Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина Форум
Поиск:  
PhotoWeb.ru ТЦ "Новый Колизей": 288-45-17
ТД "Джет": 243-21-33
      
  Что новенького?
  Новогоднее предложение! Спешите!!!  
подробнее...  
  Новый релиз: Корпорация PENTAX представляет два новых карманных бинокля с roof-призмой серии FB Lite: FB-7 Lite и FB-9 Lite.  
подробнее...  
  Новый релиз: Цифровая фотокамера с широким кругозором PENTAX Optio33LF  
подробнее...  
  Новый релиз: Цифровая фотокамера Nikon COOLPIX 5400  
подробнее...  
  "Цифровую революцию" в фотографии уже можно считать делом совершившимся. Цифровые методы фотографии, не использующие для получения изображения фотоплёнку, сегодня уже прочно заняли своё место в фотопроцессе очередная статья Сергей Дубильера.  
подробнее...  
все новости >>
  Что купить?
Canon
 
Minolta
 
Nikon
 
Olympus
 
Pentax
 
Цифровая фототехника
 
все товары >>
  Пообщаемся?
Форум PhotoWeb.Ru подробнее...
 



подробнее...
 
Письмо на PhotoWeb.Ru подробнее...
 
Главная страница / Статьи / Штативы / Штативы Версия для печати
 

Штативы

Продолжение. Стр. 3 из 5  1  2  3  4  5 

Quick-release

Как 3D, так и шаровые головки могут быть оснащены легкосъемной платой крепления фотоаппарата (quick-release), позволяющей в считанные мгновения установить или снять аппарат со штатива. Работать с головками, оснащенными быстросъемной платой, весьма удобнее, чем без нее, сразу по нескольким причинам. Легкость, надежность и малая продолжительность установки аппарата на штатив благодаря легкосъемной плате позволяет ставить аппарат на штатив только тогда, когда это необходимо, а все остальное время держать его в более безопасных местах (например – в руках, на шее или в кофре). При использовании в съемке нескольких фотоаппаратов можно укрепить на каждом из аппаратов свою легкосъемную плату и без малейшего неудобства работать ими всеми попеременно. Немалое значение имеет и то, что снятую с головки плату удобнее прикручивать к аппарату, чем монтировать аппарат на головке, не оснащенной quick-release. Большинство производителей, выпускающих профессиональные штативы и головки, включают легкосъемные платы в список взаимозаменяемых системных аксессуаров и выпускают их в достаточно большом ассортименте.

Удобства в пейзажной и архитектурной съемке добавляют вмонтированные в некоторые головки пузырьковые уровни, позволяющие контролировать горизонтальность положения фотоаппарата с весьма большой точностью.

Резьбы

Крепление фотоаппаратов и видеокамер к штативу (штативной головке) осуществляется при помощи резьбы. В настоящее время существует только два стандарта этого крепления – это специальные дюймовые резьбы 1/4" и 3/8" (читается соответственно "одна четвертая дюйма" и "три восьмых дюйма"). Более компактная резьба 1/4" применяется, как правило, на узкоформатных фотоаппаратах (от профессиональных зеркалок до "мыльниц"), на видеокамерах и на легких среднеформатных фотоаппаратах.

Более мощная резьба 3/8" применяется в тех случаях, когда узел крепления предполагается подвергать значительным нагрузкам, к примеру – крепить профессиональные длиннофокусные объективы, тяжелые среднеформатные или широкоформатные фотоаппараты.

Как правило, в настоящее время выпускается весьма мало головок, в которых предусмотрена возможность применения резьбы только одного типа. Но это, как правило, головки узкоспециализированные – например головки компактного типа, предназначенные только для камер небольшого веса (Manfrotto #210b). В большинстве же головок можно устанавливать фотоаппараты как с резьбой 1/4", так и с резьбой 3/8" либо путем замены легкосъемной платы (Manfrotto #352RC, площадки 200PL-14 и 200PL-38), либо – перевернув другой стороной крепежный винт (Manfrotto #352). Однако, даже в случае, когда конструкция головки не предусматривает адаптацию к разным типам крепежной резьбы, выход также есть – ввернув в штативное гнездо фотоаппарата, имеющего резьбу 3/8" специальный переходник, можно "подружить" такой аппарат с головкой, предназначенной лишь для крепления фотоаппаратов со штативной резьбой 1/4". Существует и переходник "в обратную сторону", но конструкция его механически более слабая, поэтому применение его оправдано лишь в безвыходных случаях, либо когда нагрузка на этот узел минимальна.

"Ноги"

Если конструкция штативной головки больше влияет на удобство работы с ней, то от конструкции и характеристик самой большой и важной части штатива – его "ног" – в большей степени зависит эффект от его применения. В большинстве своем штативы представляют собой трехногую конструкцию (за что, кстати, они и получили другое свое название – "треноги"). Каждая из "ног" современного штатива имеет, как правило, телескопическую конструкцию – состоит из нескольких труб разного диаметра, при транспортировке помещающихся одна внутри другой. В некоторых штативах вместо привычных круглых труб для увеличения жесткости применяются замкнутые профили сложного сечения. Трубы, составляющие основу конструкции "ноги" штатива, изготавливаются как из традиционных материалов (различных алюминиевых сплавов), так и из специально составленных сплавов легких металлов (титана или магния). В последнее время весьма широкое распостранение получили штативы, изготовленные с применением труб из многослойного углепластика – сверхпрочного композитного материала. Стоимость таких штативов получается значительно большей, но зато при одинаковых с металлическим штативом показателях жесткости и грузоподъемности, углепластиковый штатив значительно легче по весу. Наиболее известны углепластиковые штативы Gitzo (серия "Mountaineer"). В последнее время фирмы Manfrotto и Slik также освоили производство аналогичных штативов (штативы Manfrotto серии "Carbon Number One" и Slik серии "CF").

Количество секций, из которых состоит каждая из "ног" штатива, составляет в профессиональных моделях от 2 (большие студийные штативы Cullman серии "Titan" и Manfrotto 028, 058) до 4-5 (часть моделей Gitzo и Slik). У основной массы штативов профессионального или полупрофессионального класса "ноги" имеют трехсекционную конструкцию. Это – своего рода "золотая середина" между лучшей компактностью при несколько худшем отношении прочности к весу (характерных для конструкций с большим количеством секций) и лучшей жесткостью при больших размерах (присущих двухколенным конструкциям).

Секции "ног" штативов скреплены между собой зажимами-фиксаторами, позволяющими регулировать длину каждой "ноги" штатива индивидуально от минимальной до максимальной. В ослабленном состоянии фиксаторы позволяют практически без усилия изменять положение одной секции ноги относительно другой, а в положении фиксации – жестко скрепляют их. Разные фирмы используют фиксаторы различной конструкции. Наиболее распостранены цанговые фиксаторы (различные модели Gitzo, Slik Professional) и обжимные муфты, оснащенные эксцентриковыми клипсами (Manfrotto #055PRO, Slik PRO 700 DX) или винтовыми зажимами (Manfrotto #055A, Slik Able 300 DX). Применяются также и фиксаторы с иной конструкцией – например в штативах и моноподах Cullmann профессиональной серии "Titan" используются оригинальные эксцентриковые зажимы. Различные по удобству пользования и оперативности, все эти системы мало отличаются по надежности и долговечности, поэтому выбор той или иной системы больше диктуется личными предпочтениями и тактильными ощущениями.

Все три "ноги" штатива шарнирно соединяются с корпусом штатива, служащим также для укрепления центральной колонны с прикрученной к ней головкой. Шарнир крепления позволяет складывать "ноги" штатива в транспортное положение (параллельно друг другу), или раздвигать до рабочего положения, ограниченного упором. Значительная часть ныне выпускаемых штативов имеет регулируемый на 3-4 положения упор (Manfrotto #055PRO, Slik 500DX), что дает гораздо более широкие возможности по выбору сюжета, добавляет удобства при макросъемке, позволяет производить фотографирование с низкого ракурса. Для реализации последней возможности в ряде случаев может понадобиться сменная центральная колонна уменьшенной высоты (Short Center Column для штативов Slik, приобретается отдельно) или адаптер для съемки с низких ракурсов (Low Angle Adapter для штативов Manfrotto #055CL, входит в комплект).

