Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина Форум
Поиск:  
PhotoWeb.ru ТЦ "Новый Колизей": 288-45-17
ТД "Джет": 243-21-33
      
  Что новенького?
  Новый релиз: Цифровая фотокамера с широким кругозором PENTAX Optio33LF  
подробнее...  
  Новый релиз: Цифровая фотокамера Nikon COOLPIX 5400  
подробнее...  
  "Цифровую революцию" в фотографии уже можно считать делом совершившимся. Цифровые методы фотографии, не использующие для получения изображения фотоплёнку, сегодня уже прочно заняли своё место в фотопроцессе очередная статья Сергей Дубильера.  
подробнее...  
  Тема покупки Б/У фототехники как в комиссионных магазинах, так и другими путями, будоражит умы многих. О плюсах и минусах подобных покупок расскажет Сергей Дубильер в своей новой статье.  
подробнее...  
все новости >>
  Что купить?
Canon
 
Minolta
 
Nikon
 
Olympus
 
Pentax
 
Цифровая фототехника
 
все товары >>
  Пообщаемся?
Форум PhotoWeb.Ru подробнее...
 



подробнее...
 
Письмо на PhotoWeb.Ru подробнее...
 
Главная страница / Статьи / Измерительные приборы / Измерительная техника в фотосъемке Версия для печати
 

Измерительная техника в фотосъемке

Продолжение. Стр. 2 из 2  1  2 

Измерение падающего света (измерение освещенности)

В профессиональной работе есть не только случаи, когда автоматика может рассчитать экспозицию лучше или хуже опытного фотографа-профессионала. К примеру, в студийной съёмке с применением нескольких ламп-вспышек, оснащённых разного рода направляющими и рассеивающими свет насадками, никакая автоматика уже не в состоянии рассчитать экспозиционные параметры в соответствии с творческим замыслом фотографа. В этом случае гораздо проще оказывается измерять интенсивность и другие параметры света, падающего на объект. Для этого существуют специально откалиброванные экспонометры, светоприёмник которых обладает очень широкой диаграммой направленности. Как правило, светочувствительный элемент экспонометров, предназначенных для измерения падающего на объект света, представляет собой полусферу из молочного стекла. Измерение не отражённого, а падающего света позволяет легче добиться точного воспроизведения на снимке тонов объекта съёмки, особенно при использовании обращаемой плёнки, обладающей весьма малой экспозиционной широтой.

В профессиональной съёмке довольно часто нужно не только просто измерить освещённость объекта съёмки, создаваемую импульсными источниками света или естественным светом. Создавая при помощи нескольких источников света светотеневой рисунок будущего снимка, фотограф-профессионал должен заботиться о том, чтобы этот рисунок не был ни слишком контрастным, ни излишне вялым и плоским. Для этого нужно контролировать интенсивность света, приходящего от каждого из источников. Мало того, специфика съёмки в помещении ограниченных размеров с применением источников искусственного света вынуждает фотографа контролировать и освещённость объекта на всём его протяжении (например - при съёмке ростового портрета следить за тем, чтобы освещённость лица и ног модели отличалась не слишком сильно). Для этого также применяется замер освещённости объекта, но в качестве светоприемника выступает не молочная полусфера, "собирающая" свет, приходящий к объекту съёмки от всех источников (угол "зрения" такой полусферы близок к 180 градусам). Для замера контраста (так называется этот метод измерений освещённости) нужен светоприёмник с небольшим углом зрения, чтобы учитывать свет, приходящий к поверхности объекта съёмки только с одного направления (от одного источника света). Измерив освещённость, создаваемую на объекте съёмки каждым из источников света, фотограф-профессионал уже может оценить степень контрастности получаемого светотеневого рисунка, а также - равномерность его освещения. Как правило, для замера контраста освещённости необходимо ограничить угол восприятия экспонометра - либо опустив молочную полусферу в специальную шахту-бленду (Sekonic L-358), либо заменить её на специально спроектированную для измерения контраста насадку (Sekonic L-308B II).

Если при съёмке в свете импульсных источников света роль заполняющего или эффектного света отводится естественному (солнечному) свету то, варьируя выдержкой, можно в значительных пределах менять светотеневой рисунок будущего снимка. Но необходимого баланса между светом импульсных источников и естественным светом добиться не так легко. В этом случае весьма удобно использовать универсальные измерительные приборы (мультиметры или флашметры), имеющие возможность вычислять этот баланс, показывая процентное соотношение импульсного и естественного (ambient) света (Minolta Flash Meter V, Sekonic L-608, Sekonic L-358).

