Библиотека

ProPhoto


001.jpg (9174 bytes)Интимная нота в светописи

Анатолий Чулко
Журнл "Фотомагазин" №7-8 / 1998 г.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

          Полвека назад ушёл из жизни фотохудожник Юрий Петрович Еремин (1881-1948). Широко известный при жизни (один только его снимок "Гурзуф" обошёл 27 стран, получив в общей сложности 14 наград), Еремин практически незнаком нынешнему поколению любителей художественной фотографии. Удивляться нечему: несмотря на многочисленные проработки и критику, он неизменно оставался несозвучным "металлическому лязгу созидательной революционной современности" (так о нём писал в 1929 году "Фотографический альманах")*. За третированием шло замалчивание, за замалчиванием - забвение. Думается, настало время ознакомить публику с творчеством мастера отечественной фотографии.

          Это был в полном смысле слова self-made. Незаконнорожденный из далёкой станицы, успев поработать и шахтёром, и учителем, он в возрасте двадцати двух лет выбирается в Москву. Столицу он полюбил, в ней и прожил всю оставшуюся жизнь. Работал конторщиком, заинтересовался фотографией, а после женитьбы в 1909 году уехал с женой в Европу, захватив с собой любительскую камеру Bebe производства Carl Zeiss. Шесть раз до начала Первой мировой воины выезжал Еремин в Италию, Францию, Австрию, Германию и много фотографировал. Один из снимков принёс ему Золотую медаль Русского Фотографического Общества (1922 г.), другие стали основой богатого выставочного фонда фотографа.

          На любителя обратили внимание. В 1911 году его принимают в Русское Фотографическое Общество, он сближается с А. Трапани, С. Саврасовым, Н. Мурзиным (группа "Молодое Искусство"). Тогда российская светопись испытывала сильное влияние зарубежных мастеров. Заметные фигуры 19 века - А. Карелин, М. Дмитриев – выглядели ветеранами. Уходили в прошлое "реалисты с анастигматами", а время "мистиков с моноклями" ещё не пришло**. Сильнее были представлены портретисты, но работы даже лучших из них (ь. Пашкевича, Н. Петрова, М. Шерлинга) не были отмечены ярко выраженной "отечественной" манерой. Пейзаж, жанровые сцены фотографировались с оглядкой на Клода Пюйо, Горсили-Гинтона, на австрийскую группу "Трилистник". Даже наиболее удавшимся произведениям подчас не хватало мастерства, а временами и вкуса. Но всё-таки...

          Возьмём С. Прокудина-Горского: если с композиционным построением кадра у него бывали нелады, но - нельзя забывать! - именно он изобрёл лучший в те времена метод цветной фотографии (вспомните знаменитый портрет Льва Толстого в Ясной Поляне). В России выходило одновременно одиннадцать фотожурналов! Фотографические общества росли и множились не только в столицах, но и на периферии. В фотографию вливались свежие силы из всех слоев общества. И уже в работах блистательного Трапани и лиричного Саврасова можно заметить оригинальные черты нарождающегося отечественного фотоискусства. На их опыт опирались позже М. Наппельбаум, Н. Андреев, Ю. Еремин и А. Родченко. Во время войны Еремин служит медбратом. До нас дошли фото, сделанные на "театре военных действий". В 1918 году, уже хорошо известный как фотограф и член правления Р.Ф.О., он открывает фотоателье "Secession”, портретирует, снимает ню, экспериментирует с оптикой и в позитивном процессе, а в декабре, в возрасте тридцати семи лет, Еремин поступает студентом в Первые Государственные Художественные Мастерские. Годом позже ему поручается "фотографирование и рисование художественно-исторических памятников в пределах Московской губернии ***, ибо разрушение, грабежи и поджоги оных начались ещё в 1917-м (вспомните блоковское Шахматове). Съёмкой памятников нашей культуры мастер занимался всю жизнь. Его снимки помогали реставраторам, они хранятся в архивах многих музеев страны.

          Деятельность Р.Ф.О. продолжалась. Устраивались выставки, проводились обсуждения, диспуты о путях развития фотоискусства. "Во имя нашего Завтра сожжём Рафаэля, разрушим музеи, растопчем искусства цветы!" - звали идеологи РАПП и Пролеткульта. Но коллеги Еремина думали иначе. В 1923 году он принял участие в Лондонском (талоне художественной фотографии, тогда же его работы были отобраны для Международного

          Салона художественной фотографии в Нью-Йорке и Международной фотовыставки в Батавии. Пришло признание за рубежом. Позже он с неизменным успехом участвовал во многих российских и зарубежных выставках, получая награды и медали. Этот накопленный со временем профессиональный авторитет, быть может, и спас его впоследствии от репрессий. Осенью 1924 года Р.Ф.О. посылает Андреева, Бохонова, Еремина, Клепикова и Улитина в Крым. Позже, в 1925 году, были устроены выставка, обсуждение и прочитаны лекции. Еремин выступал на темы "Крым в художественной фотографии" и "Художественные задачи в фотографировании тела". Тогда начались для него поездки по стране. Он одним из первых овладел мастерством работы Leic-ой, что сразу расширило возможности съёмки. В 20-30-х годах Еремин объездил всю страну, не добравшись разве что до Дальнего Востока. Он принимал участие в выставках “Движение”, состоял в Ассоциации Революционной Кинематографии, работал в журнале "Фотограф" (1926-29 гг.), в фотолаборатории МУРа, в ВОКСе и предшественнике Фотохроники ТАСС – Бюро "Пресс-Клише". Около десяти лет преподавал фотоискусство во ВХУТЕИНе, в полиграфическом. Печатался практически во всех периодических изданиях 20-30-х годов. Нечасто публиковал его работы лишь официозный журнал "Советское фото". Среди последователей и учеников Ю.П.Еремина - С. Иванов-Алилуев, М. Прехнер, Я. Халип. Близким другом и единомышленником был пейзажист П. Клепиков. С 1934 по 1936 год Еремин не раз подвергался разгромной критике: "При вашей луне, товарищ Еремин, - это было написано об одном из пейзажей Юрия Петровича, - ни один комсомолец не рискнёт целоваться... Страшно всё это." ****. Публиковать стали реже, а потом перестали совсем. Еремин заболел. Хоронил его коллектив Дома учёных АН СССР, где он безвозмездно преподавал двадцать лет и где создал лучшую в стране студию художественной фотографии.

