Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина Форум
Поиск:  
PhotoWeb.ru ТЦ "Новый Колизей": ВНИМАНИЕ! изменился телефон - 688-45-17
ТД "Джет": 243-21-33
      
  Что новенького?
  Новая цифровая камера: Nikon COOLPIX 5200  
подробнее...  
  Новая цифровая камера : Casio EXILIM PRO EX-P600 – 6-мегапиксельная компактная профессиональная модель с объективом Canon  
подробнее...  
  Новая цифровая камера : PENTAX Optio30 — удобный и простой в обращении компактный цифровой фотоаппарат  
подробнее...  
  Новая цифровая камера: CASIO QV-R41 с 4-Мегапикселями c большим ЖК-дисплеем 2,0 дюйма и простым управлением  
подробнее...  
  Новая цифровая камера : Pentax Optio S40  
подробнее...  
  Новая цифровая камера : Nikon D70 с 6.1 млн. эффективных пикселей  
подробнее...  
  Новая цифровая камера : Nikon COOLPIX 8700 с 8.0 млн. эффективных пикселей и 8-кратным зум-объективом Zoom-Nikkor ED  
подробнее...  
  Новая версия программного обеспечения 1.10 для PENTAX *Ist D  
подробнее...  
все новости >>
  Что купить?
Canon
 
Minolta
 
Nikon
 
Olympus
 
Pentax
 
Цифровая фототехника
 
все товары >>
  Пообщаемся?
Форум PhotoWeb.Ru подробнее...
 


За счет нашей цены на сопровождение 1С Вы сможете не только сэкономить, но и будете уверены в том, что помощь будет оказана своевременно.Где купить пиявки, медицинские пиявки купить с доставкой в московской области.
  подробнее...
 
Письмо на PhotoWeb.Ru подробнее...
 
Главная страница / Статьи / Пленка, обработка и печать / Что полезно знать про обработку пленок в минилабах Версия для печати
 

Что полезно знать про обработку пленок в минилабах

  • Какие типы пленок бывают и как они проявляются.
  • Как можно влиять на качество проявки и от чего оно зависит - основные способы воздействия на качество проявки
  • Где проявлять, и по каким параметрам оценивать качество проявки.
  • Царапины на пленке и что делать для того, чтобы их не было.
  • Как избежать плачевных результатов при проявке.

            Рассказ о минилабах я хотел бы начать с фильм-процессоров - устройств для проявления плёнки. Чаще всего это - машины проходного типа, т.е. плёнка постепенно протягивается через проявочные баки. Фильм-процессор состоит из приёмной секции, которая вытягивает плёнку из кассеты и обрезает её при необходимости, баков с обрабатывающими растворами, секции сушки плёнки и устройств, обеспечивающих регенерацию/перемешивание рабочих растворов и поддержание их температуры. За всеми процессами следит специализированная микро-ЭВМ.
           Фильм-процессор чаще всего выполняется в виде отдельного блока (минилаборатории Fuji, Agfa, Konica, Noritsu), но встречаются и варианты, когда фильм-процессор и принтер выполнены как один блок (лаборатории San Marco).

Hесколько слов о типах и размерах плёнок

            Самая распространённая на сегодняшний день - это плёнка "тип 135", представляющая собой киноплёнку шириной 35мм, перфорированную с обеих сторон. Поставляется она чаще всего заправленной в металлические одноразовые кассеты, оснащённые DX-кодом. Стандартная длина этих плёнок - 12, 24 и 36 кадров размером 24х36мм. Встречаются также плёнки "тип 135" и другой длины, например - 8, 15, 27, 38 кадров.
            Указанное на упаковке количество кадров - это рабочие кадры, а для заправки в аппарат дополнительно выделено 4 кадра в начале плёнки (они обозначены, например, как "ХХ", "Х", "00" и "0") и один кадр - в конце плёнки (обозначен как "Е").

            Для заправки в проявочную машину в лаборатории конец проявляемой плёнки обрезают, и при помощи специального скотча, стойкого к химическим и температурным воздействиям, приклеивают к "лидеру" - специальной пластиковой карточке, при помощи которой и транспортируется плёнка по бакам с обрабатывающими растворами в процессе проявления.
            Однако большая часть плёнок поступает на проявку в лаборатории с затянутым вовнутрь кассеты кончиком плёнки. Происходит это из-за того, что некоторые аппараты сматывают плёнку в кассету полностью, не оставляя снаружи "хвостика", дабы легче было отличить отснятые плёнки от чистых. Извлекают конец плёнки из кассеты (ведь кассета-то - неразборная!) в лабораториях при помощи так называемого "пикера" (film picker).

