Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина Форум
Поиск:  
PhotoWeb.ru ТЦ "Новый Колизей": 288-45-17
ТД "Джет": 243-21-33
      
  Что новенького?
  Новогоднее предложение! Спешите!!!  
подробнее...  
  Новый релиз: Корпорация PENTAX представляет два новых карманных бинокля с roof-призмой серии FB Lite: FB-7 Lite и FB-9 Lite.  
подробнее...  
  Новый релиз: Цифровая фотокамера с широким кругозором PENTAX Optio33LF  
подробнее...  
  Новый релиз: Цифровая фотокамера Nikon COOLPIX 5400  
подробнее...  
  "Цифровую революцию" в фотографии уже можно считать делом совершившимся. Цифровые методы фотографии, не использующие для получения изображения фотоплёнку, сегодня уже прочно заняли своё место в фотопроцессе очередная статья Сергей Дубильера.  
подробнее...  
все новости >>
  Что купить?
Canon
 
Minolta
 
Nikon
 
Olympus
 
Pentax
 
Цифровая фототехника
 
все товары >>
  Пообщаемся?
Форум PhotoWeb.Ru подробнее...
 


кислородный концентратор oxy 6000, вс
  подробнее...
 
Письмо на PhotoWeb.Ru подробнее...
 
Главная страница / Статьи / Элементы питания / О совместной жизни аппаратов и батареек Версия для печати
 

О совместной жизни аппаратов и батареек

Немного истории

             Нашу статью о батарейках и их роли в жизни современного фотоаппарата мы хотели бы начать с небольшого исторического очерка о истории фототоаппаратостроения. Правда, историю мы рассмотрим довольно однобоко.

             Итак, фотоаппарат приобрёл более-менее привычный нам вид в конце девятнадцатого века, став устройством оптико-механическим благодаря тому, что в результате улучшения качества оптики и изобретению высокочувствительной бромсеребряной желатиновой фотоэмульсии, близкие родственники камеры-обскура, применявшиеся фотографами тех лет, не смогли уже обходиться без затвора.
             Электроника начала вползать "тихой сапой" в конструкцию аппаратов только во второй половине сороковых годов двадцатого столетия - поначалу в виде несопряжённых встроенных экспонометров на селеновых фотоэлементах и гальванометре (Contax III).
             Следующее поколение встроенных в аппарат экспонометров уже получило в качестве светочувствительного элемента сернисто-кадмиевый фоторезистор, заменивший в конструкции экспонометра ненадёжный, большой по размерам и малочувствительный селеновый фотоэлемент. К этому времени относится и первое появление батарейки в аппарате - фоторезистор без источника питания (в отличие от селенового фотоэлемента) уже не работал.
             Дальше - больше, электроника вторгается всё глубже и глубже в конструкцию аппарата, постепенно заменяя механическое управление многими узлами и механизмами аппарата сначала на электромеханическое, а потом - и на полностью электронное. На этом этапе к функциям аппарата добавилась экспозиционная автоматика - результат объединения в единый узел экспонометра и устройства управления затвором. Впрочем, способность отрабатывать хоть какие-то функции при отсутствии питания у многих из аппаратов этого поколения (таких, например, как Nikon FE2 или Pentax ME super) всё ещё оставалась - без батарейки можно было воспользоваться выдержкой "от руки" (В) и одной из моментальных выдержек (как правило - выдержкой синхронизации).
             Чуть позже, на следующем этапе, произошло следующее событие в фотоаппаратостроении, непосредственно касающееся темы нашей статьи - из конструкции фотоаппарата исчезли и эти последние рудиментарные остатки механического управления "сердцем" аппарата - затвором, и аппарат совсем потерял возможность работать без источника питания (например Minolta X700, Pentax P30T). Но наиболее значительной вехой в процессе эволюции фотоаппарата стал выпуск первых системных автофокусных зеркалок (Minolta Maxxum 7000 AF, Canon EOS 650), которые продемонстрировали совершенно новый, революционный подход к конструированию фотоаппарата - все узлы и механизмы, включая полностью интегрированные в эту систему объективы, вспышки и другие аксессуары, "живут" уже не сами по себе, а под полным и безраздельным контролем встроенного в аппарат компьютера. Применение компьютера дало огромный толчок развитию фотоаппаратостроения, позволив конструкторам не только решить многие проблемы "недоразумений" в совместной работе узлов и механизмов фотоаппарата на программном уровне, сделать управление аппаратом более простым и удобным, но и приблизить поведение аппарата в автоматических режимах к логически обоснованному, или даже можно сказать - сделало его осмысленным.
             Однако без "ложки дёгтя" не обошлось - в результате этого процесса повальной компьютеризации фотоаппарат стал полностью зависим от источника питания - теперь даже обратная перемотка плёнки без питания стала невозможной.

             Пытаться дать ответ на вопрос "плохо ли то, что аппарат без батареек не работает?" мы даже не будем. Без сомнения это плохо, ведь потеря любых доступных до этого возможностей никогда не была приятна. Но, если вспомнить, для чего в аппарате появилась батарейка, и сколько всяких дополнительных возможностей и полезностей пришло вместе с ней, то появляется повод воспринимать утрату этой, не так уж часто используемой возможности, гораздо менее болезненно.

Механика и электроника

             Раньше, когда основную часть парка фотоаппаратуры, находящейся в пользовании, составляли фотоаппараты механические или электронно-механические, то обстоятельство, что аппарат без питания не работает, шокировало, как правило, большую часть владельцев фотоаппаратуры, зачастую являясь главной преградой при переходе на новую технику. Конечно, не будем кривить душой - поводы для такого суеверного страха были (тем более в нашей стране при известном качестве отечественной бытовой электроники).
             Годы шли, встроенная в аппарат электроника совершенствовалась, становилась надёжнее, точнее и умнее, но предвзятое отношение к электронике в фотоаппарате оставалась.

             С тех пор много воды утекло. Ситуация на рынке сильно изменилась. Большинство из выпускаемых ныне 35мм зеркалок - от профессиональных топ-моделей до откровенно любительских - это уже автофокусные автоматические аппараты, а вопрос о том, может ли НАСТОЯЩИЙ аппарат (а вместе с ним, понятно, и НАСТОЯЩИЙ фотограф) иметь полную зависимость от батареек, перешёл из чисто "религиозной" плоскости ("аппарат, без батареек не работающий - это не более чем игрушка") в плоскость практическую - насколько увеличиваются эксплуатационные расходы, какие ограничения на эксплуатационные характеристики накладывает зависимость от батареек, и насколько оправдываемы эти ограничения получаемыми от наличия электроники в аппарате преимуществами.

             Фирмы-производители фотоаппаратуры этот вопрос эволюции уже давно решили достаточно однозначно - уже ни одна из них (даже такие принципиальные консерваторы как Leica) не отказывается от выпуска аппаратов с полностью электронным управлением, хотя бесконечные споры о том, каким должен быть "настоящий" фотоаппарат - механическим или электронным - бушуют, не стихая и сегодня, и конца-края им нет.

             С механическими камерами ситуация также постепенно меняется. Из "большой пятёрки" японских производителей фототехники двое - Canon и Minolta - уже много лет назад полностью убрали из ассортимента своей продукции механические фотоаппараты, а недавно (с прекращением выпуска модели K-1000) к ним присоединился и Pentax. Да и остальные производители фототехники выпускают чисто механические аппараты лишь в следующих "номинациях":

  • очень дорогие (часто даже - "культовые") камеры, например - Leica M6;

  • камеры для специальных применений или "вторые" камеры профессионала (Nikon FM2);

  • дешёвые любительские камеры (Cosina S2, Yashica FX3super, а также их клоны и аналоги, часто отличающиеся друг от друга лишь внешней отделкой и типом байонета).

             "Религиозным" аспектам вопроса электроники в аппарате на страницах нашего издания мы внимания уделять не станем, тем более что в обычных условиях эксплуатации проблема выхода фотоаппарата из строя по причине самопроизвольного отказа электронной "начинки" - явление более редкое, чем отказы аналогичных механических узлов. Современная твердотельная электроника - вещь исключительно надёжная и долговечная. Немаловажно отметить и то, что современные электронные аппараты благодаря особенностям устройства и системе самоконтроля практически имеют лишь два устойчивых состояния - полностью рабочее и совершенно нерабочее, в то время как для механики, увы, эта грань достаточно размыта.

             Проблемы же, связанные с "неожиданной" смертью батарейки как правило муссируются теми, кто "пользовался" такими аппаратами только понаслышке, а из слухов, без сомнения, полезная и правдивая информация в большинстве случаев не приходит. На наш взгляд, "неожиданно" заканчивающиеся батарейки - это примерно то же, что и "неожиданно" закончившаяся во время съёмки плёнка, без которой аппарат точно так же превращается из рабочего инструмента фотографа в бесполезный кусок металла (или пластмассы), а принципиальная разница состоит всего лишь в том, что оставшееся количество кадров на плёнке всегда известно точно, в то время как оставшийся запас энергии батарейки возможно оценить лишь приблизительно. Впрочем, выпускаемые сейчас аппараты имеют достаточно сложные и надёжные системы диагностики и многоступенчатой индикации состояния источника питания, так что неожиданной смерть батарейки может стать лишь у пользователя, относящегося к этому крайне нерадиво. В большинстве аппаратов источник питания контролируется постоянно, а развёрнутая (как правило - четырёхступенчатая) индикация состояния батарейки стала уже стандартом для современной аппаратуры. Но в любом случае лежащий в кофре запасной комплект батареек никогда не помешает - точно так, как и запасная плёнка.

             Несомненно, есть условия съёмки, когда фотоаппарату с полностью механическим управлением невозможно найти сколько-нибудь полноценную замену среди его электронных собратьев. Однако эти условия, как правило, не слишком подходят под определение "обычные условия съёмки", и даже в практике профессионала встречаются нечасто, не говоря уже о съёмках любительских.

             В итоге, наиболее реально используемым преимуществом механических фотоаппаратов перед электронными (при любительской эксплуатации) осталось отсутствие расходов на покупку батареек. Поэтому основной темой нашей статьи мы и решили избрать более подробное обсуждение путей сокращения этих расходов, ведь совсем исключить их не удастся.

Экономим

             Большинство нынешних автофокусных аппаратов рассчитаны на работу от литиевых элементов питания, из которых наиболее распостранены следующие типоразмеры: 2CR5 (DL245), CR123a (DL123a), CR-P2 (DL223a), CR2.
             Исключение составляют лишь некоторые аппараты явно профессионального предназначения - Nikon F90X и Nikon F100 (рассчитанные на примение в качестве основного источника питания батареек LR6), а также Nikon F5 и Canon`ы профессиональной серии (EOS1n/EOS 1v/EOS 3 с бустером и EOS1n RS), у которых основным источником электропитания служит специальная аккумуляторная батарея.
             И это не удивительно - на сегодняшний день именно литиевые элементы питания зарекомендовали себя как наиболее надёжный, самый энергоемкий и всепогодный источник энергии, к тому же имеющий самый продолжительный срок хранения и использования. Однако литиевые батарейки являются и самым дорогим источником питания. Поэтому понятно, что многих владельцев фотоаппаратов волнует вопрос уменьшения расходов - ведь комплекта батареек в среднем хватает не более чем на 20-30 36-кадровых плёнок. Цифра эта, понятно, весьма приблизительна, и зависит от большого количества факторов, которые мы ниже постараемся рассмотреть более подробно. Вспомните мысль, чаще всего приходящую в голову при покупке новой батарейки - это, как правило, мысль о том, "…сколько же плёнок можно было бы купить на эти же деньги!". И, если с необходимостью периодической покупки элементов питания сталкиваться всё равно (пусть чаще или реже) прийдётся, то возможность сберечь часть денег, уходящих на это - вполне реальна, тем более что затраты на питание вполне можно уменьшить до вполне приемлемого уровня - не более 5-10 процентов от стоимости отснятой при этом плёнки. Путей уменьшения расходов денег на "энергоносители" фотоаппаратов, как правило, два.

             Первый (главный) - уменьшение энергопотребления фотоаппарата за счёт исключения непроизводительных затрат энергии.

             Второй - применение альтернативных (более дешевых) источников питания.

             Конечно, оба эти способа не только можно, но и нужно использовать вместе, когда для этого предоставляется возможность. В нашей статье мы постараемся подробно рассмотреть оба этих пути.

Кто съел мясо?

             "Фирменная" информация о токах, потребляемых фотоаппаратом в различных режимах работы - это информация для служебного пользования. Поэтому для выявления наиболее злостных пожирателей электроэнергии нам пришлось самостоятельно провести замер энергопотребления фотоаппаратов разных моделей. Результаты наших измерений могут совпадать или не совпадать с данными производителей , поэтому мы не станем публиковать эти результаты в виде таблиц с точными цифрами. Несмотря на некоторый разброс этих величин для разных аппаратов, общее потребление энергии у большинства фотоаппаратов в среднем не сильно отличается друг от друга. На наш взгляд, это вполне объяснимо. Технологический уровень встроенной в аппарат электроники достаточно близок для большинства конструкций, представляемых на рынке ведущими производителями фототехники. Несущественные же различия в общей картине энергопотребления разных аппаратов скорее объясняются различиями в деталях исполнения соответствующих узлов, вызванными стремлением фирм использовать патентно-чистые технологические решения, а иногда - просто разницей в функциях или характеристиках аппаратов. А вот явно прожорливым или явно экономичным аппарат становится в первую очередь благодаря рукам его владельца.
             Поэтому статью нашу мы решили посвятить не ранжированию аппаратов разных моделей по признаку их экономичности, а определению общих принципов, позволяющих сделать более экономичной эксплуатацию любого фотоаппарата.
             Значит для нас сами точные цифры энергопотребления конкретных аппаратов не столь интересны, сколь интересна общая картина энергозатрат "обычного" автофокусного аппарата, тем более что вывести такой вот "усреднённый" портрет большой трудности не составило.

             Результаты тестов, в которых было детально измерено потребление электроэнергии аппаратами Canon EOS 50e, Canon EOS 500n, Minolta Dynax 800si, 600si, 500si Super, позволяют нам сделать следующие выводы.



Всего страниц: 4  1  2  3  4 


 
Rambler's Top100
 @Mail.ru
Администрирование: webmasterphotoweb.ru
Все материалы: © 1995-2003 PhotoWeb.ru
Разработка: ©2002-2003 Илья Елисеев/Вадим Супрун
Сайт живет и работает под управлением СУС версии 1.1.1
Вернуться наверх
Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина
Поиск:  


кислородный концентратор oxy 6000, вс