          Что сделало парнишку из донской станицы мэтром русской и мировой фотографии? Еремин рассказывал: "В детстве потрясла работа иконописцев, потом - Москва". Надо думать, европейская культура также оказала на него влияние, а сотрудничество с лучшими мастерами фотоискусства России и учёба во ВХУТЕМАСе развили и отточили природные способности Еремина. Поначалу у него, одарённого абсолютным чувством композиции, не хватало мастерства. Не только собственно в съёмке, но и (в особенности) в печати. В те времена владеть позитивным процессом надлежало виртуозно. Тем более что пикториалистская манера диктовала использование и гумми, и трапаниевского "лучистого гумми", и бромойля с переносом, и напыления, и многого другого. В совершенстве освоив печать, Еремин начал изготовлять объективы, часто (как и многие фотографы тогда) работал моноклем. В начальном периоде его творчества заметно чрезмерное увлечение самим предметом съёмки, что шло в ущерб собственно фототворчеству. Еремин создавал произведения в стилях импрессионизма, сецессии и реже экспрессии и конструктивизма. С годами ему стала присуща особая интимная нота в отношении к изображаемому. Он отбросил "живописные" методы и целиком посвятил себя "чистой фотографии". Его снимок "Эфеб" являет нам пример своеобразного синтеза: он пуантелистичен и вместе с тем плоскостей, его освещает "неотмирный" свет. Архитектуру и пейзаж Еремин любил снимать тогда, когда косые лучи солнца лепили объёмы, выявляли фактуру, а воздушная дымка придавала фотографии третье измерение. Знатоки говорили о "длинной тональной шкале у Еремина", но временами он работал тремя-четырьмя локальными тонами. В пейзаже "стадо на покое" авторская техника напоминает аппликацию, а в "Цминда Самеба" - линогравюру. Эти нестандартные решения придали второму, небольшому по размеру снимку величественную монументальность, а им обоим - устойчивость и вневременной, как бы надвечный характер. Ветвь на снимке "Гурзуф" придала фотографии неожиданную глубину. Со временем этот приём превратился у фотографов в клише, штамп, получив название "ерёминская ветка". Писали о музыкальности фотографий Еремина. Нам представляется, что архитектоника светового рисунка у мастера сродни музыкальному размеру. Он любил свет. Часто снимал в контражуре ("Венеция", "Улица в Бухаре"). Светом выделял и "убирал" (в "Люфе" стена выбелена до полного её исчезновения из кадра), светом шутил ("Померанцевский светильник"). Он вообще тяготел к съёмке на пленэре. Человек он был общительный, любил друзей, путешествия, женщин. Последние отвечали ему взаимностью. Он фотографировал обнажённую натуру, тщательно избегая сальности в изображаемом. "Обнажённая в лесу" снята нарочито мягко, воздушно, трепетно. Безупречный вкус и отчётливый пластический язык особенно характерны для зрелого периода творчества Еремина.

          В 1985 году автор этих строк беседовал о Еремине с известным фотожурналистом Анатолием Скурихиным. "Высокой культуры человек был Юрий Петрович!" - первое, что сказал старый фотограф.

* Акционерное издательство "Огонёк", Москва.

** Шутливое выражение А. Трапани.

*** Мандат Московской губернской комиссии по охране па-

мятников старины, искусства и природы от 8 июля 1919 г.

**** Советское фото. 1936. ** 5-6. С. 8.

002.jpg (18122 bytes)

"Люфа", 1932 г.

 

003.jpg (19829 bytes)

"Улица в Бухаре", 1930 г.

 

004.jpg (17544 bytes)

"Цминда Самеба", 1929 г.

 

006.jpg (12655 bytes)

"Стадо на покое", 1927 г.

0010.jpg (20540 bytes)

"Гурзуф", 1925 г.

 

005.jpg (20186 bytes)

"Венеция", 1910 г.

 

007.jpg (14139 bytes)

"Померанцевский светильник", 1930 г.

 

0011.jpg (22957 bytes)

"Эфеб", 1918 г.

 

008.jpg (26963 bytes)

"Обнаженная", 1924 г.

 

009.jpg (16590 bytes)

"Обнаженная в лесу", 1919 г.

 



автопривоз96.рф
Деревянный профилированный брус. Прайс-листы. Выгодные цены
ruspromles.ru
Готовь сани летом: лыжные ботинки купить .
velo-port.ru

ProPhoto

Библиотека

.

автопривоз96.рф
Деревянный профилированный брус. Прайс-листы. Выгодные цены
ruspromles.ru
Готовь сани летом: лыжные ботинки купить .
velo-port.ru


У 1999-2001 Агентство Профессиональной Фотографии    
Тел.: (095) 924-7816
E-mail: app@aha.ru




автопривоз96.рф
Деревянный профилированный брус. Прайс-листы. Выгодные цены
ruspromles.ru
Готовь сани летом: лыжные ботинки купить .
velo-port.ru