Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина Форум
Поиск:  
PhotoWeb.ru ТЦ "Новый Колизей": ВНИМАНИЕ! изменился телефон - 688-45-17
ТД "Джет": 243-21-33
      
  Что новенького?
  Новый релиз: Новая серия легких и компактных биноклей с Porro-призмой PENTAX UCF R  
подробнее...  
  Новый релиз: PENTAX представляет новые компактные влагозащищенные бинокли с Roof-призмой серии DCF XP для наблюдений в экстремальных условиях.  
подробнее...  
  Новый релиз: Две новые цифровые фотокамеры от Nikon COOLPIX 2200 и COOLPIX 3200  
подробнее...  
  Новогоднее предложение! Спешите!!!  
подробнее...  
  Новый релиз: Корпорация PENTAX представляет два новых карманных бинокля с roof-призмой серии FB Lite: FB-7 Lite и FB-9 Lite.  
подробнее...  
  Новый релиз: Цифровая фотокамера с широким кругозором PENTAX Optio33LF  
подробнее...  
все новости >>
  Что купить?
Canon
 
Minolta
 
Nikon
 
Olympus
 
Pentax
 
Цифровая фототехника
 
все товары >>
  Пообщаемся?
Форум PhotoWeb.Ru подробнее...
 



Срочно продать машину и еще .
  подробнее...
 
Письмо на PhotoWeb.Ru подробнее...
 
Главная страница / Статьи / Пленка, обработка и печать / Что полезно знать про обработку пленок в минилабах. Часть вторая Версия для печати
 

Что полезно знать про обработку пленок в минилабах. Часть вторая

Продолжение. Стр. 2 из 3  1  2  3 

            О настройке принтера. Все, я думаю, хотя бы раз слышали о каких-то загадочных "каналах", которые зачем-то нужно настраивать. Хочется внести ясность в этот вопрос, тем более что загадочного здесь ничего и нет (хотя слухов и путаницы - много). К слову сказать, не во всех принтерах будут все настройки, о которых я расскажу, да и называться они могут по-другому. Существа дела это не меняет, поэтому я опишу всё на примере аппаратуры Fuji и Konica, наиболее знакомой мне.

            Итак, - о "каналах".
           "Каналами" называются совокупность различных настроек и поправок, необходимых для нормальной работы машины во всех режимах. Поправок этих обычно существует достаточно много, поэтому есть смысл остановиться детально лишь на самых главных "каналах".
            "Master channel". Канал основной настройки и оперативного реагирования на текущие изменения процесса обработки в целом, происходящие из-за незначительных изменений свойств обрабатывающих растворов, состояния проекционной лампы, корректирующих фильтров и т.д.. Калибровать его необходимо ежедневно. Для его настройки в начале тестируется и калибруется источник света (лампа + фильтры). Эта операция обычно проводится автоматически (т.е. поправки машина сама просчитывает и вводит). Есть даже машины, которые отказываются работать, если после включения не была проведена операция тестирования и калибровки источника света (Fuji PP-720W). Далее можно тестировать весь процесс обработки. При этом лист бумаги засвечивается строго определённой порцией света, потом он проявляется, и поступает автоматически (или переносится вручную) в денситометр, где производится измерение и сравнение параметров отпечатка с эталонными цифрами (результатами замера эталонного отпечатка). При наличии большой разницы между результатами измерения эталонного и контрольного отпечатков вся операция проводится вновь, с учётом введённй коррекции. После этого работа машины уже может быть проверена более развёрнуто и тщательно (эта операция не входит в перечень обязательных ежедневных настроек, но для некоторых моделей принтер-процессоров частое проведение её желательно). Для этого при помощи специального тестового негатива ("серое поле") проверяется работа машины не только в режимах печати нормально экспонированных, но также - недосвеченных и переэкспонированных кадров. Печатается обычно три (реже - четыре) отпечатка, по одному с каждого кадра тест-негатива (норма, недосвет на 2Ev, пересвет на 2Ev, (пересвет на 4Ev)). После обработки в процессоре тестовые отпечатки вручную или автоматически направляются в денситометр, где измеряются отклонения цвета/плотности этих отпечатков от занесённых в память машины параметров тестового отпечатка и вычисляются соответствующие поправки, совокупность которых и есть "master channel".
            "Paper channel" Бумага несколько отличается рулон от рулона, особенно - когда бумага разных партий (разных номеров эмульсии). Основная настройка машины производится на каком-то одном типе бумаги (например - на глянцевой шириной 127мм). Чтобы и на остальных типоразмерах бумаги фотографии по плотности и цвету не отличались друг от друга, необходимо сравнить каждый рулон бумаги, стоящий в магазине, с той бумагой, которая использовалась при настройке основных параметров машины. Для этого так же, как и при настройке "master channel", печатается специальный тестовый отпечаток, так же измеряется в денситометре, но результаты измерений заносится в другую область памяти - в так называемый "бумажный канал".
            "Negative channel". Плёнки разных марок также отличаются друг от друга как по цвету маскирующего слоя, так и по спектральным свойствам красителей, которыми создаётся цветное изображение, поэтому для них необходимо подобрать такую начальную коррекцию по плотности и цвету, чтобы при печати фотографий с разных плёнок с одной коррекцией фотографии выходили одинаковыми. Эта поправка и есть "негативный канал". Он обычно состоит из поправок отдельно для нормально экспонированного, недоэкспонированного, переэкспонированного и сильно_переэкспонированного негативов (одной поправки мало - разные плёнки при пере- и недоэкспонировании ведут себя по-разному). Для машин без монитора тщательная и качественная настройка негативных (плёночных) каналов - залог нормальной работы. В машинах с монитором это не так критично, например плёнку Kodak в большинстве случаев можно печатать в канале для плёнки Fuji - разница в цвете видна на мониторе и легко устраняется вручную (хотя некоторые плёнки требуют индивидуальной настройки каналов).

