ProPhoto

Библиотека

"Человек в огромном мире"

НА ВЫСТАВКЕ АНСЕЛА АДАМСА (США)

Сергей Ветров
Советское фото 5\1978

05.jpg (24335 bytes)

 

herta1p.gif (61 bytes)

          У входа на выставку - фотография старого человека. На обветренном лице - немножко смущенная и очень добрая улыбка. Окладистая седая борода как-то не вяжется с молодым, веселым блеском глаз.

          Это Ансел Адамс, выдающийся американский фотограф. В Москве состоялась выставка его работ, организованная издательством “Планета”, Московским объединенным комитетом художников-графиков и секцией фотохудожников комитета.

          Адамс прошел в фотографии долгий путь - длиной в шестьдесят лет. А начался этот путь в двадцатых годах. Это был "золотой век" пикториальной фотографии.

          На снимках фотографов того времени - нечто мерцающее, просвечивающее, размытое, нежно бликующее. Сам воздух стал как будто непрозрачным для фотохудожников, и они подчеркивали его плотность, физическую осязаемость. Пейзажные фотографии казались репродукциями с полотен импрессионистов или “барбизонцев”.

02.jpg (47885 bytes)           Классик американской фотографии Альфред Стиглиц писал тогда с откровенной горечью: "...Мои фотографии действительно выглядят как фотографии, и поэтому, по пониманию “художественных фотографов” они не могут быть искусством. Было бы хорошо, если бы у этих людей было хотя бы минимальное представление об искусстве или о фотографии, или просто о жизни! Я хочу, чтобы мои снимки как можно больше походили на фотографии, так, чтобы тот, у кого глаза ничего не видят, даже и не заметил их, но тот, кто их хоть раз понастоящему увидел, никогда не забыл".

          Ансел Адамс запомнил фотографии Стиглица навсегда. Более серьезного влияния на него не оказал никто. В период всеобщего увлечения мягкорисующей оптикой Адамс вместе с Эдвардом Уэстоном, Имоджен Каннингхем и другими фотографами организовал объединение “Ф/64”. Название говорит само за себя: диафрагма, закрученная до предела, до значения 84. Предельная четкость всех планов, на всех дистанциях - от нескольких сантиметров до бесконечности. Своим “резкостным фанатизмом” члены группы стремились вывести фотографию из русла подражательности. Хотя дело, конечно, не в способе фокусировки, а в способе мышления.04.jpg (35237 bytes)

          Некоторая “картинность” пейзажей Адамса позволяет упрекнуть его в неизжитом до конца влиянии пикториализма. Возможно, это и так. Его работы действительно тяготеют к законченности, “зарамленности”. В них нет ничего случайного. Они статичны, но сквозь оболочку внешней статики как бы пульсирует движение природы.

          Фотографии Адамса очень сложны, многослойны, они, как правило, состоят из нескольких композиционных фраз, наложенных одна на другую, и у каждой - свой ритмический строй. Эти фразы подчинены одна другой. Сначала мы видим основную из них. Она всегда лаконична и выразительна. И все же подлинная сила Адамса - в тщательной нюансировке. В снимки Адамса нужно вглядываться так же долго и пристально, как он сам всматривается в окружающую его природу.

          У Адамса парадоксально сочетается стремление к совершенству формы с пренебрежением к формальному трюкачеству. Это подметил еще Стиглищ. Вот отрывок из его письма к Уэстону: “...Как редко встречаются действительно хорошие и интересные работы! .. Я люблю работы Адамса, в них нет ничего напускного. Это - правдивая, честная фотография, совершенная в техническом отношении”. 03.jpg (22043 bytes)

           Техничность Адамса удивительна. На снимках “читается” все - каждое деревце, каждая травинка, а иногда - каждая капелька росы на каждой травинке. Крупноформатная аппаратура подчас делает его труд титанически тяжелым (в прямом смысле слова - тяжело бродить с пластиночной фотокамерой, набором двойных кассет, сменных объективов и массивным штативом), но только она позволяет фотографу вглядеться в натуру столь внимательно. Жаль, что многим она кажется чем-то “доисторическим”, безнадежно устаревшим. Вероятно, у крупноформатной техники гораздо больше нераскрытых, потенциальных возможностей, чем это принято считать. Управление глубиной резкости с помощью уклонов, концентрация резкости в любом сюжетно-важном участке за счет сдвига объектива, богатейшая шкала полутонов и другие достоинства большого формата, которые использует Адамс, для малого формата просто недоступны.

          Впрочем, сам Адамс однажды сказал так: “Если бы мне пришлось ограничиться простейшей коробкой с объективом, я и в этих условиях разработал бы полноценную и выразительную технику. То, что фотограф способен увидеть, а об увиденном сказать, имеет несравненно большее значение, чем качество технического оборудования”.

          Адамс увидел многое и сказал о многом. Но стержневая тема его творчества - природа Америки, точнее, природа национальных парков США. Эти парки занимают огромную территорию (один лишь Йеллоустон - 885 тысяч гектаров), и многие из них исхожены фотографом вдоль и поперек.

          Гранит скал йосемитской долины и гейзеры йеллоустона, могучая колоннада Рощи секвой и просторы Гранд-Тито-на стали источниками вдохновения для пейзажиста.06.jpg (52308 bytes)

          Когда ведущей формой существования творческой фотографии на Западе стал фотожурнализм, когда ярко вспыхнули имена Анри Картье-Брессона, Альфреда Айзенштедта, Дэвида Сеймура, У. Юджина Смита и других мастеров прогрессивного социального фоторепортажа, Адамс оказался в тени, Многие считали его работы “превосходными почтовыми открытками”, не больше.

          Адамс невозмутимо шел своим путем. Его творческая деятельность неотделима от деятельности общественной. Он всегда был в первых рядах борцов за охрану природы, против хищнического, грабительского ее использования в целях наживы. И главным оружием в этой борьбе была фотокамера.

          Не поняв этого, нельзя понять весь социальный смысл его творчества. Страстное обвинение звучит в его работе “Рельсы и следы самолетов”: телеграфные столбы вместо деревьев, рельсы вместо ручьев, солнце заслонил глухой черный диск семафора, небо перечеркнуто следами самолетов...

          Охрана природы. Для Америки экологические проблемы приобрели особую остроту. Не потому ли Адамс так кропотливо выявляет в своих пейзажах каждую веточку" каждую травинку, что чувствует их единственность, неповторимость, необходимость для человека?

          Тревога, внутренняя напряженность слышна во многих его работах. В природе, которую показывает фотограф, вы не найдете идиллических “уютных уголков”. Она строга и величава.07.jpg (43481 bytes)

          Небо на снимках Адамса никогда не бывает пустым. Виртуозное использование светофилътров, тончайшее управление тональностью при печати, наконец изобретенная им самим “зонная” система экспонирования позволяют ему добиваться предельной выразительности в передаче состояний природы. Излюбленный мотив фотографа - небо, уходящее в бездонную темноту, в космический мрак, из которого проступает бледное лицо луны (“Восход луны”, “Луна и Хаф-Доум”).

          Большое значение в своих пейзажных работах Адамс придает освещению. Свой знаменитый “Восход луны” фотограф увидел, когда солнце уже скрывалось за горизонтом. Он еле успел выпрыгнуть из автомобиля, установить камеру и нажать на спуск. Молниеносная реакция и умение ждать неразделимы в фотографическом творчестве.

          Управлять светом на натуре нельзя - остается ждать, терпеливо ждать, когда солнце само "нарисует" пейзаж наилучшим образом. И Адамс ждет. Иногда - несколько часов. Иногда - несколько дней.

          С водой у него особые отношения. Он любит и умеет показывать ее в своих снимках. Фотограф не “замораживает” движение воды короткой выдержкой. Наоборот, увеличив длительность экспонирования, он как бы дает возможность ей самой выявить свою пластику.

          О фотографиях Адамса можно говорить долго, но, как заметил он сам, “я не думаю, что можно передать смысл фотографии словами, - она должна говорить сама за себя”.

          В заключение - строки из его приветствия, обращенного к московским зрителям: “Я сожалею, что не могу присутствовать в Москве в дни показа этой выставки...

          Многие мои фотографии изображают природу. Фотографируя природу, л чувствую, что сближаю людей с окружающим их миром”.
          Сближать людей с окружающим их миром...
          Это так важно в наш сложный век.

 

Сергей Ветров

 

.

dopog-rf.com

ProPhoto

Библиотека

.

dopog-rf.com


У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии    
Тел.: (095) 924-7816
E-mail: app@aha.ru

InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network