.

optikasemya.ru

InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

Альтернатива

Андрей Шипилов

Журнал Фотомагазин №9 (28) 98

herta1p.gif (61 bytes)

altern3.jpg (41445 bytes)

          До недавнего времени единственным оптимальным способом получения фотоизображений был традиционный "химический" способ, основанный на восстановлении галогенидов серебра. Тот самый, когда эмульсия фотоплёнки или фотобумаги, содержащая светочувствительные соли, сначала подвергается процессу проявления, а затем закрепления.

          Принципы этой технологии оставались неизменными на протяжении десятилетий, и всё это время она оставалась лучшей по соотношению цена/качество. В последнее время она была доведена практически до совершенства, полностью автоматизирована, недостатки, присущие ей, были в значительной мере ликвидированы. В принципе она устраивает потребителей во всех отношениях и по себестоимости, и по качеству. Однако именно усовершенствования последних лет в области цветной печати сыграли над фотолюбителями злую шутку. Совершенство и высокое качество современных фотопроцессов достигается за счёт их автоматизации и крайне жёстких режимов химической обработки, выдержать которые в домашних условиях без применения дорогостоящего оборудования весьма сложно. Практически единственный путь получения качественного отпечатка для любителя - отдать негатив в автоматизированную минилабораторию. О любом творческом вмешательстве в процесс печати приходится забыть.

          В этих условиях прекрасной альтернативой традиционной фотографии может стать домашняя компьютерная фотолаборатория. Ещё несколько лет назад, с появлением доступных по цене персональных компьютеров, стало ясно, что возможности их в части обработки фотоизображений значительно превосходят традиционные способы. Однако долгое отсутствие доступных по цене устройств, которые с приемлемым качеством могли бы перенести изображение из фотоаппарата в компьютер и из компьютера на бумагу, позволяло говорить о компьютерной фотографии лишь как об интересной технической новинке, не рассчитанной на массовое применение.

          Но буквально в последнее время на этом рынке произошёл технологический прорыв, который кардинально изменил ситуацию. Произошёл настолько быстро, что фотографическая промышленность, несмотря на свою близость к промышленности компьютерной (многие фирмы, например, Canon, с успехом работают на обоих рынках), просто не успела адекватно отреагировать, оказалась "в хвосте" и только-только начинает выпускать оборудование, которое уже довольно давно производится рядом чисто компьютерных фирм. Так, например, "фотопринтеры", выпускаемые сегодня фотографическими фирмами для переноса изображения из цифровых фотоаппаратов на бумагу, дают изображения небольшого размера, уступающие по качеству традиционной фотопечати, а стоимость таких устройств довольно высока. И в то же время компьютерные фирмы "большой четверки" (Epson, Lexmark, Hewlett Packard, Canon) довольно давно выпускают цветные принтеры "для офисной печати", которые стоят в разы дешевле, дают изображение до формата A3, а по качеству печати фотоизображений практически не уступают фотопроцессу.

          Аналогично обстоят дела и со сканерами. Получается интересная ситуация: компьютерные фирмы, производя оборудование, вполне пригодное для обработки фотоизображений, практически не позиционируют его на фоторынок, и фотографическая общественность о нём почти не знает. А фотографические фирмы, которые могли бы уже сейчас заполнять эту рыночную нишу, колеблются, ибо цены, по которым такое оборудование идёт на "компьютерном" рынке, заметно ниже цен на специфическое фотооборудование аналогичного назначения (впрочем, это только предположение, причины могут быть и другими).

          Тем не менее можно сказать, что процесс вытеснения химической фототехнологии более молодыми, более дешёвыми и, главное, более технологичными способами компьютерной обработки изображений уже начался. Последние компьютерные выставки Comdex в США и Cebit в Германии достаточно ясно показали, что компьютерная промышленность наконец обратила внимание на фоторынок и, надо думать, в последующие несколько лет здесь произойдут существенные перемены.

          Что же могут дать фотолюбителю компьютерные технологии? Если говорить кратко, то уже сейчас они позволяют любому частному лицу при относительно небольших материальных затратах получать такие результаты, которые при традиционных химических способах печати требуют солидных материальных вложений. Что бы вы сказали о лаборатории стоимостью 2-3 тысячи долларов, возможности которой не только сходны с возможностями ныне существующих минифотолабораторий стоимостью в десятки тысяч долларов, но и по ряду параметров превосходят их? Это не отдалённое будущее, это существующая ныне реальность. Уже сейчас любой желающий может из доступного, имеющегося в широкой продаже компьютерного оборудования самостоятельно, подчёркиваю - самостоятельно (или прибегнув к помощи специалиста, если неохота возиться самому) - составить себе подобную лабораторию. Для этого требуются всего три вещи: сканер для введения изображений в компьютер, сам компьютер и принтер для переноса изображений на бумагу. Ну и, конечно, навык общения с компьютером, который можно получить на недельных курсах или самостоятельно при помощи огромного количества имеющейся в продаже обучающей литературы.

          Впрочем, пойдём по порядку. Традиционная технологическая цепочка выглядит следующим образом: экспонирование плёнки - химическая обработка плёнки – негатив –коррекция + экспонирование бумаги - химическая обработка - готовый позитив. Компьютерная технология в идеале такова: оцифровка изображения при помощи цифровой камеры - печать. Однако в настоящее время по ряду причин (и прежде всего из-за того, что динамический диапазон бытовых цифровых камер недостаточен для художественной фотографии) выгоднее использовать комбинированную технологию, когда оцифровывается не исходное изображение, а негатив, полученный традиционным способом, иными словами, компьютерные технологии используются лишь в позитивном процессе. Технологическая цепочка выглядит так: экспонирование плёнки - химическая обработка плёнки – негатив - оцифровка негатива - печать.

          Процесс осуществляется следующим образом. Полученный традиционным способом негатив вставляется в сканер, который переводит изображение в цифровую форму, понятную компьютеру. Оцифрованное изображение передаётся на персональный компьютер, где по необходимости подвергается всякого рода обработке, а затем переводится на бумагу при помощи принтера. Процесс этот гораздо проще фотохимического (изображение просто рисуется краской) и даёт, в общем-то, стабильный и хороший результат. При этом стоимость всего оборудования для осуществления этого процесса сопоставима со стоимостью хорошей фотокамеры или фотоувеличителя. Стоимость сканера - в пределах $500, компьютера $1000-1500, цветного принтера, обеспечивающего фотографическое качество, $250-500. Программное обеспечение поставляется бесплатно вместе со сканером, а иногда и с принтером. Таким образом, стоимость всего комплекса для осуществления позитивного процесса составит $2-2,5 тысячи.

          Качество результата, получаемого как в ходе традиционного процесса, так и в ходе компьютерной обработки, сопоставимо. Каждый процесс имеет свои достоинства и недостатки. Сразу скажем о недостатках компьютерной технологии. Таковых нам известны только два или, точнее, два с половиной, те, которые действительно стоит принимать во внимание.

          Первый - это относительно низкая производительность. В самых скоростных моделях принтеров (из доступных по цене) печать фотографии размером 10х15 см занимает одну-две минуты, что медленнее, чем в минилабах. Однако надо заметить, что сам по себе этот процесс не требует участия человека, и, отправив фотографии на печать, вы можете заниматься своими делами: пить чай, смотреть телевизор, сканировать следующую плёнку, а через полчасика подойти к принтеру и забрать пачку готовых фото.

          Второй недостаток - это несколько более высокая себестоимость отпечатка, хотя, впрочем, это с какой стороны посмотреть. Наиболее современные модели струйных принтеров позволяют печатать фото с качеством, достаточным для бытового применения, с себестоимостью от 0,5 до 1 рубля за отпечаток размером 10х15. Это, конечно, дороже фотографии, отпечатанной традиционным способом в своей собственной фотолаборатории, но дешевле, чем если бы вы заказывали печать "на стороне". Справедливости ради надо заметить, что фото выставочного качества обойдется вам в несколько раз дороже, поскольку потребует применения особой "фирменной" бумаги, стоимостью $0,5-1 за лист. Но во сколько обойдется вам такое фото, если печатать его в автоматической лаборатории?..

          Часто в печати можно встретить упоминания и о других недостатках компьютерных принтеров: нестойкость изображения, нестабильность результатов, заметную зернистость, излишнюю мягкость и пр. Такое обобщение не совсем верно. Эти недостатки присущи отдельным экземплярам и моделям, но не являются чем-то глобальным, характерным для струйных и сублимационных технологий, на которых базируются такие принтеры. Во всяком случае, среди множества моделей, присутствующих на рынке, достаточно таких, которые смогут устроить самого привередливого покупателя.

          На этом недостатки заканчиваются. Что же касается достоинств, то они настолько очевидны, что можно смело сказать: дешёвые и эффективные компьютерные технологии уже в самое ближайшее время начнут вытеснять традиционный химический способ из массовой фотографии (собственно говоря, на осенней выставке Comdex-97 в Лас-Вегасе начало этого процесса четко обозначилось).

          Прежде всего, компьютерная обработка изображений раз и навсегда избавляет фотографа от таких проблем, как цветокоррекция, подбор контрастности и пр. Эти операции совершаются автоматически, давая прекрасный результат в 99 процентах случаев, причем с гораздо большей эффективностью, чем способна дать традиционная химическая печать.

          При традиционном способе приходится идти на компромиссы, поскольку невозможно для каждого негатива подобрать абсолютно соответствующую ему по контрасту бумагу (а для массовой любительской фотографии этого вообще не делается), для получения хорошего результата в художественной фотографии приходится прибегать к искусственному выравниванию плотностей, маскированию, и всё равно фотографической широты фотобумаги зачастую не хватает, чтобы воспроизвести все детали. Каждому фотографу хорошо знакома ситуация, когда детали, хорошо видные в светах и тенях на негативе, "съедаются" фотобумагой. Их в принципе можно "вытянуть", напечатав позитив очень мягко, но тогда снимок получится очень блёклым и невыразительным.

          Компьютерная оптимизация изображения характерна не только автоматическим балансом цветов и столь же автоматической подгонкой контрастности негатива для оптимальной печати, но ещё и возможностью "втиснуть" динамический диапазон яркостей негатива в диапазон печати принтера, сохранив при этом локальную контрастность. Для этого можно прибегнуть и к традиционному маскированию, благо "наложить маску" в компьютере проще простого. Но гораздо проще доверить это дело автоматике и свести всю процедуру к нажатию нескольких кнопок .

          Как мы уже сказали, всё делается автоматически в 99 процентах случаев. Хотя, безусловно, всегда найдётся один процент уникальных кадров, где автоматика бессильна осуществить ваш художественный замысел. Здесь поможет ручная коррекция, которая легка и удобна. Пробной печати не требуется: при помощи различных удобных инструментов вы меняете изображение прямо на экране монитора и можете быть уверенными, что оно будет напечатано именно таким, каким вы его видите.

          А возможностей менять изображение действительно много, начиная от традиционных изогелий, соляризаций, выделения деталей, наложения растра, обычной ретуши и кончая такими, какие в традиционной фотографии просто недоступны, например, возможности сделать нерезкий снимок резким или ликвидировать зерно, ни малейшим образом не изменив при этом сам снимок. Или превратить фото в рисунок, сделанный маслом, карандашом, перышком... Можно даже исправить дисторсию, перспективные искажения широкоугольника. Все делается буквально несколькими нажатиями кнопок. Хотите, например, изогелию, нет проблем: выбираете соответствующий пункт меню, указываете количество тонов, на которое надо разбить изображения, указываете при необходимости плотность этих тонов - и готово. Весь процесс займёт не более минуты.

          Есть в компьютерной технологии и очень удобная возможность обрабатывать каждый цветовой слой изображения как отдельное фото. Это может быть полезно, если вам попался разбалансированный негатив. Такое бывает на старых или неверно обработанных плёнках: сделаешь цвета белыми - тени получаются цветными, добьёшься баланса в тенях - белый становится розовым. Раньше такая ситуация была безнадёжна. Теперь нет...

 

Благодарим редакцию журнала Фотомагазин за любезно предоставленный материал

.

optikasemya.ru

ProPhoto

Библиотека

.

optikasemya.ru


У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии    
Тел.: (095) 924-7816, E-mail: app@aha.ru

 

RB2 Network

RB2 Network