InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

herta2p.gif (71 bytes)

"Волшебная сила "Гелиара"

А.Фомин.

"Фотография" 4\1995

Фотографии Карла Фишера, сьемки "Гелиаром" 1912-1914 годы, из
собрания М Голосовского.

herta1p.gif (61 bytes)

          Вспомним, как восторженно отзывались современники о самых первых фотоаппаратах: “Никакая рука не срисует так отчетливо!..” Резко работавший объектив Петцваля, замечавший мельчайшие подробности по всему полю изображения, пользовался популярностью на протяжении всего ХХ века. barsukov.jpg (14826 bytes)

          Однако вскоре стали раздаваться и критические голоса: “Снимок точен, но бездушен, холоден, протоколен; он никогда не поднимется до уровня живописи, божества поэзии...”

          Начались поиски выразительных средств. Выявлять поэзию, волновать зрителя недосказанностью, обобщенностью образа научил фотографов более “гибкий” объектив “Гелиар”, вычисленный Гартингом и Рихтером в начале нашего века (1902 г.). С этой даты началась эпоха художественного портрета. jaralli.jpg (16459 bytes)

          Новое сочетание линз позволило избирательно относиться к распределению резкого и нерезкого, делать изобразительные акценты, гармонизировать композицию, создавать нужное впечатление.

          “Гелиару” приписывали чудеса пластики. Вот как отзывались о нем видные портретисты: “Теперь я могу сосредоточиться на эмоциональности формы. Если глаза дамы кажутся мне особенно чарующими, я в состоянии пригасить другие черты, как бы стушевать их нерезкостью, сделать менее заметными. Я могу поэтизировать облик” (Б. Пашкевич). sobinov.jpg (12789 bytes)

          “Мы становимся художниками, когда изображаем внутренний мир человека, создаем впечатление. Одинаковая резкость всех планов, как это было до “Гелиара”, неестественна и нехудожественна” (Н. Петров).

          “То, что живописец рисует широким взмахом кисти, фотограф должен изобразить мягким объективом. Картина, воспроизведенная во всех частях резко, - натуралистична, фотография, показывающая равномерную резкость, - недостаточно правдива” (К. Фишер). yablohkina.jpg (15052 bytes)

          Карл Фишер создал многие тысячи портретов современников. Среди них знаменитые писатели, художники, артисты, аристократы, купцы, банкиры. В студии на Кузнецком мосту мастер постоянно выставлял для обзора изображения балерин, оперных певиц, исполнительниц цыганских романсов. Портретируемые были сняты “Гелиаром”, и каждый подан как яркая индивидуальность. Похожих снимков не встречалось.

          К. Фишер посвятил “Гелиару” статью-дифирамб на страницах журнала “Вестник фотографии”. Он назвал объектив “волшебным” и страстно рекомендовал его коллегам - членам Русского фотографического общества в Москве - “для самовыражения в искусстве”.

          Можно ли сегодня познакомиться с образцами раннего художественного портрета в оригиналах? Вполне! Для этого надо заглянуть в копилку коллекционера.

 

А. ФОМИН

.


ProPhoto

Библиотека

.



У 1998-2000 Агентство Профессиональной Фотографии    
Тел.: (095) 924-7816, E-mail: app@aha.ru

 

Photographic Banner Exchange
Photographic Banner Exchange