Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина Форум
Поиск:  
PhotoWeb.ru ТЦ "Новый Колизей": ВНИМАНИЕ! изменился телефон - 688-45-17
ТД "Джет": 243-21-33
      
  Что новенького?
  Новая цифровая камера: Nikon COOLPIX 5200  
подробнее...  
  Новая цифровая камера : Casio EXILIM PRO EX-P600 – 6-мегапиксельная компактная профессиональная модель с объективом Canon  
подробнее...  
  Новая цифровая камера : PENTAX Optio30 — удобный и простой в обращении компактный цифровой фотоаппарат  
подробнее...  
  Новая цифровая камера: CASIO QV-R41 с 4-Мегапикселями c большим ЖК-дисплеем 2,0 дюйма и простым управлением  
подробнее...  
  Новая цифровая камера : Pentax Optio S40  
подробнее...  
  Новая цифровая камера : Nikon D70 с 6.1 млн. эффективных пикселей  
подробнее...  
  Новая цифровая камера : Nikon COOLPIX 8700 с 8.0 млн. эффективных пикселей и 8-кратным зум-объективом Zoom-Nikkor ED  
подробнее...  
  Новая версия программного обеспечения 1.10 для PENTAX *Ist D  
подробнее...  
все новости >>
  Что купить?
Canon
 
Minolta
 
Nikon
 
Olympus
 
Pentax
 
Цифровая фототехника
 
все товары >>
  Пообщаемся?
Форум PhotoWeb.Ru подробнее...
 


объявления спонсора.
Здесь экологическая консультация .
подробнее...
 
Письмо на PhotoWeb.Ru подробнее...
 
Главная страница / Статьи / Пленка, обработка и печать / Современные слайдовые фотопленки. 2002 год Версия для печати
 

Современные слайдовые фотопленки. 2002 год

Фотопленки делятся на негативные и обращаемые, цветные и черно-белые. Этой же фразой начиналась и обзорная статья о фотопленках, опубликованная ранее. В той статье мы подробно рассмотрели наиболее применяемые в практике фотолюбителей пленки – цветные негативные и монохромные, упомянув о слайдовых (обращаемых) пленках лишь вскользь. Поэтому рассказ о слайдовых пленках, на наш взгляд, будет интересен многим.

Проявленная обращаемая пленка уже сама по себе представляет собой конечный продукт - диапозитив (слайд). Термин "слайд", правда, не совсем тождественен понятию "диапозитив" - он описывает диапозитив, оправленный в рамку. Но этот термин уже достаточно прижился в нашем языке (примерно так же, например, копировальные аппараты, независимо от происхождения, называют "ксероксами"), так что мы будем свободно пользоваться и этим термином.

Слайды можно использовать для самых разных целей - в том числе с них можно даже печатать фотографии. Правда, для получения фотографий со слайдовой пленки используются либо достаточно дорогие материалы и более сложные процессы, либо – цифровые технологии (но об этом – ниже). Традиционно же основное применение слайдов - это проекция на экран при помощи диапроектора и сканирование для целей полиграфии.

Сейчас понятие "цветная пленка" для большинства современных фотолюбителей неразрывно связано с негативной пленкой, цветными фотографиями 10х15, минилабами и "мыльницами". А еще – с лозунгом Джорджа Истмена, основателя компании Eastman Kodak – "Вы только нажимаете на кнопку, а остальное делаем мы!"

Однако всего лет десять назад все еще было совсем по-другому. Типичный фотолюбитель советских времен, как правило, снимал на черно-белую пленку, самостоятельно проявлял ее и печатал фотографии. Занятие это было отнюдь не легким, отнимало немало времени и сил. Впрочем, самые увлеченные фотолюбители умудрялись получать дома даже цветные фотографии! Конечно, качество их было далеко не таким, к какому мы нынче привыкли благодаря расплодившимся в большом количестве минилабам – и цвета "гуляли", и долговечность этих фотографий была "не ахти". Да и времени на "доведение до ума" каждой фотографии уходило много – сказывались качество и фотоматериалов, и химии, и аппаратуры. Так что сколько-нибудь массовое изготовление цветных фотографий в эти времена было в основном уделом фотографов-профессионалов, а любители чаще всего занимались фотографией черно-белой.

Но фотолюбителям тоже хотелось иметь возможность запечатлеть мир таким же цветным и ярким, как это есть на самом деле. И такая возможность имелась даже в те времена – благодаря слайдовой пленке. Конечно, как и большинство товаров "повышенного спроса", импортную слайдовую пленку (чаще всего - ГДР`овские ORWOchrom и чехословацкие FomaChrom) и наборы химикатов для самостоятельной ее обработки купить было тяжело. Поэтому те, кому повезло вовремя создать в холодильнике "стратегический запас" – снимали в отпуске на ORWO или FOMA, кому не повезло – покупали свемовские и тасмовские пленки ЦО. Но в любом случае, при достаточном опыте съемки и аккуратной обработке слайдовой пленки можно было получить отличные цветные виды тех мест, где посчастливилось побывать в походе и на экскурсии, запечатлеть пусть банальные, но ничуть не менее дорогие каждому семейные сюжеты – играющих на пляже в песке детей, выезды в лес, первый звонок и так далее.