Специальные методы измерения яркости объекта съемки

Съёмка без использования импульсного освещения тоже далеко не всегда может обойтись замером одного лишь только отражённого света. Ведь о цвете и тоне предметов мы можем судить, оценивая характер отражения ими падающего света. В процессе отражения падающего света предметами, имеющими различный цвет, тон и фактуру поверхности, он претерпевает различные изменения. Свет одинаковой интенсивности и спектрального состава, отражаясь от белого листа бумаги, чёрного закопченного камня или красной ткани, становится совсем иным. Отражённый белым листом бумаги, свет почти не изменит своих характеристик, отражённый чёрным бархатом - значительно изменит свою интенсивность, а у отражённого красной тканью света изменятся не только интенсивность, но и спектральный состав. Но экспонометр, измеряющий свет, отражённый от окружающих нас предметов, "не знает" об их цвете и тоне. Он просто регистрирует их яркость - интенсивность отразившегося от них света. Но отражённый свет ценен тем, что несёт информацию о цвете и тоне объекта съёмки. А экспонометр, измеряющий отраженный от объекта съёмки свет, разницы между белой скатертью и черным углём "не заметит" - для него "все кошки серы".

Поэтому измерение отражённого света - методика не всегда верная, потому как результат измерения зависит от отражающей способности объекта съёмки. Измерение интенсивности отражённого света (называемое часто ещё "измерением яркости") даёт правильный результат лишь тогда, когда средняя отражающая способность объекта съёмки близка к 18% - средне-логарифмическому значению между максимальным и минимальным коэффициентами отражения. Чем больше коэффициент отражения предмета отличается от этой цифры, тем измерение экспозиции становится менее точным. Спасает ситуацию только тот факт, что в окружающем нас мире чаще всего царит баланс - яркие света и сочные тени чаще всего соседствуют друг с другом, одновременно уравновешивая и подчеркивая друг друга. Если перевести это всё с поэтического языка в технические термины, то можно сказать, что интегральная (усреднённая) отражающая способность большинства сюжетов находится недалеко от отметки 18%, принятой в качестве "точки отсчёта" для экспонометрии. Поэтому-то у встроенных экспонометрических систем фотоаппаратов чаще всего получается измерять экспозицию с достаточной точностью.

Между понятиями "чаще всего" и "всегда" - промежуток довольно большой. И если в практике любителя сюжеты, у которых интегральный коэффициент отражения значительно отличается от "среднесерых" 18% встречаются нечасто, то в практике профессионала такие сюжеты уже не столь редки. В качестве одного из примеров можно привести лицо человека, занимающее на профессионально сделанных портретах значительную площадь кадра. В этом случае замер по отражённому свету приведёт к ошибке в -1EV - кожа лица человека, как правило, имеет коэффициент отражения больше, чем 18%. Конечно, ошибка на одну ступень - это хоть и нехорошо, но не так и страшно, особенно при съёмке на негатив. Тем не менее, несложно привести примеры сюжетов, когда ошибка в экспозиции при измерении яркости объекта съёмки может достигать значительных величин: мчащийся по склону лыжник на фоне белого искрящегося снега, ювелирные изделия, разложенные на чёрном бархате, или артист, выхваченный лучом прожектора из полумрака сцены. Эти объекты даже на первый взгляд уже нельзя отнести к средне-серым. Но это ещё пол-беды. Обычный метод компенсации ошибки при определении правильной экспозиции путём замера яркости объекта, средний тон которого отличается от 18% - введение экспокоррекции - в таких случаях тоже применить трудно, ведь интегральный коэффициент отражения угадать, даже имея немалый опыт оценки подобных сюжетов, довольно сложно (если даже не сказать - невозможно). Поэтому даже репродукция рисунка, выполненного тонкими карандашными линиями по белому листу бумаги - простое, казалось бы, занятие, и то приводит к необходимости замера либо по падающему свету, либо (в случае измерения по яркости) - применения специально предназначенной для этого "серой карты", имеющей нормированный коэффициент отражения, весьма близкий к 18%.

Точечное измерение

Определение экспозиции методом измерения освещённости, или измерением яркости "серой карты" как правило оказываются довольно точным. Но если в студии эти методы чаще всего применять легко и удобно, то при съёмках на природе подойти к объекту съёмки для того, чтобы положить рядом с ним серую карту или измерить его освещённость зачастую сложно, иногда - даже и невозможно. Измерение же интегральной яркости объекта далеко не всегда гарантирует "точное попадание", особенно на сложных объектах.

В этом случае стоит обратить внимание на метод "точечного" измерения яркости. Локальное измерение яркости объекта съёмки позволяет избежать ошибки и неуверенности, которые всегда есть при измерении средней (интегральной) яркости сложных в тональном отношении объектов. Небольшой угол зрения спотметра (прибора для измерения локальной яркости объекта съёмки) позволяет как бы "превратить" сложный объект в гораздо более простой, однотонный. Нужно лишь выбрать соответствующий однотонный участок и измерить его яркость.

Сложности, правда, есть и при таком методе - участок объекта с коэффициентом отражения близким к 18%, то есть обладающий "среднесерым" тоном, не всегда можно найти.

Применение зонной системы и точечного замера.
Довольно простое, но действенное решение в этом случае можно получить, обратившись к "Зонной системе", труду знаменитого американского фотографа-пейзажиста Ансела Адамса. В общем случае зонная система А. Адамса заключается в определении для каждого сюжета наиболее подходящих параметров экспонирования обработки негатива, чтобы передать интервал яркостей объекта съёмки наиболее точно и естественно. Но, если черно-белые негативные плёнки допускают изменение коэффициента контрастности фотослоя при проявлении, то большинство цветных (и негативных, и обращаемых) фотоматериалов приемлют только стандартную обработку. Поэтому мы воспользуемся лишь той частью зонной системы, где речь идёт о правильном определении экспозиции.

Весь интервал яркостей, которые различает на объекте съёмки человеческий глаз, Ансел Адамс разбил на 10 зон, причём соседние зоны отличаются по коэффициенту отражения примерно в два раза (соответственно и яркость их также различается друг от друга на 1EV). Характеристики этих зон таковы:

зона 0. Совершенно черный тон: проходы в темные помещения (окна, двери, арки), фотографируемые из ярко освещенного пространства; самые глубокие тени; любой темный участок объекта, на котором не требуется, передача деталей.

зона 1. Самые темные тона, близкие к совершенно черному: глубокая тень без деталей, но еще не совсем черная; на цветной фотографии допустимы искажения цвета.

зона 2. Появление первых признаков деталей в тенях: фактура черного меха; детали чугунного литья, черная одежда, деревья и т.д. Допустимы искажения цветов.

зона 3. Не совсем черный: умеренно темные тона на одежде, волосах, коре деревьев и т .п.; темная листва.

зона 4. Средняя по плотности тень при солнечном освещении в ясный день; нормальная листва; сильно загорелая или темная кожа; зеленая мокрая трава.

зона 5. Стандартный серый тон; тень в солнечный день при наличии рассеянного от облаков света; нормальный загар или слегка потемневшая кожа; красный кирпич; зеленая трава в сухую погоду. Экспонометры, определяющие экспозицию методом измерения яркости объекта съёмки, настроены именно для работы с объектами, попадающими в 5-ую зону.

зона 6. Светлая кожа; чистое синее небо, каменный дом, строения из белого кирпича, хлебные поля, газетный лист.

зона 7. Светло-серые, с серебристые, бледно-желтые, зеленые, кремовые тона; последние признаки цвета ("белесость") на цветной пленке; мощеный тротуар; машинописная страница.

зона 8. Белый тон с минимумом деталей. Вышитые скатерти, подвенечное платье и т.п.

зона 9. Совершенно (мертвенно) белый тон без деталей; сильные источники света; залитый светом белый тон; зеркальные отражения источника, в том числе блики от полированных поверхностей.

По этим определениям идентифицировать зоны достаточно легко. Но к чему мы заговорили о зонной системе , когда речь идёт о точечном измерении яркости? Ответ прост. Далеко не на каждом объекте съёмки можно найти "среднесерый" участок (имеющий коэффициент отражения близкий к 18%). Зато провести точечное измерение по более значительным в размерах участкам, имеющим значительно отличающийся от 18% коэффициент отражения - гораздо легче. Но результаты такого замеры будут ошибочны - ведь экспонометр откалиброван на измерение яркости объекта средне-серого тона. Привести результаты такого замера в соответствие с правдой можно, руководствуясь зонной системой, ведь основная ценность зонной системы заключается в том, что достаточно воспроизвести верно любой из присутствующих в кадре тонов, а все остальные автоматически займут свое место. К примеру, фотографируя лыжника, спускающегося по освещённому солнцем снежному склону, можно просто измерить яркость снега. Но поскольку снег можно поместить в 8-ую зону, то значит яркость его на 3EV выше, чем у среднесерого объекта. Соответственно, увеличив выдержку (или открыв диафрагму) на три ступени против полученного таким образом результата, можно уверенно говорить о точно определённой экспозиции.

Заключение

Итак, к чему же мы пришли?

Применение точечного экспонометра.
Встроенный экспонометр, автоматика на его основе - это удобно и замечательно. Но мы достаточно легко нашли несколько областей применения, когда встроенный экспонометр не в силах помочь фотографу в правильной оценке световых условий для вычисления оптимальных параметров экспонирования плёнки. В первую очередь это неспешная профессиональная съёмка, требующая измерения света, который дают фотовспышки, измерения света, падающего на объект съёмки, а также - локального (точечного) измерения яркости объектов.

В таких случаях - самое время вспомнить об автономном, отдельном от аппарата, экспонометре. Впрочем, профессионалы об этом приборе и не забывали никогда. Благодаря востребованности в профессиональной работе, экспонометр за последние четыре десятка лет здорово преобразился, сменив несколько поколений светочувствительных элементов (селеновый фотоэлемент - сернистокадмиевый фоторезистор - кремниевый фотодиод), получил совершенно новые, гораздо более удобные и наглядные системы индикации, обзавёлся встроенным микропроцессором. Благодаря этим изменениям в конструкции экспонометр значительно улучшил свою функциональность, например - научился измерять импульсный свет, усреднять и пересчитывать результаты замера.

Применение колорметра.
Снимок, сделанный при искуственном освещении на пленку для дневного освещения с фильрами 80А и 82В.
Снимок, сделанный без фильтров.

Приборы, предназначенные для измерения параметров света и определения на основе этих измерений правильных условий экспонирования, выпускаются в настоящее время многими производителями фототехники, осветительного оборудования и аксессуаров для фотографии. В большинстве случаев это - точные, надёжные и многофункциональные приборы профессионального назначения. Соответственно - и цена их, как правило, немалая. Среди фирм, занимающихся производством измерительной техники для фотографии, стоит отметить наиболее широко представленные на прилавках нашей страны изделия Sekonic (Sekonic Corporation) и Minolta (Minolta Co., ltd), а также Gossen (Gossen Foto- und Lichtme?technik GmbH), Pentax (Asahi Optical Co., ltd) и некоторые другие.

    Приборы для измерения параметров света в фотографии можно разделить на следующие категории:
  • Экспонометры (exposure meter - измеритель экспозиции) - приборы для определения для определения освещённости, создаваемой постоянным (например - солнечным) светом, или интегральной яркости объекта съёмки при таком освещении.
  • Флашметры (flash meter - измеритель вспышки) - приборы для определения освещённости, создаваемой импульсными лампами-вспышками.
  • Спотметры (spot meter - точечный измеритель) - приборы для локального измерения яркости объекта съёмки.
  • Колорметры (color meter - измеритель цвета) - приборы для определения цветовых характеристик освещения.

Как правило, большая часть выпускаемых в настоящее время цифровых измерителей - очень сложные и точные приборы, выполняющие сразу несколько функций. Например, флашметры (Minolta Flash Meter V, Sekonic Flash Master mod. L-358) способны измерять не только импульсный свет, но и постоянный свет. Спотметры (Minolta Spotmeter F, Sekonic Dual Spot F mod. L-778) без проблем измеряют не только постоянный, но и импульсный свет, а колорметр Minolta Color Meter IIIF - умеет измерять не только цветовые характеристики света, но и мощность как постоянного, так и импульсного света. Принадлежность же прибора Sekonic L-608 Super Zoom Master даже трудно определить однозначно - он представляет собой полноценные флашметр, экспонометр и спотметр, собранные в одном корпусе.

Технические данные современных фотографических измерительных приборов чрезвычайно высоки. Поэтому, решившись на покупку автономного измерительного прибора, нужно не только убедиться в соответствии набора функций и характеристик предполагаемому применению, но и обязательно попробовать, насколько удобен этот прибор в использовании.

И, мы надеемся, что не только точный, но и удобный прибор доставит в работе немало удовольствия, позволив совершенно забыть о волнениях и раздумьях, связанных с угадыванием правильной экспозиции.

Сергей Дубильер, e-mail: dubiljer@in.dp.ua


Всего страниц: 2  1  2 




.
  См. также:
Купить в магазине PhotoWeb.Ru:   Цена, у.е.     ТЦ "НК"     ТД "Джет"    
MINOLTA AUTOMETER IV F - флэшметр 345.00   
MINOLTA FLASHMETER V - флэшметр 545.00    + -   [ купить ]  
MINOLTA COLOR METER III F - флэшметр 1178.00    - -   [ купить ]  
GOSSEN VarioSix F2 - флэшметр 420.00    - -

 
Rambler's Top100
 @Mail.ru
Администрирование: webmasterphotoweb.ru
Все материалы: © 1995-2003 PhotoWeb.ru
Разработка: ©2002-2003 Илья Елисеев/Вадим Супрун
Сайт живет и работает под управлением СУС версии 1.1.1
Вернуться наверх
Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина
Поиск: