InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

Пьер Терра: КАК СНИМАТЬ В ГОРАХ

          Данная статья была нами найдена среди всяких старых вырезок из журналов советского времени, поэтому осталось непонятным когда и где она была опубликована. Если вам это известно, сообщите.

herta1p.gif (61 bytes)

          Сегодня в нашей рубрике глава из сборника “Техника альпинизма” (под редакцией Бернара Ами, Париж, 1977 г.), написанная известным французским фотографом и альпинистом Пьером Терра. В ней масса самых конкретных советов начинающему фотографу-альпинисту. Однако мы публикуем материал П. Терра не только и не столько ради практических советов, сколько из-за их профессиональной и художественной ценности. Практика фотографирования в горах подчиняется одной досадной закономерности: человек попадает в горы, и у него возникает непреодолимая потребность фотографировать и фотографироваться. Этим с радостью занимаются новички, значкисты, третьеразрядники. Но когда дело доходит до серьезного альпинизма, спортсмену уже не до съемок — и самое важное, самое интересное в альпинизме остается незапечатленным. Примерно в этом состоит главная мысль Пьера Терра: в наше время ничего не стоит приобрести фотоаппарат и “щелкать” что хочется и где хочется, в горах тек в горах. Но соответственно техническим возможностям фотографии (и даже опережая их) растет требовательность к смысловым и художественным достоинствам результата и к спортивному уровню фотографа. П. Терра говорит: снимок должен быть художественным произведением, то есть нести обобщающий смысл прекрасного в природе и в человеке. А этого уже не купишь в магазине, для этого нужны культура, опыт, проницательность, любовь — короче, нужен “глаз” фотографа-художника-альпиниста.

          “Глаз” Пьера Терра, острый и восхищенный, открывает перед читателем новые стороны в красоте гор и в героизме человека, покоряющего горы.

          Много лет назад, совсем молодым я как-то отправился ранним весенним утром в лесные заросли предгорий моей родины. Тогда я не имел ни малейшего представления, какое значение будет иметь в моей жизни это путешествие. Я только что окончил курсы по технике фотографии и теперь первый раз самостоятельно шел в горы в поисках приложения своих знаний. В моем рюкзаке покоился скромный аппарат с пластиной 13Х ', который мне доверил “мэтр”. Я собирался заснять то, что тогда мне .представлялось банальным, а теперь - самым трудным делом: высокогорный пейзаж, мощный и ошеломляющий объект, какой только можно себе вообразить.

          Путешествие не представляло для меня альпинистских трудностей, утро было прекрасным, и в тот светлый час, когда солнце, поднимаясь, съело все тени, я счастливый вернулся в долину. В тот же день в темной комнате, наполненной запахом проявителя, я лихорадочно ждал сказочного превращения в недрах моих больших кювет. Держа в руках негатив, с которого еще стекал гипосульфит, я позвал “мэтра”, чтобы он оценил чудо. Отец посмотрел негатив и, ничем не выдав своего впечатления, сказал: “Это станет в будущем твоими глазами”. Обескураженный такой оценкой, я ничего не ответил. Технически снимок был вполне удачным. Я быстро высушил негатив и зарядил увеличитель. Сделав несколько отпечатков, я понял, что означали слова отца, — и они пошли в мусорную корзину.

          Я понял с полной очевидностью, чего не хватало снимкам: верности освещения и объективности видения изображаемого. Как и во всех прочих жанрах фотографии, успех съемки пейзажа зависит от сочетания этих двух элементов, именно они придают снимку жизнь. От них зависит выразительность, сила воздействия на человека. В моем первом опыте все было заполнено цветущей весной, прозрачностью воздуха, сиянием солнца в хрусталиках росы. Все это прекрасно, но этого недостаточно. Нужны еще соответствие линий и объемов, тонкое соотношение света и тени. Мой выбор этих качеств был слишком неумелым, слишком субъективным — и потому снимок был лишен силы.

          Я навсегда запомнил мою первую неудачную попытку. Впоследствии мне довольно часто удавалось удерживать себя от того, чтобы вынуть фотоаппарат, даже при виде прекрасных, как сон, высоких гор, если мой опытный глаз уже видел недостатки того, что хотелось запечатлеть моему восторженному чувству.

Что фотографировать в горах?

          Тот, кто покоряет вершины, целиком захвачен новыми и необычными впечатлениями — и это должно быть передано на фото. Конечно, нельзя оставлять в стороне и чисто зрелищные детали.

          В погоне за хорошим кадром во время восхождения нередко приходится отклоняться от маршрута, по которому идет группа. Если вы хотите сфотографировать человека на фоне гор, нужно отдалиться от него. На вертикальной стене съемка сверху вниз мало интересна, так как она не дает представления о глубине, а следовательно, и крутизне склона.

