Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина Форум
Поиск:  
PhotoWeb.ru ТЦ "Новый Колизей": 288-45-17
ТД "Джет": 243-21-33
      
  Что новенького?
  Новый релиз: Новая серия легких и компактных биноклей с Porro-призмой PENTAX UCF R  
подробнее...  
  Новый релиз: PENTAX представляет новые компактные влагозащищенные бинокли с Roof-призмой серии DCF XP для наблюдений в экстремальных условиях.  
подробнее...  
  Новый релиз: Две новые цифровые фотокамеры от Nikon COOLPIX 2200 и COOLPIX 3200  
подробнее...  
  Новогоднее предложение! Спешите!!!  
подробнее...  
  Новый релиз: Корпорация PENTAX представляет два новых карманных бинокля с roof-призмой серии FB Lite: FB-7 Lite и FB-9 Lite.  
подробнее...  
  Новый релиз: Цифровая фотокамера с широким кругозором PENTAX Optio33LF  
подробнее...  
все новости >>
  Что купить?
Canon
 
Minolta
 
Nikon
 
Olympus
 
Pentax
 
Цифровая фототехника
 
все товары >>
  Пообщаемся?
Форум PhotoWeb.Ru подробнее...
 



  подробнее...
 
Письмо на PhotoWeb.Ru подробнее...
 
Главная страница / Статьи / Элементы питания / О совместной жизни аппаратов и батареек Версия для печати
 

О совместной жизни аппаратов и батареек

Продолжение. Стр. 2 из 4  1  2  3  4 

Вспышка

             Чемпионом по потребляемой мощности является встроенная в аппарат вспышка - цикл заряда её накопительного конденсатора длится 2-3 секунды у большей части аппаратов, а у моделей со встроенной вспышкой увеличенной мощности (Canon EOS 5, Minolta Dynax 800si) время заряда увеличивается до 5-6 секунд. Ток, потребляемый от источника питания при этом, достигает величины 1.5A. Причём совершенно необязательно, чтобы вспышкой пользовались - ведь энергия тратится уже на стадии подготовки вспышки к работе. И, если вспышкой не пользоваться, это вдвойне обидно - энергия, накопленная в конденсаторе вспышки, просто пропадает даром, без пользы.
             Общая рекомендация - пользоваться встроенной вспышкой только при необходимости, всё равно мощность её невелика, расположение - провоцирует достаточно частое появление "красных глаз" на снимках, да и бленды (а иногда даже и оправы!) многих объективов затеняют нижнюю часть кадра от её света. Автор, конечно, далёк от мысли, что встроенная вспышка - прибор исключительно вредный, и что пользы от неё совсем никакой. Но, в целях экономии электроэнергии, разумное ограничение использования встроенной вспышки (которая в большинстве случаев применения никак не заменяет навесную вспышку) - первое правило.

             Активация встроенной вспышки в современных аппаратах организована по-разному, поэтому в разных аппаратах методы исключения ненужных затрат энергии на заряд её конденсатора будут отличаться.

             Полностью ручная система (например Minolta Dynax 600si, 800si) - самая управляемая система. Вспышка поднимается только вручную, и до того, как она будет переведена в рабочее положение, аппарат даже не подозревает о наличии встроенной в его конструкцию вспышки. Чтобы в этой системе начался процесс заряда встроенной вспышки, последнюю необходимо выдвинуть в рабочее положение и поджать кнопку спуска (при этом сразу будет слышен характерный свист преобразователя напряжения). Понятно, что самопроизвольно (без желания фотографа) процесс зарядки встроенной вспышки не начнётся. Поэтому, при такой системе всё полностью зависит от сознательного желания (или нежелания) фотографа ею воспользоваться.

             Во многих ныне выпускаемых аппаратах принята другая система активирования встроенной вспышки. В этом случае перевод вспышки в рабочее положение происходит полуавтоматически или автоматически (например - большинство аппаратов Canon EOS). В некоторых режимах экспонирования (как правило - в "сюжетных" режимах или в "зелёной зоне") этот вариант активирования встроенной вспышки может быть "усугублен" предварительной зарядкой накопительного конденсатора сразу же после переведения аппарата из положения "lock". Пути борьбы с излишним расходом энергии в этом случае могут быть следующими - не стоит излишне увлекаться использованием программного режима (равно как и "сюжетных" программ), при которых происходит автоматическая активация встроенной вспышки, а также постараться отказаться от излишне частого включения-выключения аппарата.

"Выключатель"

             О "выключателе" фотоаппарата (далее мы поясним, почему это слово взято в кавычки) стоит упомянуть более подробно. У многих из нас наверняка существует устойчивый стереотип, что аппарат в перерывах между съёмками необходимо выключать, переводя диск режимов (или отдельный выключатель) в положение "lock" - так он будет потреблять меньше энергии. Однако это действие, будучи совершенно логичным на первый взгляд, на самом деле не только не уменьшает, а часто даже значительно увеличивает расход энергии.
             Чтобы понять, почему так происходит, рассмотрим некоторые особенности "анатомии" нашего "среднего" фотоаппарата. Всеми его действиями руководит довольно мощный и быстродействующий компьютер. И компьютер этот, несмотря на самые современные технологии, задействованные при его создании, при работе потребляет довольно много энергии (ток - примерно 90-110 мA). Для того, чтобы уменьшить потребление энергии источников питания в паузах между съёмками, компьютер этот с незначительной задержкой (обычно - порядка 8 секунд) переходит в режим пониженного энергопотребления. В этом режиме потребляемая аппаратом мощность падает в тысячи раз, но компьютер теряет возможность проводить какие-либо вычисления и руководить активными действиями аппарата, сохраняя лишь функции памяти, индикации информации на внешнем дисплее и опроса органов управления. Впрочем, пользователю это не создаёт никаких неудобств, ведь при любых действиях с аппаратом (например - манипуляциях с органами управления) компьютер мгновенно возвращается в активный режим работы, и пребывает в этом режиме до тех пор, пока надобность в активных действиях аппарата не отпадёт. А тогда, с небольшой задержкой, компьютер опять "заснёт".
             Для большинства аппаратов ток, потребляемый в состоянии покоя, весьма незначителен (от 20-25 до 40-45 микроампер) и может даже быть одинаковым в обоих положениях этого переключателя, основной смысл которого - в дословном переводе с английского языка термина "lock" (запирание, блокировка). То есть аппарат всё равно продолжает "жить своей жизнью", но в положении "lock" ему запрещается реагировать действиями (включением фокусировки, экспонометра и так далее) на нажатие соответствующих кнопок. Представить более наглядно величину тока, потребляемого аппаратом при бездействии, поможет такая цифра - свежая батарея будет разряжена таким током примерно через 3-5 лет. При включении же (а точнее говоря - при разблокировке) аппарат обязательно проводит цикл самотестирования, проверяет работоспособность батарейки и переводит встроенный компьютер аппарата в состояние "боевой готовности". Некоторые аппараты кроме этого могут делать и другие действия: заряжать встроенную вспышку, "передёргивать" объективом, проверяя положение "бесконечности", могут включать подсветку дисплеев, в общем - производить кучу ненужных на данный момент, но достаточно энергоемких действий, пусть даже и незаметных на первый взгляд.
             Поэтому мы вправе рекомендовать не переводить выключатель в положение "lock" излишне часто, а пользоваться этой функцией лишь в случае длительных перерывов в пользовании аппаратом. Также заметим, что без необходимости не стоит нажимать на кнопки и крутить диски управления - результаты "обследования" аппаратов показали, что аппарат может реагировать на операции с некоторыми органами управления импульсами потребляемого тока (70-100 mA, длительность 0.2-0.5 сек.) даже находясь в заблокированном режиме, не говоря уже о разблокированном состоянии, в котором любые операции с органами управления заставляют компьютер аппарата "проснуться", и активно проработать минимум 8 секунд.

Наводим на резкость вместе

             Немалую часть энергии батарейки камера "съедает" в процессе автофокусировки. И здесь также есть реальные резервы значительной экономии. В подавляющем числе случаев аппарат наводит объектив на резкость самостоятельно, быстро и не сильно "задумываясь". Но в практике фотографа нередки ситуации, когда процесс фокусировки происходит с трудностями. Иногда даже случается, что объектив ходит взад-вперёд, а система фокусировки так и не может уверенно сказать, где же резкость. При этом, как показали результаты измерений, достаточно значительная энергия затрачивается не только на привод фокусировочного мотора (ток - 300-700 mA), но и на работу компьютера, оценивающего правильность наводки на резкость. Поэтому, по возможности, надо стараться ускорить процесс фокусировки.
             Возможно, с первого взгляда, такое предложение звучит несколько нелепо - аппарат же фокусируется сам, без посторонней помощи, и помочь ему, на первый взгляд, невозможно. Однако возможность такая всё же есть. Зная особенности устройства и принципов работы системы автофокусировки своего аппарата, можно значительно облегчить ему работу, ускорить её (иногда - значительно), заодно уменьшив и энергозатраты.
             Датчики системы фокусировки большинства аппаратов способны работать только в том случае, когда контраст объекта, на который наводится резкость, располагается вдоль оси датчика (так называемые "линейные" датчики автофокусировки). Декларируемая большинством производителей "крестообразность" некоторых датчиков фокусировки (как правило - центрального) зачастую работает лишь при достаточно большой апертуре объектива (f/2.8 и более открытых), а на диафрагмах f/4-5.6, типичных для наиболее распространённых зум-объективов бюджетного и среднего уровня, эти датчики по реакции на "неправильный" объект практически не отличаются от "линейных". Поэтому-то, например, при съёмке горизонтального пейзажа с линией горизонта в центре кадра, аппарат может с завидным упорством отказываться наводиться на резкость, гоняя объектив вперёд-назад вдоль всего диапазона фокусировки.
             Из сказанного можно сделать вывод, что в ряде случаев для облегчения и ускорения наводки на резкость есть смысл не давить до упора на кнопку спуска, дожидаясь того момента, когда аппарат сам найдёт, куда ему навестись, а "подсунуть" ему наиболее оптимальный для наводки на резкость участок на объекте съёмки (не только имеющий достаточный контраст, но и расположенный оптимально для работы датчика фокусировки). Каким образом это можно сделать - описано не раз, в том числе и в инструкциях по эксплуатации фотоаппаратов - достаточно совместить датчик фокусировки с этим самым участком, дав аппарату возможность навестись на резкость, а потом уже, используя функция "focus lock" (удержание фокусировки), которая реализуется, как правило, при половинном нажатии на кнопку спуска, перекадрировать изображение так, как хочется его увидеть на снимке. Этот метод, к счастью, чаще всего достаточно хорошо отвечает и художественным критериям - например, при съёмке портрета легче всего наводить резкость по глазам - единственному объекту, который на портретной фотографии должен быть изображён резко практически всегда.
             Трудность для системы фокусировки аппарата составляют и случаи, когда объект съёмки - достаточно протяжённый по глубине (или даже - многоплановый), и аппарат в этом случае далеко не всегда способен адекватно оценить творческий замысел фотографа. В таких ситуациях фотографу стоит взять на себя принятие решения о выборе точки и режима фокусировки.
             Рассказывая о фокусировке, стоит лишний раз напомнить о том, что все автофокусные зеркальные аппараты имеют режим ручной фокусировки, причём чаще всего при этом можно наводить на резкость не только руководствуясь показаниями электронного дальномера, но и по фокусировочному экрану. Благодаря применяемым сейчас при изготовлении элементов видоискателя технологиям (например - лазерному матированию) фокусировка по чистому матовому стеклу не вызывает никаких сложностей несмотря на отсутствие на нём фокусировочных клиньев или микрорастра.
             Когда же имеет смысл воспользоваться этой (на первый взгляд - мало нужной) функцией?
             Классический пример ситуации, когда автоматической наводкой на резкость пользоваться практически бессмысленно - это макросъёмка в крупном масштабе, когда фотографирование производится при достаточно сильно закрытой диафрагме, и наводить на резкость нужно не на какую-то определённую точку, а так, чтобы объект съёмки "вместился" в глубину резкости.

Как поймать белку

             Фокусировка на движущиеся объекты - это ситуация, когда разница между аппаратурой разного класса проявляется наиболее заметно. В тех ситуациях, когда профессиональные аппараты со светосильной оптикой быстро и чётко наводятся на резкость, легко отслеживают её положение на движущемся объекте, любительским аппаратам, применяемым чаще всего в комплекте с недорогой (и, естественно, не очень светосильной) оптикой, приходится гораздо тяжелее - объектив "елозит" туда-сюда, будучи не в состоянии "схватить" то самое положение резкости; при движении объекта съёмки фокусировка срывается, а чтобы найти положение резкости заново, требуется опять немалое время на работу системы фокусировки. И, понятно, значительные затраты энергии. Поэтому при съёмке многих динамичных объектов пользователям недорогих автофокусных аппаратов излишне полагаться на систему автофокусировки не стоит. Например, сделать резкий снимок скачущей по веткам белки зумом типа 75-300/4.5-5.6, используя автофокус - скорее всего будет достаточно затруднительным занятием. Проводя в некоторых из таких случаев фокусировку вручную, можно не только облегчить "страдания" аппарата (отражающиеся на ресурсе батарейки), но и значительно увеличить вероятность получения качественного снимка. Аналогично имеет смысл иногда поступать и в случае, когда съёмка ведётся при пониженной освещённости (например - в помещении), а объект съёмки - "не хочет" оставаться неподвижным в течение времени, требуемого на фокусировку. Конечно, случаи, когда скорость системы автофокусировки аппарата не позволяет нормально провести операцию фокусировки автоматически, встречаются и в других условиях. И при возникновении затруднений в работе системы фокусировки (когда аппарат "не хочет" наводиться на резкость самостоятельно) стоит всегда помнить, что среди методов преодоления этих неприятностей один из способов - фокусировка вручную.

На голодном пайке

             Среди потребителей электроэнергии, "паёк" которым можно вполне сократить, используя их лишь в случае необходимости, нужно отметить устройства оптической стабилизации изображения ("Image Stabilisation" у Canon и "Vibration Reduction" у Nikon). Ток, потребляемый при работе этими устройствами, не столь велик на первый взгляд (порядка 150mA). Однако неумеренное пользование ими (а ток потребляется, как правило, в течение всего времени, пока эта "фича" активирована) способно привести к значительным потерям энергии. Тем более, что в ряде случаев гораздо лучший эффект способны дать менее энергоемкие способы улучшения резкости изображения за счёт исключения влияния дрожания рук и аппарата при съёмке - штатив, монопод или шейный/поясной штатив.

             Немало огорчений в плане потребления энергии могут доставлять некоторым их владельцам и объективы с моторным приводом процессом зумирования и ручной фокусировки, предложенные в своё время фирмами Minolta (объективы серии xi и power zoom) и Pentax (объективы F и FA power zoom). Большая часть аппаратуры, в которой реализованы эти режимы, в настоящее время снята с производства, но достаточная распространённость её не позволяет нам пройти молча мимо этой проблемы. Способность аппарата управлять процессом зумирования (из ныне выпускаемых аппаратов на это способен только Pentax Z-1p), предоставляющая возможность автоматически отслеживать масштаб движущегося объекта иногда весьма удобна и полезна, но энергопотребление аппарата в этом режиме может достигать значительных величин. Поэтому и в этом случае нашей рекомендацией будет умеренность как в использовании режимов, связанных с автоматическим зумированием, так и в применении моторного зумирования вообще (объективы Pentax power zoom, например, имеют возможность выключения режима моторного зумирования).



Всего страниц: 4  1  2  3  4 


 
Rambler's Top100
 @Mail.ru
Администрирование: webmasterphotoweb.ru
Все материалы: © 1995-2003 PhotoWeb.ru
Разработка: ©2002-2003 Илья Елисеев/Вадим Супрун
Сайт живет и работает под управлением СУС версии 1.1.1
Вернуться наверх
Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина
Поиск: