А.Фомин. "Фотография" 4\1995 |
Вспомним, как восторженно отзывались
современники о самых первых фотоаппаратах:
“Никакая рука не срисует так отчетливо!..” Резко
работавший объектив Петцваля, замечавший
мельчайшие подробности по всему полю
изображения, пользовался популярностью на
протяжении всего ХХ века. ![]() Однако вскоре стали раздаваться и критические голоса: “Снимок точен, но бездушен, холоден, протоколен; он никогда не поднимется до уровня живописи, божества поэзии...”
Начались поиски выразительных средств. Выявлять
поэзию, волновать зрителя недосказанностью,
обобщенностью образа научил фотографов более
“гибкий” объектив “Гелиар”, вычисленный
Гартингом и Рихтером в начале нашего века (1902 г.).
С этой даты началась эпоха художественного
портрета. Новое сочетание линз позволило избирательно относиться к распределению резкого и нерезкого, делать изобразительные акценты, гармонизировать композицию, создавать нужное впечатление.
“Гелиару” приписывали чудеса пластики. Вот как
отзывались о нем видные портретисты: “Теперь я
могу сосредоточиться на эмоциональности формы.
Если глаза дамы кажутся мне особенно чарующими, я
в состоянии пригасить другие черты, как бы
стушевать их нерезкостью, сделать менее
заметными. Я могу поэтизировать облик” (Б.
Пашкевич). “Мы становимся художниками, когда изображаем внутренний мир человека, создаем впечатление. Одинаковая резкость всех планов, как это было до “Гелиара”, неестественна и нехудожественна” (Н. Петров).
“То, что живописец рисует широким взмахом кисти,
фотограф должен изобразить мягким объективом.
Картина, воспроизведенная во всех частях резко, -
натуралистична, фотография, показывающая
равномерную резкость, - недостаточно правдива” (К.
Фишер). Карл Фишер создал многие тысячи портретов современников. Среди них знаменитые писатели, художники, артисты, аристократы, купцы, банкиры. В студии на Кузнецком мосту мастер постоянно выставлял для обзора изображения балерин, оперных певиц, исполнительниц цыганских романсов. Портретируемые были сняты “Гелиаром”, и каждый подан как яркая индивидуальность. Похожих снимков не встречалось. К. Фишер посвятил “Гелиару” статью-дифирамб на страницах журнала “Вестник фотографии”. Он назвал объектив “волшебным” и страстно рекомендовал его коллегам - членам Русского фотографического общества в Москве - “для самовыражения в искусстве”. Можно ли сегодня познакомиться с образцами раннего художественного портрета в оригиналах? Вполне! Для этого надо заглянуть в копилку коллекционера.
А. ФОМИН |
ProPhoto | |
.
|