          Для альпиниста с фотоаппаратом трудности восхождения значительнее, чем для остальных участников группы. Фотограф вынужден все время перемещаться в поисках точек для съемки, поэтому он устает больше, чем его товарищи. Следовательно, он должен обладать физическими данными, техникой и знаниями на уровне хорошего альпиниста.

          Одно из главных качеств фотографа — терпение. Товарищи фотографа по группе также должны обладать терпением. При настоящей профессиональной съемке получается, что товарищи сопровождают фотографа и помогают ему. Само собой разумеется, что на обычном альпинистском восхождении приходится довольствоваться тем, чтобы запечатлеть общую картину и “момент” собственного восхождения.

          Достойны фотосъемки и облака, туман, снегопад, ветер, если, конечно, сама процедура их съемки не влияет на безопасность движения группы. Какие потрясающие картины предоставляет нам начало или же'конец бури! Снимая бурю, помните, что качество освещения имеет здесь решающее значение. При съемках в тумане и во время снегопада старайтесь оценивать пропорциональность фигур и предметов, учитывая, как они будут смотреться на снимке.

          Фотоаппарат должен быть помещен так, чтобы его можно было легко и быстро вынуть: сложно успеть сделать снимок, если фотоаппарат в рюкзаке, а вы висите на стене. Но не нужно его вешать на шею: это мешает движению да и сам аппарат можно повредить о скалы. Если вы не гонитесь за внешними эффектами или происшествиями, а работаете как художник, заверните фотоаппарат во что-то мягкое, чтобы предохранить от повреждения, и положите под клапан рюкзака.

          От влаги лучше всего защищает полиэтиленовый мешочек, где нужно держать и пленки. Чтобы влага не попала внутрь мешка, поплотнее заверните отверстие и заклейте лентой. При длительном дожде используйте коробку, положенную внутрь полиэтиленового мешка. После дождя ее просушите. Можно также использовать гигроскопическую вату.

          Пленку нужно выбирать в зависимости от снимаемого объекта и от желаемого результата, учитывая со отношение таких параметров, как выдержка, диафрагма и чувствительность пленки. Принимая во внимание яркое освещение в горах, сильное отражение и прозрачность воздуха, при очень чувствительной пленке обычно уменьшают выдержку или сильно уменьшают диафрагму. Однако есть предел, до которого можно уменьшить диафрагму без риска потерять оптимальность службы оптики: при чрезмерном уменьшении диафрагмы разрешение упадет (несмотря на то, что увеличится глубина резкости). Любой объектив дает наилучшее разрешение при большой диафрагме, где-то между цифрами 2,8 и 11 (больше 11 результаты, как правило, менее удовлетворительны). Поэтому для гор лучше брать пленку (и черно-белую, и цветную) с чувствительностью между 64 и 125 ASA (65 или 130 ед. ГОСТ). Полезно иметь в рюкзаке на всякий случай пленку 400 ASA (250 ед. ГОСТ) — для съемки внутри хижины, пейзажей при плохой погоде и т. д.

1. Всегда надевайте на объектив бленду. Прямые лучи солнца мешают даже при наводке на резкость.

2. Поставьте сразу выдержку 1 /250 с, так как в условиях восхождения вы едва ли сможете дольше продержать фотоаппарат неподвижно, а малейшее движение, легкое дрожание рук из-за напряжения или усталости, даже дыхание сместит аппарат и испортит кадр.

3. При пользовании телеобъективом кладите его по возможности на что-нибудь неподвижное, например на рюкзак, прижав к скале, ведь самое незначительное угловое смешение уменьшает тотчас резкость кадра.

4. Никогда на заряжайте аппарат (и не вынимайте из него пленку) на солнце.

5. При хорошей погоде а общем случае придерживайтесь следующих правил:

- хорошие снимки получаются, когда воздух чистый и прозрачный, а тени четкие, голубые;

- лучше не фотографировать между 11 и 15 часами, когда солнце стоит высоко;

- снимая на цветную обратимую пленку, экспозицию определяйте по светлым местам снимаемого предмета, для цветного и черно-белого негатива — по теням.

6. При плохой погоде возьмите себе на заметку правила:

- в тумане имеет смысл снимать только близкие предметы крупным планом;

- снимая ледник или однообразный снежный склон, всегда давайте какой-нибудь предмет для представления о размерах; без этого фото будет неинтересным;

- для определения выдержки не слишком полагайтесь на опыт. В тумане и при облачной погоде пользуйтесь экспонометром. Наводите на детали основного объекта.

 

ProPhoto

Библиотека

.



У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии    
Тел.: (095) 924-7816, E-mail: app@aha.ru