Предвыборные листовки некоторых кандидатов
в депутаты украшаются их портретом. Тем самым
предполагается, что фотография обладает силой
внушения, которую нам и следует
проанализировать. Прежде всего, портрет
кандидата создает личностную связь между ним и
избирателями: кандидат представляет на их суд не
просто программу, он предлагает им особую
телесную атмосферу, совокупность своих бытовых
предпочтений, проявляющихся в чертах его лица,
одежде, позе. тем самым фотография стремится
воссоздать патерналистскую первооснову выборов.
их «представительную» природу, нарушенную в
результате пропорциональной избирательной
системы и господства политических партий (правые
явно пользуются этим средством чаще, чем левые).
Поскольку же в фотографии эллиптически
скрадывается язык и сгущается всяческая
социальная «невыразимость», то она служит
оружием антиинтеллектуализма. стремясь скрыть с
глаз «политику» (то есть известный ряд проблем и
решений) и выставить вместо нее некий «стиль
бытия», социально-нравственный склад. Как
известно, такая оппозиция занимает одно из
важнейших мест в мифологии пужадизма (Пужад на
телевидении: «Посмотрите на меня: я такой же, как
вы!»).
Итак, предвыборные
фотопортреты суть прежде всего признание
некоторой глубины, некоторой иррациональной
сферы, выходящей за рамки политики. В фотографии
выражаются не намерения кандидата, а его
побуждения – все те семейные, психические, даже
эротические обстоятельства, весь тот стиль
жизни. продуктом и привлекательным примером
которого он является. Большинство наших
кандидатов явно стараются продемонстрировать
своими портретами устойчивость своего
социального положения, свою видимую комфортную
уверенность в семейных, юридических и
религиозных нормах, свое прочное обладание
такими буржуазными благами, как, например,
воскресная месса, ксенофобия, бифштекс с
картошкой или анекдоты о рогоносцах, – одним
словом, все то, что называется идеологией. В
зрителе, естественно, предполагается соучастие:
предвыборная фотография – его зеркало, в ней он
читает привычное и знакомое себе, в ней
избирателю явлен его собственный образ,
просветленный, идеализированный, гордо
возвышенный до типичности. Собственно, именно
такой подчеркнутостью и определяется фотогения:
избиратель здесь одновременно изображен и
героизирован, ему как бы предлагают отдать голос
за себя самого, сделав депутатский мандат
средством настоящего психического переноса;
своему избраннику он делегирует свою «породу».
Типы ее не слишком
разнообразны. С одной стороны, есть тип
социальной устойчивости, респектабельности -
либо толстый и краснолицый («национальные»
списки), либо бледно-утонченный (списки МРП).
Другой тип - интеллектуальный (здесь, конечно,
имеются в виду «обозначенные» типы, а не данные в
природе): у Национального объединения это
интеллектуализм педантский, у коммунистического
кандидата «проницательный». И в том и другом
случае иконография стремится обозначить собой
незаурядное сочетание мысли и воли, рефлексии и
действия: из-под полуприкрытых век устремляется
острый взор, как бы черпающий свою силу в
возвышенных задушевных грезах, но постоянно
обращенный на внешние препятствия, то есть
образцовый кандидат великолепным образом
соединяет в себе социалистический идеализм и
буржуазный эмпиризм. Наконец, последний тип - это
просто тип «красивого парня», рекомендуемого
публике благодаря своему здоровью и
мужественности. Впрочем, некоторые кандидаты
прекрасно играют две роли сразу: на одной стороне
листовки имярек представлен юным
красавцем-героем (в военной форме), а на другой -
зрелым мужем и гражданином, выставившим впереди
себя всех своих чад и домочадцев. Действительно,
чаще всего тот или иной физический тип
поддерживается и недвусмысленными аксессуарами:
отец в окружении детишек (ухоженных и наряженных,
как на всех детских фотографиях во Франции),
молодой парашютист с засученными рукавами,
офицер, обвешанный наградами. Фотография
буквально шантажирует нас моральными
ценностями, такими как отечество, армия, семья,
честь, драчливость.
Кроме того, и
собственно фотографическая условность тоже
полна знаками. Снимком анфас подчеркивается
реализм кандидата, особенно если он зорко глядит
из-под очков. Во всем здесь выражается
проницательность, серьезность, прямота: будущий
депутат смотрит в лицо врагу, препятствию,
«проблеме». Более распространенный ракурс в три
четверти выражает власть идеала: взор возвышенно
устремлен в будущее, он ни на что не
наталкивается, но господствует над миром, бросая
семена нового посева в некую стыдливо
неопределенную даль. Почти все фотографии в три
четверти построены на восходящем движении: лицо
приподнято навстречу нездешнему свету, который
влечет и возносит его во владения высшей природы
людей; кандидат воспаряет на Олимп благородных
чувств, где разрешены всякие политические
противоречия - будь то мир или война в Алжире,
социальное развитие или прибыли капиталистов,
«свободное» образование или субсидии
свекловодам, правые или левые (неизменно
«преодолеваемая» оппозиция!); все это мирно
уживается в задумчивом взоре кандидата,
величественно провидящего впереди тайные цели
Порядка.
РОЛАН БАРТ
|