ProPhoto > Библиотека > Методология

__________________________

Как изготовить «художественный фотопортрет»?

Виктор Грицюк

Новые технологии нахлынули на нашу скромную страну. Как-то быстро, в течение десяти лет, бесследно исчезли фотолаборатории с увеличителями и глянцевателями, и мало кому нужны теперь метолы и кислые фиксажи. Фотохимия почти исчезла с прилавков фотомагазинов, её место заняли пленки в красивых коробках и простые фотокамеры, похожие на недорогие, пластиковые мыльницы. Реализовалась мечта основателя Кодака, говорившего в рекламе начала 19 века: «Вы нажимаете на кнопку, а остальное сделает Кодак». Минилабы и профилабы – обычны, даже в маленьких глухих поселках. А ведь ещё существует компьютер с широчайшими возможностями программы Photoshop, развиваются и теснят пленочные фотоаппараты мегапиксельные цифровые камеры. Прямо во время съемки, на дисплее можно выбирать удачный снимок, а остальные стиреть, высвобождая пространство носителя. Фантастика становится реальность. Как заметил один известный кинорежиссер: «самовыразиться в картинке стало сегодня невероятно просто». Так и подмывает сказать, что старая художественная фотография умерла, осталась в прошлом веке. Но почему же не захлестнула фото мир волна новых «фото-шедевров»? Где толпы новых Адамсов и Ньютонов? Где сегодняшние компьютерные и цифровые Аведоны и Родченки?

1.jpg (37608 bytes)И становится тут с очевидностью ясно, что черно-белый ручной отпечаток на бромосеребряной бумаге не утратил магической своей привлекательности. Так - с появлением программируемых музыкальных синтезаторов не умерла живая музыка. Так - не окончилась кулинария с появлением замороженных готовых продуктов и быстрого питания.

Часто можно прочесть в релизах престижных фотовыставок, что электронно обработанные фотографии не принимаются, или выносятся в отдельный раздел, что, по-моему, правильнее. Серьёзные галереи охотятся за ручными бумажными оригиналами. Профессиональные фотографы, щупают потихоньку цифровой формат, но оставляют документальность и достоверность, то есть - ту правду мгновения, что всегда ценилась в настоящей фотографии. Новые технологии, побурлив, займут сответствуещие им места в большой системе фотоискусства. Важные, нужные, но, все-таки не главные места.

 

Конечно, же - электронное творчество имеет право на существование. Но тут ещё не образовалось четких критериев и оценок. Цифровые обработанные картинки, порой невероятно оригинальные, интересны сегодня больше как казусы, и самое яркое место находят пока в рекламе. Торговцы, наперебой пытающиеся нас привлечь, обмануть и что-то всучить, оказалась главными заказчиками электронных обработок.

А теперь я попытаюсь рассказать, где, в этой схеме место «художественному» портрету. А, оно и не менялось, это место, хотя и снизился интерес к психологическим глубинам отдельной личности. Но смену пришла серия однообразных цветных фоток на фоне дачи, машины и бассейна. Но личности то остались, и их глубины ничуть не помельчали. Они живут рядом с нами, в одном с нами времени. Но как мало теперь, называемых раньше «психологическими», портретов на выставках и в глянцевых журналах. Ведь делать их трудно и накладно для фотографа. И сам портретируемый стал сдержаннее, закрытие. Но делать их можно, и они нужны миру.

Каждый фотограф, когда-либо снимавший портреты, имеет в архиве несколько удачных по проникновенности и состоянию фотографий. Но, часто они  бледны с художественной, композиционной или тональной сторон. Редкая удача - совпадение психологии в снимке портрета, с композиционной выстроенностью, и качеством негатива. Что же делать с этими частичными, замороженными удачами? И тут может выручить искусство печати, теперь уже редко применяемое из-за спешки и лени.

Но, не пропадать же удачным находкам, и я предлагаю разумно применить к ним приемы, наработанные предыдущими годами развития портретного жанра.

Работа начинается с кадрировки. Долго можно поползать по контрольке с кадрирующими уголками, пока наметишь границы будущего отпечатка. Тут помогает знание законов композиции, знание истории искусств истории фотографии. Но, чаще, решение принимается интуитивно, когда смотришь на выкадрированную часть и чувствуешь, что сошлось нечто, что портрет  - «смотрится». 

2.jpg (35551 bytes)Дальше определим, что главное, а что второстепенное в кадре. Если это глаза, или всё лицо, то остальное изображение не очень важно. Конечно, если оно не несет раскрывающей психологию портретируемого информации, или просто некрасиво. Допустим – оно некрасиво, и тогда мы решаем убрать его, запечатать или высветлить. Я предпочитаю запечатывать, и считаю, что темная гамма придаёт портрету лаконичность, некую «драматургию», акцентируя внимание на лице. Можно припечатывать и само лицо, и части одежды, и края изображения, создавая как бы рамку вокруг. А иногда, когда портрет всё равно выглядит скучновато, можно пройтись по нему ослабителем, наметив как бы пятна света, пропущенные сквозь жалюзи, окна, и возникнет недостающая отпечатку живописность. Но в меру, очень и очень в меру.

Неплохо бы придать фотографии ещё и тональный оттенок. В этой связи я вспоминаю, как получил серьёзный заказ на выставку портретов. Всё было уже отснято, правда, не для выставки, а для журнальных публикаций. Негативы были разными, и по качеству, формату, и по условиям съемки, и по свету. Всё надо было объединить в одном красивом и просторном зале. Печатал варианты, кадрировал, запечатывал и осветлял. Делал всё, чтобы пятьдесят работ не смотрелись на выставки скучно и однообразно, как паспортные. Бумагу выбрал матовую, чтобы не ловить блики от ламп в работы.

Когда, вымотанный и не выспавшийся, разложил я их на полу - накатила тоска. Каждый портрет отдельно ещё смотрелся, но все вместе они представляли разнобойную кучу. Я тогда даже подумал вообще отказаться от экспозиции, но ситуацию выручил мой помощник. «Быстро, размачиваем и переводим в сепию» сказал он. А мне было уже всё равно.

Тонированные, наклеенные на нежно-кремового цвета паспарту, фотографии гармонично вписались в интерьер зала, да так, что я сам был удивлён, увидев их развешенными по стенам. Портреты словно отдалились, оторвались от меня – замыленного и уставшего от лаборатории, и жили теперь самостоятельной жизнью. Такое вот случилось маленькое чудо.

И последнее, о чем хотелось бы сказать – это о ретуши. Немаловажная мелочь она, но, если отпечаток в белых точках и ворсинках не специальная задумка автора, то лучше его от мусора очистить. Ретушь даже, как-то таинственно, улучшает резкость фотографии, придает ей прозрачность и свежесть. Я всегда ретуширую. 

Конечно, то, о чем я рассказал – не обязательно делать каждому, и с каждой фотографией. Фотографы должны искать свои, особые формы и средства выражения. И это здорово, что мы все такие разные, неповторимые. Но знать о существующих приемах и методах, по моему, надо каждому. Знать, хотя бы для того, что бы ни делать так никогда.

 

Фотографии и текст © Виктор Грицюк
E-mail: vgritsyuk@mail.ru






________________________________________________________________

ProPhoto > Библиотека > Методология