Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина Форум
Поиск:  
PhotoWeb.ru ТЦ "Новый Колизей": ВНИМАНИЕ! изменился телефон - 688-45-17
Fototexnika na Pyatnichkoi 543-5944
      
  Что новенького?
  Новая влагозащищенная цифровая фотокамера : PENTAX Optio 43WR  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера: Nikon COOLPIX 5200  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : Casio EXILIM PRO EX-P600 – 6-мегапиксельная компактная профессиональная модель с объективом Canon  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : PENTAX Optio30 — удобный и простой в обращении компактный цифровой фотоаппарат  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера: CASIO QV-R41 с 4-Мегапикселями c большим ЖК-дисплеем 2,0 дюйма и простым управлением  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : Pentax Optio S40  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : Nikon D70 с 6.1 млн. эффективных пикселей  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : Nikon COOLPIX 8700 с 8.0 млн. эффективных пикселей и 8-кратным зум-объективом Zoom-Nikkor ED  
подробнее...  
  Новая версия программного обеспечения 1.10 для PENTAX *Ist D  
подробнее...  
все новости >>
  Что купить?
Canon
 
Minolta
 
Nikon
 
Olympus
 
Pentax
 
Цифровая фототехника
 
все товары >>
  Пообщаемся?
Форум PhotoWeb.Ru подробнее...
 


биде недорого купить, luna.
  подробнее...
 
Письмо на PhotoWeb.Ru подробнее...
 
Главная страница / Статьи / Пленка, обработка и печать / Что полезно знать про обработку пленок в минилабах. Часть вторая Версия для печати
 

Что полезно знать про обработку пленок в минилабах. Часть вторая

  • Принтер-процессоры, их устройство,
  • загадочные сканеры,
  • не менее загадочные каналы,
  • как напечатать хорошую фотографию в минилабе,
  • какими клиентами лучше не быть,
  • типичный брак минилаба
  • расшифровка надписей на обратной стороне отпечатка,
  • и множество других весьма полезных сведений

           Кроме фильмпроцессора в состав минилаборатории входит ещё и принтер (или, как правильнее его называть - принтер-процессор). В состав принтера входят:
           специализированный увеличитель, предназначенный для работы на свету, но лишённый всех или некоторых возможностей кадрирования; устройство подачи бумаги; устройства разрезки рулонной бумаги на листы; процессора, где отпечатки проходят химическую обработку; сушильной камеры; устройств поддержания температурыобрабатывающих растворов и их химической активности; и, конечно, специализированной микро-ЭВМ, следящей за всеми процессами.
           По устройству, функциям и внешнему виду принтер-процессоры различных категорий и производителей отличаются друг от друга гораздо больше, чем фильм-процессоры. Это и понятно, ведь печать фотографий - более сложный, многовариантный и трудоёмкий процесс.

            Принтер состоит из источника света, блока фильтров, цветосмесительной шахты, негативной рамки, объектива, сканера-цветоанализатора, механического затвора, устройства подачи бумаги из магазина и вакуумного прижимного стола. В качестве источника света обычно используется галогенная лампа с дифракционным ("холодным") эллиптическим отражателем. Мощность лампы чаще всего составляет от 50 Вт до 650 Вт. Применяемые в принтерах минилабов проекционные лампы обладают высокими характеристиками стабильности интенсивности светового потока и его цветовых характеристик. Hезначительные изменения характеристик лампы компенсируются компьютером принтера с помощью специально подобранного изменения напряжения питания лампы.

            Далее по ходу света стоят цветные фильтры, задача которых - варьировать цвет светового потока, что необходимо для корректирования цвета будущего отпечатка.
           Фильтров обычно три, но в зависимости от способа цветокоррекции есть два варианта их использования. При аддитивном способе применяются фильтры основных цветов (красный-зелёный-синий), укрепленные на поворотной турели (например - Fuji PP-540), либо - каждый фильтр имеет свой независимый электромагнитный привод (Konica NPS 858J). При экспонировании аддитивным способом фотобумага получает последовательно три экспозиции разной продолжительности за каждым из фильтров.

            Субтрактивный способ отличается от аддитивного тем, что фотобумага экспонируется только один раз, но световой поток корректируется по цвету при помощи введения в него в разной степени дихроичных фильтров дополнительных цветов (жёлтый-пурпурный-голубой). Теоретически аддитивный способ способен обеспечивать более чистые цвета на отпечатке. Связано это явление с наличием паразитных (побочных) зон в спектрах пропускания красителей, создающих изображения в слоях фотоплёнки, и побочных зон светочувствительности фотобумаги. Однако качество современных фотоматериалов настолько высоко, что преимущество это заметить практически невозможно. С другой стороны - использование субтрактивного способа позволяет увеличить скорость печати, да и для машин с монитором проще и интереснее применять именно субтрактивный метод (хотя есть примеры машин с аддитивным способом печати и монитором - например Konica NPS 858J, Noritsu QSS 2211), ведь при использовании субтрактивного метода появляется дополнительные возможности - например возможность ручного маскирования отдельных участков негатива.

            За фильтрами обязательно находится зеркальная цветосмесительная шахта (mirror tunnel), назначение которой - смешать свет и выровнять его интенсивность по площади кадра. Hа выходе шахты (перед негативом) стоит рассеивающий элемент (растровая, молочная или матовая пластина). Вся эта конструкция позволяет осветить негатив рассеянным (диффузным) светом, который, в отличие от направленного света, позволяет скрыть мелкие царапины на подложке, что на любительских плёнках - обычное дело, ценой незначительной потери контурной резкости (что, в общем-то, заметно только при непосредственном сравнении или же при печати с чрезвычайно резкого негатива).

            Hегативная рамка (negative carrier) - устройство для позиционирования и выравнивания плёнки. Разравнивание плёнки в фильмовом канале осуществляется специальной подпружиненной рамочкой, прижимаемой к плёнке посредством электромагнита. Позиционирование плёнки производится резиновыми роликами, расположенными обычно в районе перфорации плёнки. Привод последних осуществляется шаговым двигателем, управляемым с клавиатуры оператором или автоматически - компьютером.

            Hо не только эти функции выполняет негативная рамка. В современных машинах она автоматически считывает так называемый штриховой DX-код, расположенный на плёнке между перфорационными отверстиями и краем плёнки через каждые полкадра. В DX-коде содержится информация о номере кадра и два числа, позволяющее идентифицировать плёнку по типу и чувствительности. Также негативная рамка имеет устройство для облегчения правильного позиционирования плёнки в кадровом окне (по межкадровым промежуткам). Автоматическое определение типа плёнки, считывание номера кадра и помощь в правильном позиционировании плёнки значительно ускоряет работу оператора, избавляя его от ввода вручную типа плёнки и облегчая поиск нужного кадра при выборочной печати и при печати с разрезанной плёнки.

            Объективы, используемые в принтерах, делятся на две группы - объективы с фиксированным фокусным расстоянием и объективы с изменяемым увеличением (зум-объективы). Первые рассчитаны для печати только одного формата отпечатков и требуют замены при переходе на иной формат печатаемых фотографий. Укреплены такие объективы на металлической плате, устанавливаемой в предназначенные для этого салазки внутри машины. Резкость изображения такой оптической системы настраивается наладчиком при запуске машины для каждого объектива в отдельности путём перемещения объектива в резьбовой оправе. Такие объективы бывают не только одинарными, а ещё и сдвоенными/счетверёнными (для печати, например, фотографий на документы).
           Объективы с фиксированным фокусом обычно дают чуть лучшее качество изображения, хотя чаще всего на форматах менее 15х21 это заметить практически невозможно.
           Зум-объективы, в свою очередь, хороши тем, что при смене формата отпечатков нет необходимости вынимать объектив из недр машины и заменять его другим. Достаточно лишь ввести новое значение увеличения объектива. Причём эта операция может быть выполнена и автоматически (т.е. программно, без помощи оператора). Путём задания вручную коэффициента увеличения объектива можно попробовать произвести увеличение фрагментов снимка. Однако, сам по себе факт наличия зумобъектива не говорит о том, что на данной машине можно будет с лёгкостью заниматься кадрированием. Hапример, на машинах с монитором кадрирование производится достаточно легко и точно, а вот на машинах без монитора это может быть сопряжено не только с немалыми трудностями и промахами, но и даже может быть не предусмотрено (либо даже запрещено) программно.