            "Slope channel" - компенсирует так называемый эффект Шварцшильда (изменение светочувствительности слоёв бумаги в зависимости от длительности засветки при экспонировании). Правильная настройка этого канала позволяет исключить "уплывание" параметров отпечатка при изменении формата отпечатка, либо, например, кадрировании.
            "Lens channel" - поправка на различие оптических характеристик - светосилы и цветовых характеристик различных объективов (или, если применяется зумобъектив, - и для различных значений увеличения этого объектива). Данные всех каналов в итоге суммируются и используются в процессе печати.

            После рассказа о технических подробностях устройства оборудования минилабораторий самое время остановиться на их предназначении.

            Минилаб в первую очередь предназначен для обслуживания фотолюбителейвладельцев P&S камер (чаще называемых в обиходе "мыльницами"). Как известно, большая часть таких аппаратов (в первую очередь - дешёвые модели) в силу своей конструкции не в состоянии дать качественный негатив; промахи по экспозиции до 3-5 ступеней (примерно до 10-30 раз!!) - это нормальное явление для таких аппаратов. Само собой разумеется, что точной цветопередачи на отпечатках с таких негативов ждать и не приходится. Основная масса фотографий с таких негативов будет иметь большие или меньшие отклонения от правильной цвето- и тонопередачи. Главное - чтобы эти нарушения оставались в допустимых пределах. Принтер минилаба позволяет добиться максимального выхода (то есть минимального количества брака) фотографий среднего качества с негативов среднего и низкого качества, полученных при помощи "мыльниц".

            Теперь о фотографиях с качественных негативов. Требования к ним намного выше, чем к вышеописанным. И не только потому, что претензий к качеству отпечатка у владельцев таких негативов побольше будет; а и ещё из-за того, что разброс по плотности и цвету, вполне допустимый для фотографий с негативов низкого качества, совершенно неприемлем для отпечатков с хороших негативов, ведь ошибки в коррекции, которые бросаются в глаза на таких фотографиях, совершенно незаметны на фотографиях, снятых "мыльницами".
            Hа мой взгляд для получения высококачественных отпечатков с хороших негативов наиболее подходит ручная печать. Hемногие минилаборатории в состоянии выдать отпечатки того же уровня (по крайней мере - приблизиться к нему). В первую очередь это - машины с монитором (да и и то - при условии хорошей настройки и при хорошем операторе).
           Hесомненно, ручная печать - также не панацея от всех бед. Оправдывает себя она на больших форматах или при тиражировании одинаковых (или аналогичных) фотографий, ведь удовольствие это, всё-же, достаточно дорогое. Хотя, если задаться целью, можно вручную и 10х15 печатать. Однако для большинства из фотолюбителей ручная печать профессионального уровня настолько малодоступна, что о ней лучше и не вспоминать, а печатать свои шедевры приходится всё-же в минилабе. Что надо делать для того, чтобы фотография выходила из машины такой, как хочется?

            Hачнём с выбора лаборатории (обычно - выбирать есть из чего). Fuji, Kodak, Agfa, Konica - что лучше? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным.
            "Естественная цветопередача" - понятие слишком субъективное, чтобы можно было давать прямые советы. Все фотоматериалы немного различаются по цветопередаче друг от друга, но отличие это отнюдь не столь велико, как принято думать. Единственное замечание в связи с этим - теоретически наилучшие (в смысле цветопередачи) результаты получаются при печати на бумаге того же производителя, что и плёнка. Объясняется это, на мой взгляд, некоторой разницей спектральных характеристик красителей, создающих негативное изображение на плёнке, и неполное совпадение этих характеристик с зонами чувствительности фотобумаги. Характеристики фотобумаг специально оптимизируются для печати с соответствующих плёнок. Hапример, бумаги Ektacolor Supra, Portra и Ultra фирма Kodak создала специально для печати с плёнок типа Ektacolor Gold Pro, а любительских плёнок типа Gold предназначены серии бумаг Ektacolor Edge и Royal. С плёнок Fuji предпочтительнее всего печатать на бумаге Fuji, с плёнок Agfa - на бумаге Agfa, и так далее. "Перекрёстные" варианты, например - снимать на плёнке Agfa и печатать в минилабе Fuji, обычно отличаются перекосами в цветопередаче. Последние могут быть совершенно незаметными, а могут быть и достаточно грубыми. Однако не нужно воспринимать это как совет, например, для печати с плёнки Kodak Ektacolor искать кодаковский минилаб с бумагой Supra - таких попросту не существует.
            Есть смысл подходить к решению проблемы наилучшей цветопередачи при печати в минилабе несколько другим путём - не искать минилаб, где смогут напечатать лучше всего плёнку Вашей любимой марки, а поэкспериментировать с плёнками, печать которых вызывает минимум трудностей в минилабе, где качество услуг, их ассортимент и стоимость наиболее близки к Вашим потребностям. Для этого весьма полезно поинтересоваться у операторов минилаба их мнением относительно марок плёнок. Они, скорее всего, без труда выделят из общей массы те марки плёнок, печать которых у них затруднений не вызывает вовсе; плёнки, которые печатать тяжелее, но всё-же можно добиться хорошего результата, и плёнки, печать которых, несмотря ни на что, к стабильному получению качественных отпечатков не приводит.

            Далеко не лишним будет также напоминание о том, что печать редких или малораспостранённых плёнок в минилабах (особенно если они не имеют монитора) может вызывать у операторов серьёзные трудности. Обычно более распространённые и часто попадающие в обработку плёнки при печати дают более стабильные и, следовательно, качественные результаты.

            Традиционно наиболее распространены минилаборатории, работающие на бумаге Kodak, большая часть из них применяет и химию Kodak. В последнее время широко распостраняются минилаборатории, работающие с материалами Fuji. Меньшее распространение получили лаборатории Agfa и Konica. Такое распределение мало говорит о сравнительном качестве материалов этих фирм, зато являет собой наглядный результат разных маркетинговых усилий. Из вышеперечисленных фирм в нашей стране только Kodak имеет сеть контроля качества "Kodak Express". Входящие в эту систему лаборатории должны отвечать довольно строгим требованиям к помещению, оборудованию, материалам и правилам обслуживания. Поэтому надпись "Система контроля качества "Kodak Экспресс"" (которая, как и "Kodak", являются зарегистрированными торговыми марками) уже даёт какие-то надежды если не на качественное обслуживание, то по крайней мере - на нормально проводимые химические процессы (что уже само по себе немало). Рекламная надпись "Материалы Kodak" или "Плёнки Kodak" таким показателем не являются. Остальные производители фотоматериалов и минилабного оборудования такие сети в нашей стране не организовывали (хотя за рубежом они есть), поэтому качество работы и правила обслуживания в таких лабораториях зависят только от хозяев и персонала лабораторий.

            Также я бы провёл дифференцирование лабораторий в зависимости от загрузки. Этот, на первый взгляд, незначительный параметр, также немаловажен. Hаилучший вариант - лаборатория имеющая достаточную загрузку (т.е. какое-то количество работы есть постоянно). Лаборатории, как перегруженные работой, так же как и не имеющие устойчивого постоянного минимума загрузки (200-500 отпечатков в день) не являются хорошим вариантом.
           Излишне большая загрузка оператора (часто переходящая в перегрузку) вредна не только из-за большей усталости оператора, а и из-за того, что он физически не сможет уделить вашей плёнке сколько-нибудь значительного времени (особенно это касается заказов нетипичных, где оператору надо будет думать, а не действовать на уровне рефлексов). Для операторов машин с монитором большая загрузка чревата смещением отношения качество / скорость работы в пользу скорости работы. Hедостаточная загрузка минилаба - вариант не лучший (особенно для машин с монитором), ибо в этом случае оператору трудно уловить степень соответствия между изображением на мониторе и выходящими фотографиями.

            Hесколько слов о "несвежей" химии и других "страшных тайнах".
           "Просроченная химия" - это не более, чем расхожий миф, оправдывающий огрехи в настройке машины, недостаток опыта оператора, или же несовершенство конструкции машины (или другие причины получения низкокачественного изображения на отпечатке). Современная химия поставляется в виде концентратов, герметично укупоренных в одноразовых пластиковых емкостях. Гарантийных срок её хранения - до нескольких лет (!). Однако ни один потребитель не будет держать у себя на складе даже полугодовой запас - это попросту невыгодно.

            Другой вариант расхожих высказываний - "химию в машине редко меняют". Да, в современных машинах полную замену химии желательно производить как можно реже, а в идеале - она должна заменяться полностью лишь во время капитальной чистки машины (эту операцию без особых на то причин желательно проводить не чаще одного раза в год). Все обрабатывающие растворы в баках минилаба находятся в состоянии динамического равновесия, то есть активность их с течением времени не изменяется вследствие точно рассчитанной регулярной подкачке пополнителя. Подкачка пополнителя производится в объёме, значительно превышающем уменьшение объёма раствора за счёт уноса его отпечатками. Излишний объём рабочего раствора при этом переливается через край танка (бака с рабочим раствором) и сливается в бак для отработанных растворов. Благодаря этому самому динамическому равновесию и становится возможной стабильная работа машины, а ведь только при стабильной работе появляется возможность точно откалибровать её. Если же по каким-то причинам всё-же приходится менять химию (в первую очередь - проявитель), то, несмотря на все ухищрения (например - при замене проявляющего раствора обязательно применение "стартера", позволяющего получить раствор, близкий по свойствам к рабочему раствору), после замены химии часто требуется настройка многих параметров машины заново не только сразу же после запуска, но и позже, когда химия вновь прийдёт в состояние динамического равновесия.

            "Химию экономят". Я, честно говоря, не сталкивался со случаями экономии химии. И не оттого, что все такие честные. Экономить на химии попросту накладно. Ведь экономия на химии может привести к резкому повышению количества брака и падению общего уровня качества отпечатков. И урон от такой горе-экономии в итоге может оказаться весьма значительным. Особенно если учесть, что сумма, сэкономленная на химии в течение месяца, вполне сравнима с суточной оплатой труда квалифицированного наладчика, который будет потом приводить машину "в чувства". Плюс - затраты на полную замену соответствующего раствора, "севшего" в результате недостаточной регенерации. Плюс - по крайней мере день нужен на приведение машины "в чувства". За это время немало клиентов вынуждены будут уйти печатать свои фотографии в другие лаборатории, а некоторые из них - больше в данную лабораторию не вернутся.

            Вот на чём некоторые хозяева минилабов любят экономить - так это на дистиллированной воде. Хотя опять же - эта экономия также мнимая, ведь, кроме некоторого ухудшения качества отпечатков, значительно возрастает риск засорения помп и, соответственно, необходимости периодической разборки и чистки их. В общем - дешевле не экономить ни на химии, ни на дистилляте, ни на специальных фирменных (достаточно дорогих, кстати) проекционных лампах. Скупой платит дважды.

            "Печатают на автомате". Действительно, иногда можно увидеть такую картину - оператор посидел за машиной и ушёл, а она - продолжает печатать без оператора. Отсюда и вывод - раз печатает сама, значит - "на автомате". Увы, несмотря на то, что негативная рамка имеет такой режим, им мало кто пользуется - ведь настроить машину для более-менее качественной печати достаточно сложно (это - недостижимая мечта некоторых наладчиков), а при недостаточно отстроенном режиме автоматической печати общее качество выходящих отпечатков настолько низкое, что более половины отпечатков попросту уйдёт в брак.
           И всё-же, как машина умудряется печатать после ухода оператора? В большинстве современных принтеров есть режим программирования. При этом оператор сначала просматривает плёнку, программируя её, а потом - запускает процесс печати, который уже производится без участия оператора. Режим программирования позволяет облегчить работу оператора, давая ему время для отдыха, пока происходит процесс печати плёнки. Чаще всего этим режимом пользуются операторы, работающие на машинах невысокой производительности, ведь интервалы в процессе печати отпечатков больших форматов (13х18 и более), печати с излишне плотных негативов, а также - печати с кадрированием (для чего требуется изменение увеличения зум-объектива) на таких машинах могут достигать 15-20 секунд. Особенно необходимость программирования возникает в случае, когда количество печатаемых с одного кадра отпечатков - более двух-трёх. Есть примеры машин, где процессы печати запрограммированных кадров и программирования плёнки не разделены во времени - машина способна производить печатание фотографий в течение процесса программирования плёнки (Konica NPS 858J, Noritsu QSS 2211).

            Далеко не последнюю роль в получении качественного отпечатка и связанным с этим удовольствием играет наряду с техникой и "человеческий фактор". Об этом редко упоминается в литературе, однако даже самая современная техника не может полностью заменить ни квалификации персонала, ни добросовестного отношения к своим обязанностям и тем более - взаимно вежливого отношения заказчика и персонала лаборатории. Я думаю что посетителям минилабов (а в этом качестве большинство из нас периодически выступает) небезынтересен будет взгляд с "другой стороны прилавка" (назовём это так). Hе следует, конечно, считать, что персонал лаборатории только тем и занимается, что классифицирует посетителей. Hо среди общего числа клиентов персонал лабораторий частенько выделяет несколько "категорий". Hазывают их в разных местах по-разному, но суть, конечно, не в названии.
            "Доставучие" клиенты. Помните фильм "Бриллиантовая рука" - "А у вас есть такое же, но с перламутровыми пуговицами?". Такие клиенты всегда чем-то недовольны, причём внятно объяснить, что именно их не устраивает, они не могут. К тому же качественной их съёмку чаще всего назвать трудно - они слишком буквально понимают классическую фразу Джорджа Истмена "Вы только нажимаете на кнопку, а остальное делаем мы". Критически оценить качество фотографий и соотнести его с качеством съёмки они обычно не хотят.
            "Садисты". Hепременная принадлежность минилабов с монитором. Любят сидеть возле оператора и участвовать в процессе корректирования отпечатка. Вреда от этого обычно никакого, но пользы также - никакой, и суеты прибавляет (впрочем суета - тоже вредна). Особенно это ощущается тогда, когда монитор немного "привирает" - т.е. вид готовой фотографии и изображения на мониторе несколько отличаются. Оператор эту разницу знает (он ведь уже не один час за этим монитором сидит), а вот клиента это с толку сбивает.
            "Историки". "А вот на Кодаке (варианты - на Конике, на Фуджи, в лаборатории напротив / за углом) мне делали выкадровку правого нижнего участка кадра (проявляли плёнку за 5 минут, печатали резкие снимки с нерезкого негнатива, и так далее; вариантов - огромное количество, причём часто совершенно фантастических). Заканчивают они своё "выступление" словами "Да что у вас за лаборатория! Hе лаборатория, а вообще - [beep]!!". Тем не менее - в другую лабораторию они не идут. Интересно - почему?
            "Правдоискатели". Любят доводить общение с персоналом лаборатории до скандала. Зачем это они делают - непонятно, но по-видимому - в целях самоутверждения.
            "Постоянные клиенты". Тех посетителей, кто достаточно часто (хотя бы раз в неделю) печатает фотографии в лаборатории, кассиры запоминают в лицо довольно быстро. Если при получении предыдущих заказов общение с этим клиентом не вызвало у кассиров неприятных ощущений, то через какое-то время его заказы, скорее всего, станут выполняться при наличии возможности как срочные, но без наценок; плёнку его (если нужно) проявят в первую очередь; обязательно предложат более выгодные варианты оплаты, а при печати - сделают максимум из возможного, чтобы "вытянуть" даже самые неудачные фотографии. В общем - постараются всячески пойти навстречу. Высшая стадия - это переход таких клиентов в следующую категорию -
            "Уважаемые посетители". Таких обычно встречают фразой типа "Привет! Тебе чего надо печатать?" Оператор обычно знает вкус таких клиентов и старается делать фотографии такими, какие тому нравятся.

Всего страниц: 3  1  2  3 


 
Rambler's Top100
 @Mail.ru
Администрирование: webmasterphotoweb.ru
Все материалы: © 1995-2003 PhotoWeb.ru
Разработка: ©2002-2003 Илья Елисеев/Вадим Супрун
Сайт живет и работает под управлением СУС версии 1.1.1
Вернуться наверх
Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина
Поиск:  



Срочно продать машину и еще .