Центральная колонна

Центральная колонна штативов служит для оперативного регулирования высоты, на которой находится фотоаппарат. Конструктивно она представляет собой трубу, оснащенную укрепленной на одном из концов площадкой c резьбой для крепления штативной головки. Центральная колонна фотоштативов обычно фиксируется лишь резьбовым, цанговым или эксцентриковым фиксатором. В некоторых (в первую очередь – студийных) штативах центральная колонна дополнительно оснащается устройством из шестерни и зубчатой рейки, предназначенного для плавного изменения высоты аппарата. Эта функция весьма удобна в студийной предметной и макро-съемке, а также при пользовании фотоаппаратом большой массы. Достаточно удобны в макросъемке варианты центральной штанги, которую можно переставить обратной стороной, то есть в такое положение, когда штативная головка с закрепленным на ней фотоаппаратом располагается "вниз головой". Оригинальный вариант предложен конструкторами компании Manfrotto – центральную колонну штатива Manfrotto #055PRO можно не только развернуть наоборот, но и укрепить параллельно земле. Такую идею оценят те фотографы, кому среди других работ приходится заниматься репродуцированием.

Еще раз о резьбе

Для крепления штативной головки к площадке центральной колонны штатива используется резьба тех же типоразмеров, что и для крепления аппаратов к головке – дюймовая резьба 1/4" и 3/8", причем наибольшее распостранение получила более мощная резьба размером 3/8". Весьма радует тот факт, что производители штативов придерживаются единых стандартов резьб. Это позволяет устанавливать, допустим, головки Slik на штативы Manfrotto, головки Manfrotto на штативы Cullmann и наоборот. Впрочем, нужда в таком "винегрете" может возникнуть не так часто, ведь в производственной программе каждого из производителей можно найти достаточный ассортимент головок, наилучшим образом приспособленных для установки на соплеменный штатив. К примеру, у большей части головок Manfrotto на фланце крепления вдоль края опорной плоскости отфрезерован под разными углами ряд выборок, а на крепежной площадке центральной колонны ввернуты три винта. Когда головка Manfrotto установлена на штативе Manfrotto, то достаточно с минимальным усилием завернуть вышеописанные винты до упора, чтобы надежно заблокировать этот крепежный узел и полностью предохранить головку от непроизвольного откручивания. Совершенно иное, но столь же эффективное решение реализовано и в системе штативов Cullmann.

Моноподы

Применяя универсальный, крепкий и высокий штатив в целях повышения резкости фотографий, фотограф очень сильно теряет в мобильности. Но ни резкостью, ни мобильностью обычно жертвовать не хочется. Тем более, что для достаточно большой части съемок, проводимых днем, устойчивость штатива в общем не нужна, а реально применяется лишь его способность демпфировать колебания аппарата и избавлять руки фотографа от удержания тяжестей на весу. Поэтому для таких съемок весьма часто применяется "одноногий" штатив – монопод. Как правило, монопод представляет собой раздвижную телескопическую конструкцию, подобную отдельно взятой "ноге" штатива, с укрепленным на его торце креплением для фотоаппарата (или объектива – большинство длинных и тяжелых объективов имеют "ножку" для крепления на штатив/монопод). Параметры выбора монопода в основном такие же, как и при выборе штатива. Длина монопода должна быть достаточной для того, чтобы снимать, не горбясь (а еще лучше – и с некоторым запасом). Ну а выбор монопода по прочности производится таким же образом, как и в случае штатива. Аналогичен штативам и такой параметр монопода, как количество секций – чем из меньшего числа секций состоит монопод, тем он (при всех остальных равных условиях) прочнее, но зато он становится менее компактным. В качестве примера можно привести два монопода – трехсекционный Manfrotto #479 и четырехсекционный Manfrotto #479-4. При примерно одинаковом "росте" и конструкции, монопод Manfrotto #479 весит значительно меньше, чем Manfrotto #479-4, ничуть не проигрывая последнему в прочности и жесткости, но зато значительно уступая по компактности. Фотоаппарат можно крепить к большинству моноподов непосредственно, а также используя обычную штативную или специальную моноподную головку (например Manfrotto #234RC). Последняя отличается тем, что имеет весьма компактные размеры, малый вес и возможность наклона всего в одной плоскости (а больше для использования на моноподе и не нужно!). Расположенная на обычной или моноподной головке легкосъемная плата значительно повышает оперативность и увеличивает удобство в работе с моноподом.

Завершая рассмотрение моноподов, не стоит забывать и о еще одном интересном для покупателя варианте, когда центральная колонна штатива выполняет также роль монопода. Таким свойством обладают, например, штативы Cullmann 3430 и Cullmann 2800, центральная колонна с головкой каждого из которых может быть снята и использована отдельно в качестве монопода. Конструкторы Manfrotto подошли к этой идее с другой стороны, разработав монопод Manfrotto #379, который может устанавливаться взамен вынутой центральной колонны штативов Manfrotto #144, #055 и #055C.

Моноподы Manfrotto/Bogen
Код (Manfrotto) Код (Bogen) Миним. высота Максим. высота Вес, г Резьба Секций Нагрузка, кг
276 3006 48cm 154cm 400 1/4" 4 4.5
449 3449 56cm 179cm 520 1/4" - 3/8" 4 5.0
334B 3245 68cm 166cm 490 1/4" - 3/8" 3 8.0
379 3259 53cm 149cm 450 3/8" 3 10.0
479 3016 64cm 162cm 600 1/4" - 3/8" 3 10.0
479-4 3249 51cm 154cm 830 1/4" - 3/8" 4 10.0
434 3018 67cm 164cm 780 1/4" - 3/8" 3 12.0
434SS 3230 74cm 172cm 1.100 1/4" - 3/8" 3 12.0
Моноподы Slik
Название Миним. высота Максим. высота Вес, г Резьба Секций Нагрузка, кг
The PRO pod 60.5cm 182cm 1050 1/4" 4 н/д
Pro pod 380 CF 50cm 155cm 380 1/4" 4 н/д
Pro pod 600 53.5cm 160cm 600 1/4" 4 н/д
Monopod 300 51cm 160cm 300 1/4" 4 н/д
Handy pod II 52cm 155cm 580 1/4" 5 н/д
Lighty pod II 53cm 161ccccm 460 1/4" 5 н/д
Slim pod 53cm 151cm 290 1/4" 4 н/д
Моноподы Gitzo
Код Миним. высота Максим. высота Вес, г Резьба Секций Нагрузка, кг
G1560 80 165 430 1/4" - 3/8" 3 2
G1559R 79 164 430 1/4" - 3/8" 3 2
G1561 66 158 630 1/4" - 3/8" 3 3
G1558 67.5 152 1120 1/4" - 3/8" 5 5
G1563 64 165 760 1/4" - 3/8" 4 4
G1563L 64 206 830 1/4" - 3/8" 5 4
G1564 58 161 890 1/4" - 3/8" 4 8
G1564L 57 200 970 1/4" - 3/8" 5 8
G1565 58 162 1020 1/4" 4 8
G1566 40 139 710 1/4" - 3/8" 6 5
G1568 55.5 165 550 1/4" - 3/8" 4 4
G1588 57 165 920 1/4" - 3/8" 4 12
Моноподы Cullmann
Код, название Миним. высота Максим. высота Вес, г Резьба Секций Нагрузка, кг
2741 Magic 40 143 360 1/4" 5 2.5
0741 39 147 350 1/4" 5 2.5
1747 54 158 810 1/4" (3/8" - опц) 4 2.5
3081 61 159 506 1/4" 4 3.5


Всего страниц: 5  1  2  3  4  5 




.
  См. также:

 
Rambler's Top100
 @Mail.ru
Администрирование: webmasterphotoweb.ru
Все материалы: © 1995-2003 PhotoWeb.ru
Разработка: ©2002-2003 Илья Елисеев/Вадим Супрун
Сайт живет и работает под управлением СУС версии 1.1.1
Вернуться наверх
Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина
Поиск: