InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

ProPhoto

Библиотека

Только побывав в Гималаях, я смог увидеть у себя дома в Чехии, в Крконошских горах то, что вижу сейчас, говорит чешский фотограф и альпинист Ладислав Камарад

С ФОТОАППАРАТОМ НА КРЫШУ МИРА

ADVANCED 5\97

Маркета Шадкова

herta1p.gif (61 bytes)

ЛАДИСЛАВ КАМАРАД - это действительно специфичный человек и не только по фамилии (прим.перев.: Катаrбd - по-чешски "друг"). Иногда ведет ученые дискуссии, но когда ему не удается свершить надуманное, сечет с плеча. Дипломатом ему никогда не стать. Я думаю, что он часто считает, что его никто не понимает. Проникнуть в его мир очень трудно, поскольку он очень далек от мира, в котором живет большинство из нас. Но когда вы увидите его фотографии, то будете признательны за то, что смогли заглянуть в него хоть краешком глаза.

Родился в 1963 году в Праге. После окончания гимназии сменил штук пятнадцать рабочих мест, в основном в технических и природоведческих институтах Чехословацкой академии наук, а за это время как-то "впрочем" учился - на факультетах ядерной физики, астрономии, в физмате ...

В 1989 году в институте не хотели разрешить ему поезду в Гималаи, обиделся и бросил учебу. С тем пор живет сам по себе и по своим собственным словам уже несколько лет чихать хотел на формальные взаимоотношения.gor2.jpg (24366 bytes)

Если бы Вам пришлось заполнить графу "Профессия", что бы Вы туда занесли?

          Я даже и не знаю, кто я. Скорее всего никто. Я всегда был тем, кто мне был больше всего нужен. На фотографиях я собственно ничего и не заработал, скорее вкладываю в это больше денег чем получаю. Затраты на каждый слайд в горах слишком велики. По моим подсчетам каждый кадр мне обошелся где-то в 1000 DEM. Таких фотографий нельзя отснять тысячу штук, а потом рассылать по пятьдесят штук в каждое пресс-агентство. Ну сделаю я к примеру тридцать снимков, которые считаю первоклассными, но просто так я их никому не дам, пока не узнаю кому и не получу гарантию, что меня не надуют. Время от времени мне звонят из какого-нибудь пресс-агентства и просят дать им фотографию. как правило платят хорошо, знают, что это вещь стоящая. Но это довольно редкое явление, так раз в полгода. Конечно, если бы у меня был импресарио, дела бы пошли лучше. Но я сам у себя числюсь в импресарио и как-то не имею сам себя продавать.

Как Вам пришла в голову мысль заняться фотографией?

          Мой путь к фотографии вел по спирали. Начинал с азов, никто мне ничего не завещал. Лет в пятнадцать, шестнадцать я начал кое-что понимать. Периодически снимал, а потом на определенное время снова бросал. Например одно время я очень интересовался компьютерами. В то время я раздобыл самую лучшую аппаратуру, какую только можно было в то время достать, на компьютерах я так помешался, что они мне и ночью снились. А потом, в один прекрасный день я все это продал и с тех пор стал к компьютерам совершенно равнодушен. Меня всегда интересовала, в каждой области которой я занимался, суть дела, а как только я достигал вершины, я тут же это дело бросал и начинал заниматься чем то другим.

Почему Вашей основной темой стали именно горы?

          Я снимал и снимаю до сих пор все, что угодно - авиаснимки, портреты, астрономические кадры для научных целей.... но именно горы отличают меня от конкурентов. Альпинистов, которые выкарабкаются на те-же вершины как я, много. Фотографов, которые умеют делать отличные фотографии в долинах, целая куча. Но совместить это в одном могут только единицы. Я лично не знаю никого, кто бы работал почти с ательерной техникой на высоте 8 тысяч метров.
          Это звучит весьма рационально...
          Это совсем из другой серии. Для меня горы, это нечто недосягаемое. Это место, где человек может свободно вздохнуть и его не сбивает с ног какое-то стадо, через которое обязательно надо в цивилизации пробиваться. Горы Вас принуждают к какому-то совершенству в мышлении и в поступках, которое в других местах никак не проявляется. Человек развернет свой духовный потенциал, а потом его мышление в состоянии охватить гораздо больше чем до этого. Это почти не объяснимо, что именно из этого человека привлекает. Попросту говоря, в горах  человек вырастает не только физически (иногда даже наоборот), но прежде всего психически.

Какую Вы берете в горы аппаратуру?

          Это зависит от высоты. Всегда стараюсь прихватить с собой самое основное -средний формат с одним, двумя объективами и с двумя кассетами. Многие ограничиваются лишь фотопленочным аппаратом, а с ним ничего толкового не получится. Я конечно такими фотоаппаратами тоже пользуюсь, но только для документальных целей. Главным образом я пользуюсь двумя фотоаппаратами -Leica mini и Hasselblad 503 СХ. В нормальных горах, скажем до семи тысяч метров, если прихватить проводника для части личных вещей, то я в состоянии тащить кейс с аппаратурой весом около четырнадцать килограммов, плюс штатив - это еще четыре килограмма. Получается, что за спиной у меня килограмм двадцать, двадцать пять. Ну а потом постепенно сбрасываю груз в зависимости от высоты. Под конец оставляю только камеру с призмой, две кассеты с пленкой (цветную обратимую Fuji или Kodak Е 100 SW и черно-белую негативную Ilford Delta или Kodak Т Мах), объективы Zeiss Distagon 4/50 и Sonnar 4/150, двукратный конвертор и одну компактную камеру Leica mini, тоже с обратимой пленкой.
          Все причиндалы я проверял до минус 50 градусов - работают надежно и я уже к ним привык.
          Высокое качество аппаратуры, это конечно обязательное условие для творчества. Однако даже самая лучшая оптика ничего не стоит, если фотограф не знает, что бы он хотел выразить и не может отобразить действительность на фотографии. Самое трудное в горах бывает преодолеть физическую и психическую усталость, собрать остатки энергии и ухватить мысль, остановиться, вынуть фотоаппарат, для этого сначала снять перчатки... в условиях где достаточно одного неловкого движения и за одну фотографию можно заплатить жизнью.gor1.jpg (10264 bytes)

Какая фотография для Вас ближе, цветная или черно-белая?

          Естественно я больше тяготею к черно-белой фотографии, но в коммерческих целях она у нас почти не применима. В развитых странах ситуация обстоит по другому, но мы в этом отношении еще живем в каменном веке. Черно-белая фотография мне кажется более абстрактной. Нужно приложить больше труда, чтобы фотография выглядела по-человечески. Это не просто отображение реальности, а творческое произведение.

Что бы Вы могли посоветовать тому, кто попросту любит горы и хотел бы заснять пару хороших кадров?

          Трудно давать какие-либо универсальные советы, у каждого свои возможности. Зависит и от того насколько кто любит комфорт или готов ради дела чем-то пожертвовать. Советую прихватить с собой качественные фотоматериалы и не экономить на аппаратах. Энтузиасты допускают такое количество ошибок, что их даже трудно все перечислить... Самым типичным как правило является неспособность продумать компоновку кадра. Просто щелканье затвором по принципу "здесь был Вася" никуда не годится. Что касается аппаратуры, то я утверждаю, что фотоаппарат это важное, но не главное условие. Мне удалось снять целый ряд приличных фотографий обыкновенной компактной камерой Leica mini. Но если уже брать с собой компактную камеру, то например Leica mini или Yashica T4 или что-то в этом духе. У кого есть в наличии один высококачественный объектив с жестким фокусным расстоянием, уже может снимать. Если кому под силу унести еще два, три килограмма может прихватить механический фотоаппарат типа Pentax MX, К 100 или какую-нибудь механическую "минольту". Или немного более профессионально - коль уж фотопленочную камеру, то типа Nikon FM 2, а к ней два объектива с жестким фокусным расстоянием и один зум, но обязательно хорошие. Есть тут и еще один вариант - средний формат, но это уже не для любителя. Самое главное как следует в своем фотоаппарате разбираться. Прежде чем куда-либо ехать очень полезно отснять пару пленок и разобраться где недодерживаю, где передерживаю, как снимать против света, насколько точен замер. И обязательно проверить какой вес можно удержать, чтобы потом руки не дрожали. А самый хороший совет - положись на свой глаз и свою голову.

Любители гор и почитатели фотографии - Вашу прошлогоднюю выставку фотографии в павильоне "Манес" посетила публика с двумя уклонами. Однако и те и другие сошлись в оценке Ваших фотографий.

          По моему мнению мне удалось показать людям мир, который большинство из них никогда своими глазами не увидит. В книге посетителей было более восьмисот отзывов, но ни одного критического. Но гораздо важнее, что наступил резонанс, люди поняли суть вопроса, поняли, что именно я пытался им сказать - по крайней мере мне так показалось.

Каковы Ваши взаимоотношения с людьми на Ваших портретах?

          Может это и странно, но я в состоянии договорится с любым человеком, от простого работяги до университетского профессора. Умею слиться с людьми. Сдержанность при съемке идет только во вред. Подойди к людям в дорогой рубашке с подтянутым галстуком и они тебя не поймут, скорчат гримасу, повернутся спиной. Все зависит не от языка, а от поведения и энергии, которая из тебя излучает. Хорошую фотографию можно сделать только в моменте душевного резонанса.

Что можно ожидать в ближайшем будущем - следующую выставку или какой-нибудь новый проект?

          Проектов у меня всегда в запасе много, но обычно из за ненадежности окружения, большинство проектов так и не удается воплотить в жизнь. Поэтому стараюсь надеяться только на себя. Коль уж приму решение лезть в гору, то не отступаю. Правда, несколько раз меня уже отступили остальные.
          Что касается выставок, то определенный интерес есть, но у меня просто нет сил бегать за организаторами и агентствами. Именно для такой работы мне бы пригодился какой-нибудь надежный человек.
          Сейчас, возвратившись из Патагонии и из экспедиции Гашебрум II, на вершине которой (8035 м) я ждал до самого вечера на подходящее освещение, я понял, что большая часть мира уже испорчена и прижата цивилизацией, а степень свободы прямо пропорциональна степени капитала.
          Больше чем конкретные цели, меня привлекает найти и запечатлеть такие места на земном шаре, в которых осталось хоть немного изначальной "энергии", определяющей их характер и смысл существования.

Маркета Шадкова

 

.


ProPhoto

Библиотека

У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии    
Тел.: (095) 924-7816
E-mail: app@aha.ru