Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина
Поиск:  
PhotoWeb.ru тел. (095) 288-45-17      
  Что новенького?
  В конце зимы - начале весны нынешнего года компания Nikon решила порадовать фотолюбителей очередным набором новинок, среди которых Nikon Coolpix SQ, Nikon Coolpix 3100 и Coolpix 2100, Nikon F75, а так же компакт-камера и два объектива.  
подробнее...  
  Компания Minolta объявила о создании новых профессиональных объективов Minolta AF 70-200/2.8 Apo G (D) SSM и AF 300/2.8 Apo G (D) SSM, оснащенных встроенными прямоприводными сверхзвуковыми фокусировочными моторами SSM кольцевого типа.  
подробнее...  
  PENTAX Corporation представляет новый цифровой зеркальный фотоаппарат со сменной оптикой. Новинка оснащена ПЗС матрицей объемом 6.1 мегапикселей.  
подробнее...  
все новости >>
  Что купить?
Canon
 
Minolta
 
Nikon
 
Olympus
 
Pentax
 
Цифровая фототехника
 
все товары >>
  Пообщаемся?
Форум PhotoWeb.Ru подробнее...
 


Качественная и недорогая мебель
антиплагиат вуз онлайн проверка
подробнее...
 
Письмо на PhotoWeb.Ru подробнее...
 
Главная страница / Статьи / Измерительные приборы / Измерительная техника в фотосъемке Версия для печати
 

Измерительная техника в фотосъемке

Minolta Flash Meter VВстроенным в фотоаппарат согласованным экспонометром сейчас уже никого удивить нельзя. Тем не менее наша статья - об автономных измерительных приборах и принципах их работы. В ней мы постараемся найти ответ на вопрос, нужны ли вообще автономные измерительные приборы, а если нужны - то в каких случаях. Но сначала - о причинах обращения к этой теме.

Зрение - одно из важных чувств, благодаря которым мы воспринимаем мир, окружающий нас. И одно из непременных условий того, что наше зрение будет служить мощным и тонким инструментом восприятия окружающей среды - это наличие света. Свет, падая на объект съёмки, выявляет его форму и фактуру поверхности. Отражаясь от поверхности объекта съёмки, свет меняет свои характеристики, сообщая нам остальные визуальные параметры - его цвет и тон. Отраженный от объекта съёмки свет воспринимает сетчатка наших глаз, а дальше зрительная информация поступает в мозг.

Точно так же, и в фотографии свет - это самая главная составляющая. Огромное количество информации, которое несут на себе параметры окружающего нас света - его направление, интенсивность, цветовые характеристики отпечатывается на плёнке в виде изображения.

Но для того, чтобы превратить информацию (которую несёт в себе свет), в изображение, нужно световой поток правильно воспринять. В этом деле сетчатка глаза и плёнка (или матрица цифрового фотоаппарата) выполняют аналогичные роли. Но на этом сходство заканчивается.

Природа, создавая зрение человека, потрудилась на славу. Наши глаза удивительно легко приспосабливаются к любому уровню освещённости, к любому соотношению спектральных составляющих в его составе. Поэтому нам не нужно постоянно таскать с собой набор тёмных и цветных очков для "подгонки" чуствительности глаза к параметрам действующего освещения. Больше того, мы даже обычно и не задумываемся над параметрами света, окружающего нас - наше зрение адаптируется практически к любому свету, не теряя способности сравнивая, выделять даже незначительную разницу в яркости или цвете различных предметов.

Фотоплёнка и матрица цифровой камеры не обладают такой гибкостью, как человеческое зрение. Они не умеют думать, не умеют адаптироваться к меняющимся световым условиям, не умеют выделять из всей информации, которую несёт свет, лишь ту, что будет полезна в восприятии окружающего мира.

Всё это приводит к некоторому парадоксу - зрение человека оперирует относительными величинами (светлее-темнее), а фотоплёнка и матрица реагируют на величины абсолютные. Но ведь от фотографии мы хотим получить впечатление, близкое к тому, что мы видим глазами, а не просто фиксацию абсолютных уровней яркости объекта съёмки. С другой стороны, мы, благодаря приспособляемости нашего зрения к меняющимся условиям освещённости, ничем не можем помочь плёнке - для определения абсолютного уровня яркости объекта, чтобы экспонировать плёнку в соответствии с её характеристиками, наше зрение не подходит.

Поэтому точное измерение характеристик света - это одна из ключевых задач в фотографии.

На заре фотографии фотографы, не имея точного инструмента для измерения мощности света, вынуждены были использовать многократные пробы, набирая и оттачивая опыт эмипирической оценки на глаз яркости и цветовых характеристик света.

Этот опыт со временем трансформировался в табличные и дисковые экспонометры, благодаря которым можно было с большей или меньшей точностью оценить параметры света, исходя из множества учитываемых таблицей факторов - начиная от географического местоположения, времени и характера облачности в момент съёмки и заканчивая визуальными характеристиками объекта съёмки. Но таблицы, не зря получившие очень широкое распостранение среди фотографов в начале-середине 20-го века, хоть и позволяли не ошибиться сильно, выбирая параметры экспонирования плёнки, но всё-же - не давали полной уверенности в правильности оценки уровня освещённости. Всё-таки вычисление этой величины по косвенным признакам - далеко по точности и надёжности от прямого измерения.

Настоящую революцию в фототехнике произвело появление электронного экспонометра. С этого момента уже стало возможным говорить о точном измерении света, о точном экспонировании плёнки. Конечно, первые модели экспонометров были большими, не слишком удобными и обладающими малой чувствительностьтью. Но ведь главное - это начало. В дальнейшем экспонометры становились меньше в размерах, точнее, чувствительнее, удобнее в использовании.

Но таскать с собой одновременно аппарат и экспонометр не всегда удобно. Тем более что размеры электронных компонентов, входящих в состав экспонометра, уменьшились в размерах настолько, что вполне уже могли быть спрятаны внутри корпуса фотоаппарата. Таким образом, постепенно экспонометр - верный помощник фотографа - перестал быть отдельным прибором и интегрировался в конструкцию фотоаппарата. Ну а сейчас фотоаппарат, не оснащенный встроенным экспонометром, представить сейчас достаточно трудно. Оно и понятно, ведь иметь всё время под рукой столь необходимую в процессе фотосъёмки вещь как экспонометр - весьма удобно.

Часто встроенный в аппарат экспонометр настолько сильно "вростает" в конструкцию аппарата, что становится уже достаточно сложно (а порой - даже невозможно!) разделить, например, экспонометр и схемы управления затвором и диафрагмой.

Развитие и совершенствование встроенных в фотоаппараты экспонометров прошло длинный и сложный путь, чтобы подойти к нынешнему высокому уровню.

Достаточно громоздкие, малочувствительные и ненадёжные системы с фотоприемником в виде селенового фотоэлемента сменились более точными, компактными и долговечными экспонометрами на CdS-фоторезисторах. Чуть позднее, благодаря замене фоторезистора на кремниевый фотодиод значительно повысились быстродействие, чувствительность и точность встроенных экспонометров, а переход к измерению света по системе TTL (Throw The Lens - через объектив), когда датчик экспонометра располагается внутри аппарата (за объективом), позволил наилучшим образом согласовать поле измерения экспонометра с полем зрения объектива, заодно автоматически учитывая влияние всех надетых на объектив насадок и светофильтров, избавив фотографа от сложных расчётов при съёмке в крупном масштабе. TTL-замер упростил и работу и в том случае, когда светосила объектива - величина непостоянная, как например в случае объективов с переменным фокусным расстоянием (zoom-объективов).

Дальнейшее совершенствование встроенных экспонометрических систем аппаратов перешло на новый уровень, когда электроника фотоаппарата перешла под руководство встроенным микропроцессором. Благодаря этому появилась возможность разбить всё поле кадра на отдельные зоны, снабжённые каждая своим датчиком, а результаты измерений по отдельным зонам предоставить "осмысливать" программе, управляющей процессом экспонирования. Первым аппаратом, система экспонометрии которого была постоена подобным образом, стал фотоаппарат Nikon FA. Совершенствование систем многозонного измерения экспозиции продолжается и сейчас, не останавливаясь даже на время. Возрастает мощность встроенного в фотоаппарат микрокомпьютера, увеличивается объём памяти, где хранятся наиболее часто встречающиеся варианты распределения яркости по кадру. Увеличивается количество зон, на которые разбита площадь кадра, например - 35-зонный замер аппаратов Canon EOS3 и Canon EOS300. Ещё больше поражает воображение 1005-зонный экспонометр фотоаппарата Nikon F5, дающий возможность регистрировать не только распределение яркости по площади кадра, но и анализировать это распределение с учётом цвета объектов, попадающих в кадр. Всё это привело к тому, что встроенный экспонометр многих современных фотоаппаратов представляет собой сложнейшую систему, позволяющую даже при работе в полностью автоматическом режиме получать достаточно высокий процент правильно экспонированных кадров.

Большое количество датчиков замера, входящих в состав многозонных систем экспонометрии современных фотоаппаратов, позволяет эмулировать на их основе кроме основного, многозонного, метода измерения экспозиции, центрально-взвешенный, частичный и точечный методы измерения экспозиции, потребность в которых может возникнуть в сложных световых условиях - например, при съёмке в контровом свете, при фотографировании объекта, основной тон которого значительно отличается от тонов средней плотности, на точное воспроизведение которых и настроена экспонометрическая система фотоаппарата. Особенно ценным оказывается точечный замер, даже не смотря на то, что "точечным" его назвать можно лишь условно - типичный размер "точки" большинства современных фотоаппаратов составляет не менее 2-3% от площади кадра.

Иллюстрация баланса постоянного и импульсного света.
40% экспозиции дает вспышка.
10% экспозиции дает вспышка.
80% экспозиции.
Ещё больший путь прошла система управления экспонированием при использовании фотовспышки. При применении первых вспышек, не имеющих каких-либо возможностей автоматического управления мощностью импульса, для правльного определения правильной экспозиции необходимо было по таблицам вычислять диафрагму, соответствующую комбинации чувствительности заряженной в аппарат плёнки, расстоянию от вспышки до объекта съёмки и массы других факторов, прямо или косвенно влияющих на правильность экспонирования. Применение же нескольких вспышек одновременно, использование рассеивающих насадок и отражателей настолько затрудняло вычисление необходимой диафрагмы, что проще было провести тестовые съёмки и использовать в дальнейшей работе не вычисленные, а полученные из опыта параметры.

Появление автоматических вспышек произвело фурор - съёмка со вспышкой перестала ассоциироваться с риском и мыслями "попал или промазал?" и отвлекать внимание фотографа на вычисление и установку диафрагмы, соответствующей каждому сюжету.

TTL-управление вспышкой сняло ещё больше забот с плеч фотографа - теперь, независимо от угла зрения объектива, установленной диафрагмы, чувствительности, масштаба съёмки и применённых при этом насадок, плёнка получала столько света, сколько нужно было для нормального экспонирования.

На современном этапе развития фотоаппаратостроения TTL-управление вспышкой "обросло" дополнительными возможностями, получив загадочные на первый вгляд названия - ADI, 3D, E-TTL и так далее. Эти системы для вычисления необходимой энергии вспышки могут "исследовать" объект съёмки предварительными тестирующими вспышками малой мощности, учитывать расстояние до объекта съёмки и даже определять положение объекта съёмки в пределах кадра. Безусловно, такое усложнение алгоритма работы потребовало весьма серьёзной работы по увеличению объёма информации, циркулирующей в системе фотоаппарат-объектив-вспышка. Но зато результаты столь глубокой интеграции превзошли все ожидания. Точность экспонирования плёнки при съёмке со вспышкой, использующей системы расширенного TTL-управления, остаётся весьма высокой даже для очень сложных сюжетов.

Системы автоматического экспонирования и автоматического управления вспышкой, слившись воедино в современных автофокусных фотоаппаратах, по большому счёту произвели революцию в фотоаппаратостроении. "Умная" встроенная автоматика вышла на такой уровень, когда она уже готова взять на себя всю полноту управления процессом экспонирования, оставив фотографу лишь поиск сюжета и кадрирование. Конечно, интеллект фотографа-профессионала автоматике не "переплюнуть" (может быть пока?). Но с ростом уровня "интеллектуальности" автоматики ей уже можно доверять всё больше и больше. И всё чаще и чаще в фотографической практике встречаются задачи, когда "умная" автоматика управляет аппаратом значительно лучше, чем фотограф, им пользующийся. Чтобы далеко не ходить, можно привести в пример случай, когда аппарат попадает в руки любителю, не имеющему достаточного для более-менее сложных съёмок опыта. Но не только любителю нужна качественная "интеллектуальная" автоматика. Фоторафу-репортёру зачастую опыта анализа сюжета и умения управлять аппаратом не занимать. Зато в профессиональной репортажной съёмке у него нет времени не только анализировать световые условия, но даже - управлять аппаратом и контролировать по дисплею параметры его работы. В таких случаях автоматика не только полезна. По существу - она незаменима, и благодаря ей снято множество отличных кадров как фотолюбителями, так и профессионалами.

Однако автоматика - это замечательно. Но ничего идеального не бывает, и автоматика, встроенная в аппарат - тоже не универсальна, и уж тем более - не всесильна. В практике фотографа-профессионала очень часто встречаются случаи, когда (если позволяет время), лучше взять управление аппаратом в свои руки, полностью или частично отключив автоматику в системах экспонометрии. Поэтому, в отличие от аппаратов любительских, в профессиональных аппаратах очень много внимания уделено удобству ручных режимов управления. Не говоря уже о том, что в профессиональной среднеформатной фотоаппаратуре наличие экспозиционной автоматики и многозонного экспозамера встречается нечасто, а в крупноформатных камерах - даже речи о встроенном экспонометре и автоматике не идёт. Ведь спешить-то некуда!



Всего страниц: 2  1  2 



Качественная и недорогая мебель
антиплагиат вуз онлайн проверка.
  См. также:
Купить в магазине PhotoWeb.Ru:   Цена, у.е.     Наличие    
MINOLTA AUTOMETER IV F - флэшметр 345.00    снят
MINOLTA FLASHMETER V - флэшметр 545.00    есть   [ купить ]  
MINOLTA COLOR METER III F - флэшметр 1178.00    нет   [ купить ]  
GOSSEN VarioSix F2 - флэшметр 420.00    есть   [ купить ]  

 
Rambler's Top100
 @Mail.ru
ВНИМАНИЕ! Сайт находится в режиме тестовой эксплуатации.
В случае возникновения проблем с его функционированием,
пожалуйста, пишите на webmaster@photoweb.ru.

Все материалы: © 1995-2002 PhotoWeb.ru
Разработка: ©2002 Илья Елисеев/Вадим Супрун
Сайт живет и работает под управлением СУС версии 1.1.0
Вернуться наверх
Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина
Поиск:  


Качественная и недорогая мебель
антиплагиат вуз онлайн проверка