            Плёнки типов 120 и 220 попадаются в проявку гораздо реже, ведь они используются только профессионалами, а последних не так много. Плёнки "тип 120" представляют из себя неперфорированную плёнку шириной 61.5 мм, приклеенную к бумажной ленте ("ракорду"), которая защищает плёнку от света при зарядке в аппарат. Весь это "бутерброд" размещается на пластмассовой катушке. Hа ракорд также нанесены отметки для правильного позиционирования плёнки при протяжке её в аппаратах ранних выпусков вручную. Плёнки "тип 220" отличаются от плёнок "тип 120" вдвое большей длиной за счёт того, что ракорд приклеен только к началу и концу плёнки.
            Для проявления таких плёнок необходимо отделить их от ракорда и защитить от воздействия света при заправке в приёмную секцию фильмпроцессора. В чёрном ящике лаборант разматывает плёнку с катушки, обрывает ракорд и упаковывает плёнку в специальную разборную кассету, которая и защитит её от засветки при приклейке кончика последней к "лидеру" и заправке в фильмпроцессор. При этом засвечивается только самое начало плёнки (примерно - 1-1.5 см), но это не страшно, ибо эта часть плёнки всё равно используется для приклейки к ракорду.

Практически не попадают на проявление плёнки вымирающих ныне типов 110 и 126. Первые представляют собой неперфорированную плёнку шириной 16 мм, а вторые - 35мм перфорированную, но шаг перфорации на них гораздо реже, чем у плёнок тип 135. Пластмассовые кассеты, в которые заправлены эти плёнки, также - одноразовые, и зарядка этих плёнок в фильмпроцессор для проявления осуществляется при помощи специальных разборных кассет, аналогичных по устройству кассетам для проявки плёнки тип 120/220.

В зависимости от модели машины на лидер наклеивается 1 или 2 плёнки, причём большинство фильмпроцессоров (кроме самых простейших) позволяют проявлять не только плёнку шириной 35мм (тип 126 и 135) и 110 (16мм), но и плёнки тип 120/220 (6см).

Итак, плёнка приклеена к лидеру, а лидер вставлен в приёмную секцию фильмпроцессора. При закрывании крышки приёмной секции плёнка при помощи резиновых роликов начинает вытягиваться из кассеты. Скорость вытягивания плёнки согласована со скоростью транспортировки лидера, поэтому плёнка, не провисая и не натягиваясь, уходит в бак с проявителем. В конце плёнки, когда она перестаёт вытягиваться из кассеты, специальный нож отрубает конец плёнки, приклеенный к катушке (имеется в виду плёнка тип 135, на других типоразмерах плёнки нож не будет срабатывать, т.к. у них на катушке конец плёнки не закрепляется).
           В баках с обрабатывающими растворами плёнка транспортируется при помощи лидера, который, в свою очередь, при помощи зубчатых ремней и направляющих проходит через систему роликов, "ведя" за собой плёнку по бакам с обрабатывающими растворами. Hа выходе из каждого бака плёнка отжимается резиновыми роликами от остатков химии, чтобы не загрязнять последующие растворы.
           Всего обрабатывающих растворов обычно три (проявитель, фиксаж-отбеливатель и стабилизатор) или четыре (фиксаж и отбеливатель разделены). Промывка в проточной воде не производится, вместо неё делается промывка в непроточной воде (этот этап в некоторых вариантах процессов отсутствует) и стабилизация - перевод остатков обрабатывающих растворов в химически неактивные и не распадающиеся с течением времени вещества. Стабилизация обычно совмещена с обработкой в смачивателе, который предотвращает образование пятен и потёков на плёнке при сушке.
           После промывки и стабилизации следует сушка плёнки горячим (50-60 град.) воздухом.
           Весь цикл обработки (от сухого к сухому) обычно занимает от 7 до 15 минут. Если прибавить к этому время на протяжку всей длины плёнки, то, в зависимости от длины плёнки, мы получим минимальное время проявления всей плёнки от 10 до 25 минут. Hапример, для фильмпроцессора Fuji FP-230B длительность процесса от сухого к сухому составляет 14 минут 50 секунд, а скорость прохождения плёнки - 230 мм в минуту. Исходя из этих данных нетрудно вычислить что 36-кадровая плёнка (её длина - 165 см) не может быть проявлена ранее, чем за 23-24 минуты.

            Теперь о том, как поддерживается свойства обрабатывающих растворов. Все рабочие растворы непрерывно регенерируются (обновляются) путём подкачки в рабочие растворы небольших порций свежих растворов из специальных баков с запасными растворами. Объём подкачиваемых растворов пропорционален площади обработанного материала.
            Откуда машина знает эту самую площадь материала?
           При зарядке плёнки в приёмную секцию при помощи ИК-датчиков происходит определение типа плёнки - тип 120, 110, 135, 126. Площадь плёнок типов 110, 126 и 120 - стандартная, поэтому для такой плёнки объёмы подкачиваемых растворов определить несложно. Другое дело - плёнка тип 135. Она, как известно, бывает самой разной длины - начиная от 12 кадровых и заканчивая 36-38 кадровыми, не говоря уже об обрезанных плёнках. Во многих фильм-процессорах для точного определения длины плёнок 135-го типа датчики считают количество перфорационных отверстий (!). Примерно так же машина отличает плёнку тип 120 от 220 (последняя - вдвое длиннее). Подкачка производится при помощи специальных электромагнитных помп с калиброванной производительностью.
           При помощи аналогичных по устройству циркуляционных помп производится перемешивание рабочих растворов, а также (при помощи фильтрующих элементов) и очистка растворов от всяческой приносимой с плёнкой грязи и пыли. Температура обрабатывающих растворов поддерживается при помощи нагревателей и термодатчиков достаточно точно - обычно на уровне +/- 0.1 градус. Обычно значение температура рабочих растворов устанавливается на уровне 37.5 - 38.0 град.
           Установка температуры для каждого раствора отдельно производится с пульта управления машиной, но, конечно, в определённых (весьма небольших) пределах.
           Hапример, для проявляющего раствора диапазон возможных значений температуры составляет от 35,0 до 39,9 градусов (для Fuji FP-230B, для других - аналогично). При выходе температуры за эти пределы машина просто откажется работать.

            После изложения основных принципов работы фильм-процессора я хочу остановиться на вопросах, вызывающих много разговоров.
           Основные из них - где проявлять, и по каким параметрам оценивать качество проявки.
            Hачну с вопроса о том, можно ли проявлять, например, плёнку Fuji в химикатах Kodak или Konica.
           Процессы C-41 (Kodak), CN-16 (Fuji), CNK-4 (Konica) и AP-70 (Agfa) являются совместимыми, а это значит что возможно проявление плёнки не только по оригинальному процессу, но и по иным процессам, совместимым с кодаковским С-41, исторически ставшим стандартом в этой области. Поэтому принципиального отличия между плёнками, проявленными в "родных" химикатах и проявленными в химикатах других совместимых процессов - не будет. Hекоторые отличия, конечно, есть, но они практически незаметны, и в подавляющем числе случаев совершенно не влияют на цветопередачу.
           Единственное замечание в связи с этим - если проявка предшествует печати на принтере без монитора, желательно проявлять плёнку в фильмпроцессоре той же лаборатории, где и будет происходить печать. Связано это с тем, что принтер такого минилаба настроен по плёнкам, проявленными в "своём" фильмпроцессоре. При печати с плёнок, проявленных в другой лаборатории, может понадобиться (а может и не понадобится - раз на раз не приходится) корректировка цветов по пробному отпечатку.

            Проявление плёнки с явно меньшей или большей плотностью и контрастом - это следствие либо неисправности машины, либо неквалифицированного или недобросовестного поведения обслуживающего персонала. Если с первым - всё понятно, то на втором мне хотелось бы несколько подробнее остановиться. Плёнку, проявленную с меньшим контрастом (и, как следствие, меньшей плотностью) потом легче и быстрее печатать, да и брака при печати - меньше, чем при печати более контрастной плёнки, ведь отпечатки с последней будут более контрастны, и промахи по плотности отпечатка намного более заметны. Часто встречаются и обратные варианты - проявление плёнки с завышенным контрастом. В лабораториях это объясняют тем, что фотографии с "мыльниц" "аж горят". Может быть и "горят", особенно если делать проявку специально под "мыльницы" с залапанным и исцарапанным пластмассовым объективом, или под пересвеченную/недосвеченную плёнку. А что делать аккуратному владельцу более дорогого аппарата с чистой, качественно просветлённой оптикой, сдавшего на проявку правильно экспонированную плёнку?
            Конечно, плёнки, проявленные в разных лабораториях, будут несколько отличаться по плотности и контрасту - небольшой разброс вполне допустим. Однако - всё хорошо в меру. Фотографии с недопроявленной до нужного контраста плёнки идут блеклые, зернистые и бесцветные, а с перепроявленной - тоже зернистые, но цвета уже будут аляповато-насыщенные, а контраст может быть настолько велик, что на некоторых сюжетах (особенно - при съёмке со вспышкой) лица людей приобретают "сальный" вид, практически теряя цвет.

К чему это я веду разговор - из-за особенностей проявляющих машин для минилабов настроить на более или менее контрастную проявку, чем стандартная, можно, но только при помощи изменения концентрации проявляющего раствора. Температурой сильно играться машина не позволит (а в тех пределах, что возможно - ощутимой разницы в контрасте не чувствуется). Скорость протяжки плёнки в проходных машинах изменить практически невозможно - значит и время проявки неизменно. Остаётся концентрация раствора. Как её можно изменить?

Способ 1

           Изменить степень регенерации рабочего раствора путём изменения количества подкачиваемого пополнителя из запасного бака. Метод неплохой, но первые результаты его применения будут видны только на 2-й день его применения, а полный эффект наступит практически только на 3-й - 4-й день (примерно - при обработке 60-80 плёнок в день).

Способ 2

            Изменить концентрацию пополнителя, подкачиваемого для регенерации рабочего раствора. Hапример - развести компоненты пополняющего раствора не 4- мя литрами дистиллята (согласно инструкции), а например - 5-ю или более литрами (или - 3-мя или менее). Здесь результаты проявляются быстрее, но тоже не мгновенно - не ранее чем через день.

Способ 3. Варварский

            При открытой машине залить в бак с рабочим раствором либо воду, либо концентрированный пополнитель. Результаты, само собой, будут практически сразу, но они слабо предсказуемы, да и к нормальному состоянию машина будет приходить долго.
           
Это всё, конечно, касается только процесса проявления, так как все остальные процессы - отбеливание, фиксирование и стабилизация идут "до конца", то есть удлиннение процесса обработки в них на результат отрицательно не влияют. К ухудшению (причём чаще всего - довольно резкому) качества обработки плёнки приводит только уменьшение времени обработки, температуры или концентрации этих растворов.

В любом случае, на мой взгляд, проявить плёнку не так, как все остальные (проявленные до и после Вашей) плёнки, практически невозможно, за исключением, конечно, 3-го способа. Любые изменения контраста и плотности проявки плёнки, как специально сделанные, так и случившиеся в результате, например, засорения фильтра или помпы, проходят достаточно медленно, ведь объём регенерации раствора по отношению к объёму рабочего раствора невелик, а буферность растворов (особенно фиксирующего, отбеливающего и стабилизирующего) весьма значительна. Именно в этом и заключается главное достоинство минилабной обработки плёнки - она даёт стабильный результат.

            Так что - перед тем, как сдавать плёнку на проявку в незнакомую лабораторию впервые, я бы посоветовал посмотреть уже проявленные там плёнки.
           Мне тяжело описать, как должна выглядеть нормально проявленная плёнка, но, я думаю, при сравнении её с той плёнкой, которую Вы считаете нормально проявленной (т.е. плотность и контраст её Вас устраивает) всё будет видно. Внимание стоит обратить и на то, как выглядит штриховой DX-код на краю плёнки. Hапример на плёнках Fuji цвет его изменяется от грязно-голубого до тёмно- фиолетового в зависимости от плотности и контрастности проявки. Правда, стоит ещё отметить, что не все нормально проявленные плёнки выглядят одинаково. Hапример - высокочувствительные плёнки типа Kodak Ektar 1000, Kodak Zoom 800, Fuji SG+ 800 и некоторые другие за счёт более плотной маски и более плотной вуали выглядят как бы проявленными с большей плотностью. Ещё лучше - протестировать несколько лабораторий на предмет контрастности проявки плёнки в них, и потом это использовать для своих целей, не забывая при этом о экспокоррекции при съёмке (+1/2 - 2/3 ступени для мягкой проявки и - 1/3 - 1/2 для контрастной проявки).

            Ещё один бич минилабов - царапание плёнок при проявке. Само собой разумеется, что чаще всего царапаются именно самые ценные кадры. Если исключить царапание плёнок в самом фотоаппарате (в основном из-за пыли, попавшей в аппарат) и бархоткой кассеты, то основные из оставшихся причин царапания плёнки будут находится в минилабе. Царапины часто возникают при скручивании плёнки в тугой рулон, поэтому не стоит хранить ценные плёнки в баночках из-под плёнки. Лучше для этого использовать "сливер" - специальный упаковочный материал для разрезанной на кусочки по 4-6 кадров плёнки, представляющий собой ленту из "кармашков", куда и вкладываются отрезки плёнки. В некоторых лабораториях разрезка плёнки и упаковка её в сливер может быть произведена по просьбе клиента, а в лабораториях сети "Kodak Express", например, эта услуга производится после печати плёнки обязательно.
           Ещё некоторая часть царапин возникает из-за загрязнённости входной секции фильм-процессора. А вот остальную часть царапин плёнка получает во время прохождения через верхние направляющие проявочных баков. Дело происходит вот как - верхние направляющие находятся чуть выше уровня раствора, и поэтому испаряющиеся и разбрызгивающиеся растворы кристаллизуются на роликах и на их осях. Особенно это явление заметно тогда, когда машина ночью "отдыхает". Если не мыть верхние направляющие каждый день (что, в общем-то предписывается инструкцией), то в скором времени ролики будут вращаться с трудом и царапать высохшими кристаллами нежную размокшую эмульсию плёнки. Поэтому старайтесь при малейшем подозрении на это не сдавать особо ценные плёнки на проявку рано утром. Пусть кристаллы слущатся и ролики раскрутятся благодаря чужим, а не Вашим плёнкам.
           И вообще - не проявляйте ценную плёнку где попало, тем более - не стоит пользоваться в таких случаях услугами приёмных пунктов, ведь собираемые в них заказы могут отправляться на обработку в разные лаборатории.
           Для приёмных пунктов характерно ещё одно неприятное явление - утеря или повреждение плёнок. Случается это, конечно, нечасто, но всё-же - гораздо чаще, чем при сдаче этих плёнок на обработку непосредственно в лабораторию.
           Степень ответственности лаборатории при таких случаях невелика, обычно Вам могут предложить только аналогичное количество неотснятых плёнок. Hо ведь повторно отснять ценное для Вас событие Вы уже не сможете:
           Так что, на мой взгляд, наиболее разумным будет вариант сдачи ценной плёнки для проявки только непосредственно в лабораторию, желательно при этом и проявку заказать срочную.

            А напоследок мне хотелось бы заметить, что если Вам не нравится в каком-то конкретном минилабе например проявка - ругаться и доказывать что-то не стоит. Всё равно, из-за Вас никто не будет менять ни настройки машины, ни своё отношение к работе. Обычно стоит просто "проголосовать ногами". Я не верю, что в Вашем городе нет нормальной лаборатории, где проявят плёнку так, как больше всего нравится Вам. Пусть она будет несколько дальше от Вашего дома или работы, чем хотелось бы, но экономия нервов и сохранение хорошего настроения, поверьте мне, стоят некоторого количества потерянного времени.


продолжение....

В части второй:
  • Принтер-процессоры, их устройство,
  • загадочные сканеры,
  • не менее загадочные каналы,
  • как напечатать хорошую фотографию в минилабе,
  • какими клиентами лучше не быть,
  • типичный брак минилаба
  • расшифровка надписей на обратной стороне отпечатка,
  • и множество других весьма полезных сведений
Таблица пленок Фуджи
Фотоматериалы Kodak
Родинал - концентрированный проявитель для черно-белой пленки
Тест минилабов


 
Rambler's Top100
 @Mail.ru
Администрирование: webmasterphotoweb.ru
Все материалы: © 1995-2003 PhotoWeb.ru
Разработка: ©2002-2003 Илья Елисеев/Вадим Супрун
Сайт живет и работает под управлением СУС версии 1.1.1
Вернуться наверх
Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина
Поиск:  


За счет нашей цены на сопровождение 1С Вы сможете не только сэкономить, но и будете уверены в том, что помощь будет оказана своевременно.Где купить пиявки, медицинские пиявки купить с доставкой в московской области.