.


InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

Не потерять лица.

Лилия Ященко

журнал Фотомагазин № 6 1997г.

 

Ольга Артемьева, фотомодель:

"Раньше меня интересовали музеи, теперь - люди."

          Вы заметили, как много красивых девушек вокруг? А парней, будто сошедших со страниц "Плей-боя"? Не надо никакой статистики -стоит только выйти на улицу: невероятное количество сильных, красивых фигур и ярких, запоминающихся лиц, обладателям которых - не больше пятнадцати. Не станем строить догадки, почему выросло столь потрясающей красоты поколение. Речь о том, что юные, пышущие энергией люди жаждут найти достойное применение своей красоте. И находят. Нет, не в кинематографе и не на театральных подмостках - в модельном бизнесе.

          Не секрет, что в России - по сравнению с Западом, на который мы старательно равняемся начиная с петровских времен, - модельный бизнес находится если не на начальной, то на одной из первых ступенек развития.

          Профессия "модель" существует уже много лет, но где её можно получить? Чтобы стать врачом, надо идти учиться в мединститут, артистом - в театральное училище, а где обучают моделей? Куда обращаться? Что надо знать и уметь? В чём, собственно, заключается профессия фотомодели? Этими вопросами задаются сегодня сотни и тысячи молодых и красивых людей.

          Знакомьтесь: Ольга Артемьева - модель, обладательница титула "Мисс Фото-пресса". Работает в агентстве Face-Fashion, любит путешествовать, учится на журфаке МГУ и пишет рассказы. Предпочитает косметику от Chanel. Утверждает, что в модельный бизнес попала случайно, и недоумевает, почему фотографы больше всего любят снимать её в свадебных платьях.

НАЧАЛО: "Надо просто понравиться!"

Ольга: Первым модельным агентством, куда я обратилась, было Red Stars. Я пошла туда за компанию с подругой. Она была гораздо выше меня ростом, поэтому и не думала, что меня возьмут. Но так случилось. что мне сразу предложили работу, а ей отказали. Подруга на меня очень обиделась.

ФМ: Какие требования предъявляло агентство?

Ольга: Когда я только начинала работать, всё было ещё на таком дилетантском уровне. Не было человека, который сказал бы: пройдись так-то, улыбнись, сделай то-то... Им просто понравились мои внешние данные. Правда, я маленького роста, во мне всего 172 см, поэтому в агентстве сразу предупредили, что у меня мало шансов стать манекенщицей, но при моей внешности я вполне могу работать фотомоделью. Я особенно и не стремилась работать на подиуме, поскольку, как мне кажется, двигаюсь я не блестяще. Больше люблю сниматься. Надо делать то. что у тебя лучше всего получается, я так считаю.

АГЕНТСТВО: "Требуется роковая женщина!"

Сейчас в Москве существует множество модельных агентств, самыми престижными из которых считаются Red Stars, Modus Vivendis, Face-Fashion и Blizzard Models. В картотеке каждого из них находятся данные на 300-350 моделей. Заказчик обращается в агентство и сообщает, что для видео- или фоторекламы такого-то товара требуется модель определенного типажа: блондинка или брюнетка, романтическая девушка или женщина-вамп, кокетка или роковая женщина. Менеджер агентства по своему усмотрению приглашает моделей на кастинг, где заказчик и осуществляет свой выбор.

Ольга: Бывает обидно, что порой ты даже не видишь результат своей работы. Я получаю только гонорар за съёмку, а слайды, как правило, остаются у заказчика. В лучшем случае ты наткнёшься на журнал со своим изображением где-нибудь в киоске и купишь за свои же деньги. После своей первой в жизни съёмки я спросила фотографа, можно ли будет посмотреть готовые снимки. Он ответил: "Да нет. завтра они уже будут в Париже..."

ФМ: Предлагали работу за границей?

Ольга: Да. но я вернулась в Москву по личным причинам. Честно говоря, я была удивлена, что русские девушки пользуются спросом на Западе: там и без того рынок перегружен. Оказывается, их очень привлекает, что у наших встречаются следы азиатских черт лица. Широкие скулы-для них это такая экзотика!

КАСТИНГ: "Товар - лицом!"

Для заказчика кастинг - это всего лишь отбор подходящих моделей, приглянувшихся фигур и лиц. А для модели это экзамен на профессионализм, тест на привлекательность, на способность нравиться и, в результате, побеждать. Каждый день - экзамен, каждый день - стресс. Сегодня тебя выбрали, завтра - нет, а послезавтра?

В идеале модель должна являться на кастинг без макияжа, но обязательно иметь при себе портфолио - подборку фотографий, позволяющих определить, насколько изменчивым может быть её лицо и что из него можно сделать.

