ProPhoto

Библиотека

Фотосъемка дикой природы.

Основные направления.

Специализация, фотоагентства, создание фотоархива.

1997 г.

   herta1p.gif (61 bytes)

        Фотосъемка дикой природы - одна из сложнейших областей фотографии. 8) Многообразие объектов и явлений, а также жесткие современные требования к качеству снимков ведут к узкой специализации фотографов. Попытаемся коротко рассмотреть основные творческие направления:

          Специализация на отдельных систематических группах. Это могут быть травянистые растения, звери, птицы, бабочки, рыбы, грибы и т.п. Основной целью в этом случае является получение максимально полного фотографического архива с изображениями отдельных видов, подвидов, цветовых вариаций, сортов и т.д., а также явлений с ними связанных. Данное направление требует профессиональных знаний в области биологии, экологии и систематики группы. Невозможно получить хороший снимок какого-либо живого объекта не обладая необходимым набором знаний. К примеру, требуется снять фотоочерк об орхидеях окрестностей какого-либо города. Выполнение этой задачи предполагает обязательное решения ряда вопросов:

  • Какие виды орхидей произрастают в окрестностях этого города?

  • Как они выглядят, как отличаются друг от друга и от других травянистых растений?

  • На какой месяц приходится цветение каждого вида?

  • В каких биотопах они произрастают (т.е. где их искать)?

  • Какой фон является наиболее выигрышным с художественной и экологической точек зрения для каждого из этих видов?

Конечно же, невозможно все это знать досконально, но можно проконсультироваться с ботаниками, поднять специальную литературу, воспользоваться определителями.

         Биогеография и экология. Фотосъемка животных, растений, ландшафтов и природных сообществ отдельных территорий (географических или административных областей, заповедников, национальных парков). Это могут быть многолетние проекты реализуемые по заказам научных учреждений, районных администраций или издательств. Но обычно, с этой тематикой работают фотографы проживающие на этих территориях (сотрудники заповедников, биологи и т.п.).

          Как и в предыдущем случае, данное направление требует либо хороших знаний о природе того района, где производится съемка, либо, постоянного и тесного сотрудничества с биологами.

          Технически сложная творческая фотография. Деятельность фотографов работающих в этой области направлена на получение таких фотоизображений, которые невозможно получить обычными методами. Это подводная и ночная фотосъемка, микрофотография, а также фотосъемка быстро движущихся и опасных животных. Требует применения специального и достаточно дорогого фотооборудования. А в случае фотосъемки опасных животных строительства специальных сооружений.

          Зоопарки, виварии, серпентарии. Весьма значительная часть фотоснимков животных делается не в природе, а в искусственной среде. Только в этом случае появляется реальная возможность сфотографировать интересные поведенческие особенности отдельных видов, а также экзотических животных не встречающиеся в вашем регионе. За счет использования студийного осветительного оборудования упрощается получение технически совершенных снимков животных крупным планом. Определенные сложности могут возникать при получении разрешения на проведение подобных работ.

          Садовые, оранжерейные и комнатные растения. Фотосъемка в ботанических садах, оранжереях и коллекциях частных любителей позволяет получить снимки десятков тысяч представителей мировой флоры. Также как и в предыдущем случае при проведении съемок обычно используется студийное фотооборудование. Фотографируют растения в интерьере, ландшафтный дизайн, побеги с цветами или плодами крупным планом, растения целиком и растения с акцентом на характерные определительные признаки.

          Выбор направления определяется личными пристрастиями, конъюнктурой рынка, опытом и доступностью необходимого фотооборудования. Если ваше увлечение фотосъемкой дикой природы достаточно серьезно, имеет смысл попытаться опубликовать наиболее интересные работы. Мало кто из фотографов этого жанра самостоятельно ищет контакты с потенциальными покупателями. Большинство продает свои работы через специализированные фотоагентства. Схема взаимодействия в этом случае предельно проста: фотограф на основании договора передает свои снимки агентству и получает 50 % от каждой публикации. Агентство занимается архивированием, маркетингом, рекламой и продажей вашей продукции. При этом в любой момент вы можете изъять свои снимки и заняться их реализацией самостоятельно.

Положительные стороны сотрудничества с агентством:

    • реклама и маркетинг стоят немалых денег, ни один из фотографов не в состоянии заниматься этим также эффективно, как это делает специализированная фирма,

    • агентство, как правило, может себе позволить диктовать достаточно высокие цены на работы своих фотографов,

    • агентство отслеживает соблюдение авторских прав и имеет некую постоянную юридическую защиту, что в условиях нынешней рыночной экономики крайне актуально,

Отрицательные:

    • договора между фотографом и агентством бывают разные, но никогда не бывает идеально выгодных,

    • в случае всяческих эксцессов, возмещение финансовых потерь не всегда оказывается возможным (особенно если вы сотрудничаете с фирмой находящейся на другом конце земного шара),

    • условия договора часто бывают такими, что вы не можете свободно пользоваться снимками переданными агентству в течении всего срока договора.

          При наличии хороших работ, наладить сотрудничество с фотоагентствами не сложно, они сами ищут интересных и перспективных авторов. Проще всего знакомиться через Интернет. Большинство агентств имеют собственные рекламные WWW-странички и охотно отвечают на вопросы заданные через электронную почту. Не имеет смысла сразу посылать им свои снимки. Первое, что требуется выяснить, это их специализацию, и условия взаимодействия с фотографом. Не лишним оказывается и внимательное ознакомление с условиями договора.

          Сотрудничество с фотоагентством не в коем случае не является гарантией немедленной публикации работ. Помимо высокого качества снимков непременным условием является точное научное определение сфотографированных животных и растений. Неверное определение дискредитирует как фотографа, так и организацию его представляющую. Часто требуется точная географическая привязка снимка. В большинстве случаев предоставление этой информации обязательно для ландшафтной и научной фотографии. При публикации снимков в изданиях фотографической тематики, не лишней оказывается сопутствующая техническая информация.

          Архивация снимков. Что бы работы отвечали этим требованиям, необходима грамотная архивация отснятого материала. Обычным вариантом является покадровое хранение слайдов в специальных прозрачных пластиковых файлах с кармашками под разные форматы (35 мм, 6х6, 6х9 и т.п.). Файлы группируются в папки или альбомы, и разрабатывается схема нумерации. Если есть домашний компьютер все записи по архиву сводятся к табличной форме базы данных (обычно программа Access). Если компьютера нет, используется "амбарная книга". Чтобы облегчить поиск и сохранить всю сопутствующую снимку информацию в базе данных, таблица должна иметь следующие колонки:

1. Номер кадра;

2. Адрес (номер папки, страницы, кармашка.);

3. Название снимка или вид (научные русское и латинское названия);

4. Систематическое положение (царство, подцарство, класс, порядок (для грибов), отряд, семейство, вид, подвид, сорт (порода));

5. География (страна, край, область, район, биотоп);

6. Дата съемки;

7. Ключевые слова, для компьютерной базы данных (цветение, размножение, парки, каннибализм и т.п. облегчающие тематический поиск слова и словосочетания), что позволит производить быструю тематическую выборку;

8. Фотоаппарат (модель), объектив (модель и фокусное расстояние), доп. аксессуары (мех, вспышки, светофильтры и т.п.), пленка;

9. Экспозиция;

10. Доп. информация (кто определял вид, где в настоящее время находится этот снимок, в каких изданиях публиковался и т.п.)

          Потраченное на организацию и ведение архива время окупается возможностью быстрого поиска нужных подборок фотоизображений. В случае коммерческого использования снимков, без архива и удобной в использовании базы данных вообще обойтись невозможно. Фотографы снимающие дикую природу в большинстве случаев не работают на заказ. Редкое издательство или агентство бывает готово профинансировать их ожидание солнечной погоды где-нибудь в Приэльбрусье или на Белом море. Спрашивают уже готовые снимки и тематические подборки. Например, издательству требуются снимки для статьи о растениях семейства губоцветные. И если фотограф не знает, что отснятые им прошлым летом шалфей и мята принадлежат этому семейству, никто разбираться не станет. Нужный материал найдут либо в специализированном фотоагентстве, либо у другого фотографа.

          Архив снимков с изображениями животных, растений и ландшафтов - это и научная коллекция, ценность которой с годами лишь возрастает. Многие естественнонаучные музеи мира уже достаточно давно приобретают фотоснимки интересующей их тематики для собственных экспозиций. Не следует также забывать о том, что интересный и полный авторский фотоархив - не самое плохое капиталовложение, так как высококачественные снимки публикуются многократно, а некоторые со временем приобретают еще и историческую ценность (исчезающие виды, измененные в последствии ландшафты и т.п.).

Дмитрий А. Константинов, 1997г.
app@aha.ru

 

.


ProPhoto

Библиотека

.



У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии    
Тел.: (095) 924-7816, 790-5488; E-mail: apf@aha.ru

 

InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

Rambler's Top100 Service