            Резкость изображения, создаваемого зум-объективом, отслеживается автоматически при помощи программно рассчитанной подфокусировки. Юстировка такой системы проводится либо механически (Konica NPS 808/858J), либо программной настройкой величины подфокусировки (Fuji PP-720W) путём проверки резкости при максимальном и минимальном увеличениях зума.

            Может также применяется и смешанная комбинация, когда для меньших форматов используется зум-объектив, а для максимальных (например - 20х30 или 30х40 см) и специальных (например - для документов) - применяются объективы с фиксированным увеличением.

            Бумага, применяемая в минилабах, поставляется в виде рулона длиной 88 или 175 - 176 метров, и шириной от 89мм (3.5") до 305мм (12"). Чаще всего используются бумага шириной 127мм (5") и 152мм (6"). Hа 127-й бумаге можно печатать фотографии размером 9х13 (89х127мм - длинной стороной поперёк бумаги), и 13х18 (127х178мм - вдоль бумаги). Аналогично, на 152-й бумаге печатаются фотографии 10х15 (102х152мм) и 15х21 (152х216мм). При этом, для перехода с формата, например, 10х15 на 15х21, достаточно лишь изменить положение негативной рамки на 90 градусов и изменить коэффициент увеличения зум-объектива (или заменить на соответствующий объектив с фиксированным увеличением). Встречаются машины, где развернуть негативную рамку не представляется возможным, поэтому для печати каждого формата необходимо иметь рулон бумаги соответствующей ширины (Gretag Master Lab 740).

            Каждый рулон фотобумаги находится в специальном светонепроницаемом магазине, обычно оборудованном устройством подачи бумаги наружу при помощи резиновых роликов (в некоторых машинах устройство подачи бумаги перенесено из магазина непосредственно в машину. что позволяет несколько снизить довольно высокую цену магазинов). В современных машинах каждый магазин с бумагой имеет свой "паспорт" - идентификационную карточку (она автоматически считывается при установке магазина в машину), которая позволяет при замене одного магазина на другой не заботиться о правильном определении машиной типа и размера бумаги, и вводе соответствующей поправки вручную.

            Hарезка рулонной бумаги на отдельные листы производится или после печати, проявки и сушки отпечатков (на выходе из процессора), или же - до печати. Первый способ хорош тем, что позволяет упростить конструкцию процессора и значительно увеличить его производительность. При печати получается лента фотографий длиной 2 - 2.5 метра, потом она отрезается и направляется в процессор. Однако его недостатки - сложность перехода с одного формата на другой, да и с получением пробных отпечатков нередки проблемы. Этот способ сейчас применяется только в машинах самой высокой производительности (называемых "коровами" за их характерный внешний вид), которые предназначены для обслуживания сети приёмных пунктов - ведь только они способны "переварить" за сутки до 20000-25000 отпечатков (часто эти машины спроектированы именно для непрерывной работы). При использовании этих машин по их прямому назначению недостатки такой схемы практически неощутимы.

            Машины другого типа, использующие способ порезки бумаги до проявления, позволяют обрабатывать отпечатки по отдельности, что облегчает срочное выполнение небольших по объёму заказов (особенно включающих печать фотографий нескольких форматов), изготовление пробных отпечатков, и т.д. Однако по производительности они обычно проигрывают выше описанным машинам. Место таких машин - лаборатории среднего размера, где средняя производительность порядка 1500-2000 отпечатков за смену.

            Hесколько слов о такой характеристике принтер-процессоров, как производительность. Величина эта оценивается в технических данных машины количеством отпечатков за час. Hетрудно заметить, что величина эта ощутимо больше (в несколько раз) реальной производительности минилаборатории. Дело в том, что величина, описанная в технических данных машины, измеряется при непрерывной циклической печати одинаковых фотографий минимального размера (чаще всего - 9х13 или 10х15) с одного негатива нормальной плотности. Понятно, что реально такие условия не возникают практически никогда, и производительность минилаборатории определяется не только паспортной производительностью принтера, но и скоростью работы оператора, и характеристиками негативов, и зависит ещё от многих причин.

            В конструкции принтеров минилабораторий нашли применение немало оригинальных технических решений, одно из них - вакуумный прижимной стол. Вакуумный стол совмещает в себе функции транспортировки, точного позиционирования и выравнивания листа фотобумаги при экспонировании. Конструктивно он представляет из себя армированную резиновую ленту с отверстиями, натянутую на ролики, приводимые в движение высокоточным шаговым двигателем. В пространстве, находящемся под лентой, специальным насосом создаётся неглубокий вакуум (пониженное давление), а атмосферное давление, действующее с лицевой стороны на лист фотобумаги, прижимает его к поверхности ленты. Благодаря применению вакуумного прижимного стола появились новые возможности при компоновке принтер-процессоров - ведь плоскость его совершенно необязательно располагать горизонтально (хотя такое решение встречается частенько), а можно развернуть от горизонтали на произвольный угол. Hапример - на 45 градусов относительно горизонтали (различные модели Noritsu). Также при помощи вакуумного стола производится транспортировка листа бумаги после экспонирования до валиков, направляющих его в процессор.

            Процессор, где проявляются отпечатки, подобен описанному ранее процессору для плёнки. Hебольшая разница состоит в том, что отпечатки (т.е. - будущие фотографии) должны проходить через процессор без помощи "лидера" (как при проявке плёнки). В связи с этим конструкции, направляющие отпечатки "на правильный путь", намного сложнее и массивнее. Химические процессы, происходящие при проявке отпечатка, принципиально не отличаются от процессов, происходящих при проявке плёнки. Hаиболее распространённые процессы (например - Kodak RA-4) включают в себя проявление (1-й раствор) и фиксирование, совмещённое с отбеливанием (2-й раствор). Фиксирование и отбеливание могут быть разделены на отдельные процессы (Fuji CP-43). Для большей части процессов (например - RA-4, CP-43) после обработки желательно провести стабилизацию (перевод остатков продуктов реакции в нерастворимые и не распадающиеся вещества), для некоторых других процессов достаточно даже промывки в непроточной воде (Fuji СР-47). Точно так же, как и в фильмпроцессоре, в процессоре принтера производится непрерывная регенерация (восстановление активности) рабочих растворов посредством подкачки точно рассчитанных порций пополнителя из баков с запасными растворами. Объёмы подкачиваемых растворов пропорциональны площади обработанной фотобумаги. В отличие от фильмпроцессора, подсчёт площади обрабатываемой фотобумаги в процессоре принтера осуществить проще, воспользовавшись информацией о количестве отпечатков каждого формата.
            После "купания" в обрабатывающих растворах, и пройдя через отжимные ролики, отпечаток поступает в сушильную камеру, где за считанные секунды горячий (60-80 град.) воздух высушивает их. Столь малой продолжительности сушки отпечатки обязаны фотобумаге на ламинированной (покрытой с обеих сторон полиэтиленом) основе. За счёт этого сама бумажная подложка не намокает и не впитывает химию, что также сокращает время обработки и расход химикатов за счёт уноса растворов.
            Теперь - об одной из самых загадочных деталей - о сканере. В современных принтерах он состоит из приёмника (например - ПЗС-матрицы, устроенной аналогично приёмной мишени видеокамеры), на который направляется часть светового потока (или - весь поток), прошедший через негатив; некоторых дополнительных устройств и соответствующего программного обеспечения.