Бывают небольшие кастинги, где, скажем, из восьми моделей надо выбрать двух и весь процесс длится менее часа, а бывают - массовые и длительные. Солидный клиент может позволить себе выбирать три модели из ста человек или даже из двухсот пятидесяти. Никого не волнует, что девушка явилась на просмотр к восьми утра, а на подиум вышла только в половине двенадцатого ночи -она должна улыбаться и преподносить себя как товар.

Ольга: Все зависит от кастинга! Чем чаще тебя приглашают. тем лучше: значит, ты пользуешься спросом. В идеале модель должны оценивать не как красивую или некрасивую девушку, а по её конкретной работе - по тому, как она выглядит на фотографии. Абсолютно непривлекательный в жизни человек может быть потрясающе фотогеничным. Но всё равно необходимо всегда хорошо выглядеть -это часть профессии. Я с тар а -юсь постоянно следить за собой: массажи, всевозможные маски, тренажёр -ный зал, теннис, диета. Сплю не меньше восьми часов в сутки, даже если звонят в дверь и телефон надрывается. Западные агентства специально выделяют своим моделям средства - на косметику, на спортклубы, а здесь никого не волнует, за счёт чего девушке удаётся держать себя в форме.

ФМ: Допустим, ты не проходишь кастинг-один раз, другой, третий. Отчаяние не наступает? Ведь если долго не предлагают работу, постепенно теряешь уверенность в себе.

Ольга: Бывает, конечно. Но, по-моему, на всё надо смотреть проще: не получается в этой профессии - значит, надо заняться чем-то другим. Или добиваться поставленной цели. Третьего не дано. Опять же, на Западе всем моделям оплачивают участие в кас-тинге независимо от того, выбрали тебя для съёмки или нет. Потому что ка-стинг - это тоже работа. А у нас ты проведёшь на кастинге целый день и ничего не заработаешь за своё потраченное время.

СЪЁМКА: "Take it easy!"

Наконец-то тебе улыбнулась удача, и ты получаешь долгожданное приглашение на съёмку! Лишь человеку непосвящённому может показаться, что фотосъёмка - это такое веселье, где вокруг главного действующего лица - модели - суетится массовка в лице стилиста, визажиста и костюмеров во главе с фотографом. Обычно съёмка проходит в течение дня. Его-то, одного-единственного, начинающей модели бывает вполне достаточно, чтобы, поработав, понять, какой это трудоёмкий процесс.

Сложнее, если в съёмке участвует не одна, а несколько моделей. Сперва одной из них в течение полутора-двух часов делают причёску, а затем ещё столько же - грим. Потом надо ждать, пока загримируют других. Как известно, нет ничего хуже, чем ждать и догонять. В данном случае долгие часы проходят в ожидании. Потом начинается техническая подготовка к съёмке, потом собственно съёмка. Всё может затянуться до глубокой ночи, но нужно улыбаться и несмотря ни на что хорошо выглядеть. К вечеру состояние такое, будто целый день проведён на разгрузке вагонов. Спрашивается, от чего? Ведь за день не поднимаешь ничего тяжелее макияжной кисточки...

ФМ: От чего больше всего устаёшь?

Ольга: От того, что нервничаешь постоянно. Например, тебя не устраивает работа визажиста: непрофессиональная рука чувствуется сразу. А ты, естественно, хочешь выглядеть как можно лучше. Чем больше ты нервничаешь, тем хуже выглядишь, а от этого ещё больше нервничаешь - замкнутый круг! Или визажист пользуется не очень хорошей косметикой, кожа сразу ощущает это. Лицо и так за целый день безумно устаёт от грима, а от некачественной косметики - особенно. Но ты ничего не можешь сказать и ничего не можешь сделать. На съёмке ни в коем случае нельзя срываться, потому что сразу всё будет видно на фотографии. Любое твоё настроение, изменение взгляда, любое внутреннее переживание-всё отразится на лице. Поэтому, как говорят, "Take it easy!" - успокойся, расслабься и получай удовольствие.

Смешная была съёмка, когда я сломала два пальца на руке -прищемила железной дверью. Открытый перелом. Сначала мне их зашивали, потом сделали гипс, но я всё-таки приехала на съёмку. Это нормально. Я не исключение из правил. Работать было. конечно, тяжеловато, хотелось плакать, но мне ввели наркоз и... в общем. съёмка прошла удачно. Видите, на фотографии я одну руку держу за спиной - прячу пальцы. Это была съёмка рекламы краски для волос Wella. Снимал очень хороший фотограф Михаил Королёв. А поработать с хорошим фотографом - мечта каждой модели.

ФОТОГРАФ. Он же - оператор. Он же - режиссёр.

Ольга: В принципе фотограф похож на режиссёра. Только в кино режиссёру помогает оператор, а здесь фотограф - это оператор и режиссёр в одном лице. Он -организатор процесса. Фотограф выстраивает не только композицию и кадр, но и ситуацию в целом. От него зависит, какая атмосфера будет на съёмочной площадке. Он создает настроение, которое должно получиться на фотографии. Хорошо, если заказчик точно знает, что ему нужно. Но, как правило, все заказчики просят: "Сделайте нам красиво!", и тогда ответственность полностью ложится на плечи фотографа. Результат зависит от его фантазии и профессионализма.

ФМ: В чём заключается работа фотографа с моделью?

Ольга: Он реагирует на малейшие изменения твоего внутреннего состояния. Надо смеяться - он пытается поднять тебе настроение, надо быть грустной - наоборот. У меня был случай, когда я пришла на съёмку и сразу не смогла сконцентрироваться, сделать то, что от меня требовалось. Тогда фотограф выгнал всех из павильона, стал на меня кричать и в конце концов довел до слез. Но после того как я расплакалась, всё получилось. Было достигнуто именно то эмоциональное состояние, которое нужно. Хотя уже и грим потёк, и глаза были на мокром месте. В своей книге Бриджит Бардо рассказывает, что однажды никак не могла настроиться на съёмку. Тогда режиссёр отхлестал её по щекам в присутствии всей съёмочной группы. Она к тому времени была уже очень известной актрисой и жутко обиделась. Зато эпизод сыграла гениально. Я не сравниваю себя с Бриджит Бардо, но ситуация может быть аналогичной: на тебя могут накричать, даже ударить. Но в некоторых случаях это действительно необходимо. Пусть это жестоко, пусть грубо, но таковы издержки профессии. Надо подчиняться фотографу, визажисту - они тебя видят со стороны, поэтому ты должна следовать тому, что они говорят. Это тоже часть профессии - уметь подчиняться и не спорить.

ОБРАЗ: "Модель - актриса немого кино".

У художника, литератора, музыканта есть свои способы создания образа. У модели нет ни красок, ни слов, чтобы выразить чувство. Она создаёт образ из самой себя. Тело - её инструмент. Её краски - взгляд, улыбка, поза, жест. Более всего в модели ценится способность к внутренней изменчивости, умение переключаться от радости к отчаянию, от удивления к задумчивости и передавать самые разнообразные оттенки настроений, тончайшие нюансы чувств.

Ольга: Это очень сложно. Тебя могут загримировать совсем не так, как ты сама себя представляешь. Твой образ придумал визажист, это его взгляд на тебя как художника. Пока он работает над твоим лицом, ты должна перевоплотиться, стать другим человеком. Тебе ничего не приходится говорить, как актрисе. Тут всё надо выразить собой. На некоторых снимках даже бывает не видно твоего лица - работает только мизансцена тела. только пластика. Всё идеально складывается, если с тобой работают два классных профессионала - фотограф и визажист, которые помогают тебе найти образ. Иногда модель должна самостоятельно импровизировать и предлагать возможные варианты, из которых фотограф сам выберет то, что ему больше подходит. Надо быть в хорошем смысле раскованной, уметь покривляться, а через секунду вдруг стать очень строгой. Надо уметь преображаться.

ФМ: Чтобы перевоплощаться в других людей, нужны новые впечатления, нужен источник вдохновения.

Ольга: Наполняешься всем, что тебя окружает. Я люблю искусство, живопись. Только если раньше я часто бывала в консерватории, посещала вернисажи, сходила с ума от музеев, то теперь меня больше интересуют люди - живые люди. те, кого я вижу вокруг себя. Мне нравится изучать людей. Я люблю смотреть на их повадки и иногда их перенимаю. Человек ведь очень много получает от общения с другими. Причём я пытаюсь перенимать не только внешние манеры, но и те хорошие качества, которые стоило бы приобрести. Обожаю путешествовать. С детства мечтала побывать в разных странах и сейчас счастлива, что могу позволить себе путешествия. Рим, Лондон. Афины, Париж, Барселона -необыкновенно интересные поездки! За границей я люблю бродить по улицам, смотреть на людей, на их прически и манеру одеваться, наблюдать за их поведением. Это необыкновенно интересно! Я наслаждаюсь общением с людьми -это и есть та эмоциональная подпитка, о которой вы говорите.

БУДУЩЕЕ: "Нужен запасной аэродром!"

Модель начинает свою карьеру в 14 лет и заканчивает, как правило, в возрасте, близком к тридцати. Позже уже очень сложно оставаться конкурентоспособной, когда молодые наступают на пятки. Даже высокий профессионализм пасует перед юной энергией и задором. В состоянии ли модель обеспечить себе будущее, получая в течение недолгих пятнадцати лет работы в среднем от 50 до 100 долларов за показ или съёмку, которые случаются далеко не каждый день? Речь не идёт о моделях, входящих в элиту, - их число в России не превышает и пятидесяти. Мы говорим о тысячах красавиц, чьи данные находятся в картотеках десятков модельных агентств.

Ольга: Естественно, каждой начинающей модели хочется верить, что это - навсегда. Всё так красиво, ярко, увлекательно. Тебя окружают такие интересные люди -это действительно другой мир! Но я с самого начала поняла, что всё это будет длиться лишь до какого-то определённого времени. И что уже сейчас стоит задуматься, чем я буду заниматься потом. Замечательно, если кто-то сделает блестящую карьеру и станет известной моделью у нас или даже на Западе - тогда можно обеспечить себя на всю дальнейшую жизнь. Но такие случаи крайне редки. Чаще всего модели впоследствии переходят на менеджерскую работу в сфере модельного бизнеса или же начинают заниматься чем-то совершенно другим. Кто-то полностью отдаёт себя семье. Безусловно. девочкам, которые только начинают свою модельную жизнь, имеет смысл задуматься о будущем: где-то учиться, параллельно получать ещё какую-то профессию. При желании на всё хватит времени. У модели короткая карьера, и только от неё зависит, что будет после того, как всё кончится. К тому же у нас в стране модель не может рассчитывать на высокий заработок. Основная проблема профессии - нестабильность. Никогда не знаешь, когда будет следующий кастинг: может быть, завтра, а может - через две недели. Тут нельзя сказать наверняка. На Западе бывает по нескольку кастингов в день даже у посредственной модели. В этом отношении у нас в России, конечно, всё слишком слабо развито.

ШКОЛА: "Век живи - век учись!"

Сегодня в Москве можно найти бесчисленное количество модельных школ, среди которых лишь единицы работают по-настоящему профессионально. Остерегайтесь шарлатанов! Прежде, чем платить деньги за обучение, как следует разузнайте всё о репутации школы: долго ли она существует, какими учениками гордится, что за педагоги там преподают. Самыми известными сегодня считаются школа моделей и манекенщиц при Театре моды Вячеслава Зайцева, школа при Доме моделей на Кузнецком мосту и школа моделей Burda Moden. В среднем в любой модельной школе обучение длится от 1 до 3 месяцев и стоит от 100 до 300 долларов. Но самая дорогая школа не значит самая лучшая. За месяц или даже за |три ни одной профессией овладеть невозможно, разве только познать азы. Модель приобретает профессию с опытом.

Всё вышесказанное имеет отношение к обучению подиумных моделей -манекенщиц. Что же касается специфики работы фотомоделей, то тому, как готовиться к фотосъёмке, как вести себя перед камерой, какой грим необходим при определённом освещении, не обучают практически нигде.

Ольга: Только со временем начинаешь понимать, что должно выглядеть так, что - иначе: какой макияж в данном случае будет выглядеть лучше - яркий или неяркий, как надо расположиться, чтобы свет на тебя был правильно направлен. Всему учишься непосредственно в процессе работы. Специально с тобой никто заниматься не будет, чтобы посвятить во все эти тонкости. Постоянно чему-то учишься - как в жизни.

ФМ: Как говорят, научить нельзя -можно только научиться?

Ольга: Несмотря на то что сейчас открылось немыслимое количество модельных школ, если хочешь заниматься этим всерьёз и стать профессиональной моделью, рассчитывай только на себя. И ещё: всегда нужно осознавать, какая ты. Надо постоянно себя изучать. Оставаться самой собой и стараться быть ни на кого не похожей.

Возможно, прочитав этот диалог, кто-то оставит мечту о модной и красивой профессии: зародится сомнение в своих силах, отпугнут трудности, отсутствие возможности опереться на чьё-то плечо и свалить на кого-нибудь вину за несостоявшуюся карьеру. Слишком многое будет зависеть от собственной самоотверженности, от настырности - в лучшем смысле этого слова. А кто-то, наоборот, будучи нахально уверенным в себе, ринется штурмовать модельные агентства и завоёвывать подиум. Желаем удачи!

Благодарим редакцию журнала Фотомагазин за любезно предоставленный материал

 

.


ProPhoto

Библиотека

.



У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии    
Тел.: (095) 924-7816, E-mail: app@aha.ru

Rambler's Top100 Service