Авангардный чехословацкий
фотограф Яромир Функе (1896-1945) Чехословацкая фотография 1\1978 --------------------------------------------------------------------------------------------------- |
Он становится фотографом - первым чехословацким
фотографом современных взглядов в полном смысле
этого слова. Начинает он в качестве фотолюбителя
в колинском клубе, в 1923 году он уже член жюри
фотографических конкурсов в Колине и в Праге,
публикует свои первые критические статьи,
привлекающие н себе большое внимание
общественности. Его интеллектуальный багаж,
понимание основных мотивировок и овладение ими
позволяют ему быстро найти себя не только в
области авангардной фотографии, но и в искусстве
вообще. Он быстро, проникает в первые ряды
основателей Мешского фотографического общества
(1924 г.). Он не оставляет без внимания авангардные
Книга Ренгер-Патча “Мир прекрасен”, вышедшая в
1926 г. в Мюнхене, стала манифестацией нового
течения, получившего название “новая вещность”.
Новый метод изображения реальности с помощью
крупных деталей, обнажающих структуру
органического и неорганического мира, в
известной
Совместно с интеллектуально ориентированным
фотографом Эугеном Вишковским Функе в начале 30-х
годов снимал в Колине в духе "новой
вещности" строительство электростанции,
осуществляемое по проекту новатора Ярослава
Фрагнера.
В 1931 г. Функе начинает преподавать фотографию в
специальных школах в Братиславе. Он активно
включается в работу группы "Социофото",
состоявшей из коммунистически ориентированных
фотографов Левого фронта. В 1936 г. Функе
обосновывается в Праге и вплоть до отправки на
принудительные работы в Германию (за год до
окончания войны) преподает в Государственной
графической школе. Функе погиб, как жертва
несчастного случая 19 марта 1945 года.
Известность среди широкой общественности Функе
приобретает в 1933 - 1934 гг., в результате: первой и
второй Международных выставок социальной
фотографии, которые открывал и на которых
выступал председатель Фильм-фотогруппы Левого
фронта Лубомир Лингарт. Эпоха “Социофото” в
Чехии ставит перед фотографией целый ряд новых
требований: особенно подчеркивается ее
социальная функция с точки зрения
диалектико-материалистического мировоззрения.
Это были черты, характерные и для советской
авангардной фотографии, кинематографии и
типографии, которые представлял главным образом
Родченко, оказавший на Функе сильное влияние. Он
концентрирует внимание на циклах социального
характера, и все-таки репортажная фотография
никогда не занимала в его творчестве
доминирующего места.
В 1935 году, став преподавателем Государственной
графической школы в Праге, Функе принимает
участие в идейной и редакционной подготовке
книги, имевшей большое значение для
чехословацкой фотографии. Это книга Сутнара и
Функе “Фотография видит поверхность”, которая
явилась своего рода откликом, а вместе с тем и
выражением чехословацкой позиции к программе
“новой вещности” и к тенденциям Моголи-Надя
запечатлеть структуру укрупненных деталей. Эта
книга Функе, как и большинство его действенных и
всегда принципиальных выступлений, стала
программной для целого поколения фотографов. В 1936 г. в галерее “Манес”” готовилась выставка “Международная фотография”, представлявщая собой новую концепцию и демонстрацию модерных тенденций. При жизни Функе еще раз, и в последний, Общество мастеров изобразительного искусства “Манес” организовало в 1938 г. фотографическую выставку своих членов. Фотограф здесь был представлен как творческий субъект, а фотография - как самостоятельная творческая дисциплина специфического характера.
С сентября 1939 по март 1941 года Функе выступает в
качестве редактора и теоретика в журнале
“Фотографицки обзор”. Журнал становится
глашатаем передовой современной чешской
фотографии. Самым смелым был ноябрьский номер 1940
года, в котором вышла сегодня уже классическая
статья Функе "От фотограммы к эмоции" (см.
“РФ - 75/1”); четырьмя годами ранее была напечатана
его статья “От пикториализма к эмоциональной
фотографии”. Функе не создавал снимков, отражавших изменчивость жизни. он не запечатлевал жизнь в ее постоянном течении и проявлении. Он всегда компоновал, конструировал и рационально выдумывал. Напряженность его творчества исходит из внутренней потребности, из жажды новых открытий и откровений. Сегодня, когда его творчество стало для нас частью классического наследия, мы воспринимаем его оригинальную форму как вполне естественную.
Функе в фотографии конструктор: и свет он в
воспринимает как строительный материал. Он
применял принцип динамической диагонали для
изображения статичных городских объектов,
архитектуры или пейзажа так, как ни один другой
фотограф: он умел вдохнуть жизнь,
актуализировать объект, подать его в
оригинальном виде. Следует отметить и принцип цикличности, сформулированный Моголи-Надем в статье, напечатанной в журнале “Телегор” (г. Брно, 1936): “...серия, имеющая перед собой ясную цель, монжет быть очень действенным оружием, а также и нежной поэзией...” К этому Функе добавляет в 1940 г. в статье “От фотограммы к эмоции”: “...фотографическим циклом задача фотографий умножается и усиливается...”.
|
ProPhoto | ||||
.
|
|