И сам процесс просмотра слайдов сильно отличался от показа распостраненных нынче альбомов с фотографиями 10х15. Чаще всего церемония (иначе это действо не хочется и называть!) показа слайдов происходила к вечеру, когда уже на улице темнело. На стене комнаты вывешивался экран, напротив него устанавливался диапроектор, вокруг рассаживались зрители, держа в руках чай и плюшки, приготовленные заботливой хозяйкой. В комнате выключался свет, и начиналось путешествие в другой мир, сопровождаемое комментариями автора слайдов и участников событий. Выплывающие из темноты яркие цветные слайды становились как бы окном в другой мир, перенося зрителей из уютной комнаты в дальние страны с диковинными пейзажами, в дикие леса или бескрайние пустыни, поднимая выше облаков к захватывающим дух горным вершинам или опуская в глубокие угрюмые каньоны и тесные пещеры. В других руках слайдопроектор становился машиной времени, возвращая зрителей когда просто к летнему отпуску, а когда – к событиям, происходившим много лет назад.

Распостраненные ныне альбомы с фотографиями 10х15 вызывают куда более сдержанные эмоции – виной тому могут быть и небольшой формат фотографий, и обстановка, в которой, как правило, происходит их просмотр. Радость от узнавания знакомых лиц и пейзажей на нынешних минилабных фотографиях порой смазывается благодаря невысокому качеству печати в минилабораториях, недостаткам недорогой фотоаппаратуры. Безусловно, большинство любителей фотографировать и фотографироваться такой уровень качества в общем устраивает. И это не удивительно – для них альбом с фотографиями сродни дневнику, в котором описываются наиболее значительные моменты в жизни. Возможность "вести" такой "дневник" с минимальными затратами денег и времени в итоге перевешивает отдельные мелкие претензии к качеству фотографий, а за вытягиванием максимального качества пусть фотограф-профессионал борется, за это ему и деньги платят.

Но далеко не все фотолюбители удовлетворяются таким минимальным уровнем качества фотографий. Многие, даже начав занятия фотографией со съемки P&S-камерами ("мыльницами"), постепенно приходят к более качественной аппаратуре – сначала любительскими, а затем – полупрофессиональными или профессиональными моделями зеркальных фотоаппаратов, оснащенными соответствующей оптикой, необходимыми фильтрами и другими аксессуарами. Любительские пленки постепенно уступают место профессиональным, фотографии формата 10х15 постепенно становятся уже не "конечным продуктом", а всего лишь контрольными отпечатками для дальнейшей печати фотографий большего формата. Соответственно – привычный минилаб в ближайшем гастрономе или приемный пункт в переходе метро окончательно и безвозвратно уступают место профессиональной лаборатории, где не только уровень качества неизмеримо выше, но и оператор готов прислушаться к индивидуальным пожеланиям клиента, дабы не превратить при печати рассвет в закат, день – в ночь и так далее.

И все бы, казалось, хорошо – резкость есть, зерна практически не видно, с сюжетом, композицией, цветом и плотностью отпечатков – вроде тоже все хорошо, близкие и друзья восхищаются качеством фотографий. Но, все-таки, чего-то не хватает. И это "что-то" зачастую тяжело выразить словами – просто кажется, что картинка в действительности была ярче, сочнее, прозрачнее, одним словом – живее. Что снег был не просто плоско-белым, а ослепительно белым и искристым; что солнце, опускающееся за горизонт, горело красно-оранжевым светом и приковывало к себе взгляд, а не было просто заурядной и достаточно небольшой светло-оранжевой дыркой на небе; что лес весь светился от лучей, расходящихся в тумане от восходящего солнца, и был вовсе не таким мрачным и угрюмым, каким получился на фотографии.

В итоге, конечно, объяснение есть практически всему. В случае с фотографиями это объяснение найти достаточно просто – динамический диапазон (то есть разница яркости самых светлых и самых темных участков) объекта съемки, на самом деле намного больше, чем может передать фотобумага. Следовательно – как яркие света, так и глубокие тени лишаются деталей (несмотря на то, что при съемке они были хорошо видны глазом), изображение становится более "сухим" и "плоским", чем виделось при съемке.

И ведь, по сути, сделано все, что возможно – куплена отличная аппаратура, великолепная оптика, съемка ведется только на высококачественные профессиональные пленки, в лаборатории каждый кадр "вылизывается" до идеального состояния. А радости, глядя на фотографии (даже напечатанные большим форматом!) становится все меньше и меньше – не оживает пейзаж на фотографии, фотография остается пусть и качественной, красивой, но всего лишь картинкой, не превращаясь в окно в другой мир, не передавая всей красоты игры света...

И все это, вместе взятое, воспринимается сродни тупику.

Столько усилий – и все напрасно...

Но, тем не менее, выход есть – это слайды!

О том, что слайдовая (обращаемая) пленка существует и сейчас – многие из вас наверняка слышали. Наверняка вы знаете и о том, что этими пленками пользуются в основном профессионалы. Но, тем не менее, тема съемки на слайды в любительской фотографии, как правило, пребывает в каком-то "заповедном" состоянии – о слайдовых пленках в контексте любительской фотографии редко кто упоминает.

И совершенно напрасно – съемка на слайды, конечно, хотя и требует при экспонировании точности, аккуратности, некоторых навыков и теоретических знаний, но зато результат того стоит! Динамический диапазон тональностей, воспроизводимый при просмотре слайда, значительно выше, чем при рассматривании фотографии. Это значит, что при просмотре слайда на экране гораздо больше деталей в светах и тенях изображения не станут совершенно белыми или черными, а будут четко читаться независимо от тональности. Многие сюжеты, характерные большим перепадом яркости, и вовсе могут быть адекватно переданы только слайдом.

Пытались ли вы печатать фотографии, на которых отсняты сюжеты, связанные с туманом? Фотографировали ли вы радугу? А небо перед грозой? А искрящуюся на солнце воду ручья? И сюжетов таких немало, когда по опыту прошлых неудачных попыток приходится, вздохнув, опускать руки с аппаратом, заряженном негативной пленкой, которая не в силах сохранить всю красоту и буйство света...

Но не только ради таких, проблемных для негативного процесса сюжетов, есть смысл снимать на обращаемую пленку. Похожую аналогию легко отыскать в кино. Просмотр кинофильмов на "большом экране" (то есть в кинотеатрах) в сравнении с экраном домашнего телевизора по какой-то причине привлекает нас гораздо больше, заставляет глубже погружаться в происходящее и эмоциональнее переживать вместе с героями. И эта причина проста – все дело в "эффекте присутствия", рождающемся благодаря большому видимому размеру изображения на экране и близкой к реальной тоно- и цветопередаче, а также – темному залу, не отвлекающему внимание от сюжета.

Изображение, проецируемое на экран слайдопроектором, обладает точно таким же эффектом присутствия, заставляя зрителя поверить, что событие, запечатленное на слайде, на самом деле происходит сейчас, и совсем рядом. В этом помогает и солидный размер изображения на экране – это уже далеко не "открытка" 10х15, и даже не "лист" 20х30. Это уже целая картина, которую хочется смотреть и в общем, и приглядываясь к деталям, не торопясь, с удовольствием. Но не так долго – этот слайд должен уступить место следующему!

Кстати, не посещала ли ваши мысли идея напечатать все (или хотя-бы половину) фотографий, отснятых в походе (в отпуске, во время вылазки на природу) форматом 30х40 или хотя-бы 20х30? Хотя, даже если и посещала, то была однозначно отвергнута как бредовая – на стену в рамках все фотографии не вывесишь, а смотреть (и тем более – хранить) такие фотографии в большом количестве достаточно неудобно. Не говоря уже о том, что хорошая качественная печать фотографий больших форматов стоит уже весьма значительных денег...

Но выход опять есть – и это опять слайд! Коробочки со слайдами, упакованными в рамки, занимают весьма мало места (не больше, чем альбомы с фотографиями 10х15), а по впечатлению от просмотра на экране – вполне сравнимы с фотографиями как минимум формата 20х30 или 30х40! Конечно, показывать слайдофильм второпях (так, как мы часто показываем свои альбомы с фотографиями 10х15) не получится. Для этого обязательно нужно подготовиться, собрать гостей, подготовить для них чай, плюшки и, выключив свет, повести зрителей в увлекательное, яркое и красивое путешествие.

А может это и к лучшему?



Всего страниц: 3  1  2  3 



объявления спонсора.
Здесь экологическая консультация ..
  См. также:

 
Rambler's Top100
 @Mail.ru
Администрирование: webmasterphotoweb.ru
Все материалы: © 1995-2003 PhotoWeb.ru
Разработка: ©2002-2003 Илья Елисеев/Вадим Супрун
Сайт живет и работает под управлением СУС версии 1.1.1
Вернуться наверх
Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина
Поиск:  


объявления спонсора.
Здесь экологическая консультация .