии, воспроизводящие изображение, но и сохранять подлинники.

       - Вас привлекает процесс фотосъёмки?

       - Нет. Как любитель я могу сделать на память фотографию Москвы или другого памятного места. Но нельзя быть специалистом во всех областях, надо выбрать что-то конкретное. Профессии фотографа и реставратора не имеют ничего общего. Меня можно расценивать как археолога материальной стороны фотографии. Фотографы - создатели произведений искусства, поэтому мы, реставраторы, не можем не испытывать к ним глубокого уважения.

       - Неужели реставрация - процесс менее творческий, нежели само фотографирование ?

       - Реставратор всё-таки не является художником. Он применяет научные знания - историю фотографии, практические методы обработки материалов, — но не является творцом. Ведь настоящий фотограф - это художник. Естественно, реставратор должен обладать вкусом, чувством меры. Но заменить художника он не в состоянии. Мы не имеем никакого права влиять на работу фотографов, поскольку изображенное на снимке связано с их личным восприятием, с тем, что они передают как художники. Даже при желании улучшить фотографию технически мы не смеем вмешиваться в их дело. Это абсолютно различные профессии. Если хотите, мы остаёмся на службе изображения, применяя те знания, которые принадлежат нашей профессии. Скажем, такие фотографы, как мой дядя, совершенно не заботятся о сохранности, о долговечности своего произведения, а наша задача состоит как раз в том, чтобы сохранить фотографию, продлить её жизнь.

       - Что значит для Вас творчество Анри Картье-Брессона?

       - Я могу высказать только своё личное мнение. Конечно, для меня он великий фотограф. Мне кажется, что он отметил собой XX век и во многом изменил взгляд на фотографию. Я отношу его скорее к фотографам-фотожурналистам, которые делают репортажи, то есть свидетельствуют о чём-либо.

       - Ваш дядя снимал людей, которые создавали культуру XX века, - это композиторы, философы, писатели, художники. Он работал с ними как фотограф-режиссёр, просил позировать или снимал спонтанно, подлавливал их в какой-то момент?

       - Картье-Брессон принадлежит к той школе, которая принципиально отказывалась от позирования. Он выхватывает жизненные моменты, задумывая фотографию в голове, но не навязывая людям какую-то ситуацию. Его модель никогда не позирует. Он дожидается нужного момента и тогда снимает. Импульсивно. Отделить документальную фотографию от художественной невозможно, если над этим работает настоящий репортёр. Для хорошего фотожурналиста фотография неразрывно включает в себя оба элемента. Он предъявляет зрителям документ - свидетельство происходящего, но всегда в преломлении собственной личности, так, как он это видит.

       - Был ли он дружен с выдающимися людьми, которых снимал, -Пикассо, Сартром, Стравинским, Шагалом?

       - Среди известных имён, конечно, есть люди, которых он знал лично. Но он создал также очень много портретов обычных людей, просто прохожих на улице.

       - Какой жанр в фотографии Вам наиболее близок? — Я могу сказать, что мне ближе те или иные фотографы. Что же касается жанров, то в любом из них во всех периодах развития фотографии есть очень интересные работы. Я могу назвать их имена: Лёгре и Надар - в XIX веке, в современной фотографии - Ман Рей, Брассаи, Кертес, Аугуст Зандер и Картье-Брессон. Это люди, которые своей работой продвигали вперёд фотографию, развивали своими взглядами это искусство. Ещё мне очень нравится Жоке Ревене, Жорже Русс-это современные французские мастера, которые пока, может быть, не слишком известны. Жорже Русс - удивительный фотограф-пластик. Он совсем иначе подходит к фотографии. Его работы представляют собой пластические этюды, балансирующие на грани фотографии с изобразительным искусством.

       - Не думаете ли Вы, что среди других визуальных искусств фотография сегодня лидирует?

       - Живопись и фотография до сих пор сосуществовали. Между всеми видами искусства - поэзией, скульптурой, живописью, фотографией - всегда устанавливаются какие-то связи, но, видимо, фотографии принадлежит своё, особенное место. В её специфике заложено то, что это искусство может стать очень популярным.

       - В сипу общедоступности фотографии?

       - Дело не только в этом. Фотография не может оставаться просто искусством. Она всегда будет нести в себе элемент документальности. Это отличает её, скажем, от рисунка, который является лишь объектом искусства. Фотография предполагает различные уровни интереса - это и произведение искусства, и документ, и материальное, овеществленное свидетельство истории. Её можно рассматривать в нескольких планах. Именно в этом, мне кажется, кроется её огромный потенциал.

       - Так смогут ли когда-нибудь реставраторы сделать отпечатки на фотобумаге вечными, как египетские пирамиды?

       - Нет ничего вечного. Будучи по своей природе "веществом" органическим, фотография не в состоянии храниться вечно. Даже применяя самые последние технологии, мы рассчитываем продлить жизнь фотографий, которые были созданы начиная с 1839 года, лет на 20-30, может быть, на 50. Те, кто придёт нам на смену, будут искать новые методики. Может быть, им удастся продлить процесс сохранения ещё дольше.

       - Каковы Ваши интересы помимо фотографии и архитектуры?

       - (Смеется.) К счастью, они есть. Мои интересы очень разнообразны - кино, литература. Но фотография - это моя профессия. Здесь я специалист, а всё остальное - другие интересы.

 

Благодарим редакцию журнала Фотомагазин за любезно предоставленный материал

.

sovasonya.ru
Адвокат юридическая помощь арбитраж http://lwise.pro
lwise.pro

ProPhoto

Библиотека

.

sovasonya.ru
Адвокат юридическая помощь арбитраж http://lwise.pro
lwise.pro


У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии    
Тел.: (095) 924-7816, E-mail: app@aha.ru




sovasonya.ru
Адвокат юридическая помощь арбитраж http://lwise.pro
lwise.pro