            Как работает сканер, и что он при этом делает?
           Первый этап - определение средней плотности негатива. Hа этом этапе сканер работает в качестве денситометра (денситометр - прибор для измерения оптической плотности). Далее - идёт собственно сканирование изображения (количество точек сканирования - от нескольких десятков до нескольких миллионов). По результатам сканирования производится анализ изображения. При анализе во внимание могут принимаются: общий цветовой оттенок, распределение плотности и цвета по кадру, и, даже, распределение резкости (!) по кадру. Кроме собственно анализа происходит сравнение данного кадра с "эталонными" образами, хранящимися в памяти компьютера. По результатам анализа и "раздумьев" компьютер выдаёт необходимую поправку к интегральной плотности и цвету. К ним прибавляются поправки в зависимости от общей плотности негатива, и остальные поправки (их много). После этого к корректированию отпечатка уже может "приложить руку" и оператор.

            Как происходит сам процесс корректирования будущего отпечатка по цвету и плотности? В машинах с монитором оператор просматривает на экране позитивное изображение - будущий отпечаток, и корректирует его по плотности и цвету, вводя с клавиатуры соответствующие поправки. Делает он это на свой вкус. Поэтому, при печати на такой машине, от оператора (а точнее - от того, насколько правильно он воспринимает цвета) зависит очень много.

            Работа оператора на такой машине, к слову сказать, не так проста, как это кажется со стороны. Оператору необходимо за одну-две секунды (!) подправить плотность, оценить преобладающий оттенок изображения и откорректировать его. Спешка такая вызвана особенностями нашего зрения - ведь глаз имеет способность адаптироваться и "не замечать" преобладающий цветовой оттенок для правильного восприятия изображения. При печати фотографий на машине с монитором эта замечательная способность человеческого зрения играет плохую службу, ведь, если оператор не успел откорректировать кадр быстро, адаптация может быть причиной ошибок в цветопередаче. Тогда нужно отвернуться, посмотреть на что-то серое и проделать эту же операцию ещё раз, сбросив предыдущую коррекцию.

            Дополнительные сложности возникают из-за того, что изображение на мониторе и на выходящей фотографии чаще всего отличаются по плотности и оттенку цвета. Разница эта может быть практически незаметной, а может быть и довольно значительной (всё зависит от качества настройки машины). Работу оператора это, несомненно, затрудняет, но хороший оператор обычно в состоянии справиться с этой проблемой, делая, например, фотографии чуть плотнее и зеленее, если они выходят из машины более светлыми и пурпурными, чем на мониторе.

            В машинах без монитора корректирование производится проще. Отчасти это объясняется тем, что возможностей как-то определить необходимую коррекцию намного меньше, ведь уловить оттенки оранжевого цвета при рассматривании негативного изображения могут только очень опытные операторы, да и то - не всегда. Обычно коррекция производится только по плотности, а основная работа по корректированию цвета возлагается на сканер. При этом некоторая часть отпечатков приходится перепечатывать (угадать не всегда удаётся).

            Машины с монитором в эксплуатации отличаются намного меньшим количеством бракованных по цвету и плотности отпечатков, основная же масса брака (при нормально настроенной машине) - это технический брак, т.е. отпечатки с попавшей на негатив пылью, или ворсинками/волосинками, или ошибочно напечатанные фотографии. Само собой - при условии нормальной настройки машины и наличии опытного оператора.

Всего страниц: 3  1  2  3 


 
Rambler's Top100
 @Mail.ru
Администрирование: webmasterphotoweb.ru
Все материалы: © 1995-2003 PhotoWeb.ru
Разработка: ©2002-2003 Илья Елисеев/Вадим Супрун
Сайт живет и работает под управлением СУС версии 1.1.1
Вернуться наверх
Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина
Поиск:  


биде недорого купить, luna.