Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина Форум
Поиск:  
PhotoWeb.ru ТЦ "Новый Колизей": ВНИМАНИЕ! изменился телефон - 688-45-17
Фотомагазин на Пятницкой 543-5944
      
  Что новенького?
  Новая влагозащищенная цифровая фотокамера : PENTAX Optio 43WR  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера: Nikon COOLPIX 5200  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : Casio EXILIM PRO EX-P600 – 6-мегапиксельная компактная профессиональная модель с объективом Canon  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : PENTAX Optio30 — удобный и простой в обращении компактный цифровой фотоаппарат  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера: CASIO QV-R41 с 4-Мегапикселями c большим ЖК-дисплеем 2,0 дюйма и простым управлением  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : Pentax Optio S40  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : Nikon D70 с 6.1 млн. эффективных пикселей  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : Nikon COOLPIX 8700 с 8.0 млн. эффективных пикселей и 8-кратным зум-объективом Zoom-Nikkor ED  
подробнее...  
все новости >>
  Что купить?
Canon
 
Minolta
 
Nikon
 
Olympus
 
Pentax
 
Цифровая фототехника
 
Lowe pro
 
все товары >>
  Пообщаемся?
Форум PhotoWeb.Ru подробнее...
 


На сайте artgive.ru библию подарочную купить.Настроить сервер цена смотрите на http://www.it-spectrum.com.ua.
  подробнее...
 
Письмо на PhotoWeb.Ru подробнее...
 
Как нас найти подробнее...
 
Главная страница / Статьи / Пленка, обработка и печать / Современные реалии черно-белой фотографии Версия для печати
 
версия 1.09

1. Введение

           Данная статья посвящена современному состоянию черно-белой фотографии, современным фотоматериалам и оборудованию. Адресована она в первую очередь тем, кто когда-то увлекался черно-белой фотографией, возможно, снимал “Зенитом” на пленку ФОТО-65 и по ночам печатал в ванной свои шедевры.
           Вряд ли взыскательный профессионал найдет здесь много нового, целью является помочь разобраться в нынешних реалиях черно-белой фотографии новичкам.
           Как сказал классик, “время летит вперед, и мы бежим вместе с ним”, - и вот многие из нас являются владельцами “мыльниц” (а некоторые - и более совершенных зеркальных камер), а цветная фотография стала обычным явлением. Даже ребенок теперь может, нажав кнопку “мыльницы” и отнеся пленку в ближайшую лабораторию, уже через час стать владельцем снимков. Но что-то не так? Все мы с любовью рассматриваем наши старые черно-белые фото в альбомах, а те, кто сам делал ч/б отпечатки, порой грустят по ушедшим временам. Навсегда ли это в прошлом и, быть может, черно-белая фотография уже никому не интересна и забыта?
Ответу на этот вопрос и посвящена данная статья.

2. Материалы

            Сейчас в продаже при желании можно обнаружить как импортные, так и отечественные фотоматериалы. К огромному сожалению, ассортимент продукции на нашем рынке крайне скуден (по сравнению с западным), порой нельзя купить многих элементарных реактивов, часто фотоматериалы продаются от случая к случаю, но все же положительные сдвиги есть, и это не может не радовать. Пока только фирма Kodak проявляет какую-то активность на профессиональном рынке (создана пока небольшая, но сеть про-центров, проводятся образовательные мероприятия, издается литература), остальные фирмы (Ilford, Agfa) представлены намного хуже, фирма Fuji практически не представлена вообще.
           Так как хобби все же предполагает получение определенного удовольствия от процесса и удовлетворения от результата, лучше при возможности пользоваться качественными импортными материалами, а не тратить свое время и нервы на “борьбу” с отечественной химией и пленками. То, на что раньше приходилось тратить порой годы, теперь может быть достигнуто намного проще, быстрее, а главное намного качественнее. Если вы когда-то работали с пленками типа ФОТО-65 и отечественными реактивами, то получите большое удовольствие, испытав современные материалы.

2.1. Пленки

           Сейчас не составляет никакого труда купить цветную негативную пленку Kodak, Fuji или Agfa.
           Продаются ли сейчас черно-белые пленки? Оказывается, вышеперечисленные фирмы до сих пор выпускают черно-белую пленку, более того, даже изобретают что-то новое на этом поприще. Качество современных черно-белых фотоматериалов весьма высоко (речь идет о серьезных фирмах типа Ilford, Kodak, Agfa и Fuji), рассчитаны они в основном на профессионалов, за исключением нескольких пленок, продающихся только на специальных рынках, например Kodak Academy.
           Как-то сложилось, что фирма Ilford мало известна нашему любителю, а ведь это одна из самых солидных и уважаемых фирм, которая на протяжении вот уже почти 120 лет верой и правдой служит делу черно-белой фотографии. Вся черно-белая продукция производится в Англии на заводах фирмы.
           Рассмотрим современные черно-белые пленки, которые реально можно обнаружить в продаже.

  • Фирма Kodak выпускает большой ассортимент ч/б пленок. У нас пока доступны:
    • Academy (чувствительностью ISO 200),
    • PLUS-X Pan (ISO 125),
    • PLUS-X Pan Professional (ISO 125),
    • T-MAX Professional (ISO 100, 400 и 3200),
    • T-MAX 400CN Professional (ISO 400, реально от ISO 25 до 800, проявка по процессу C-41),
    • TRI-X Pan (ISO 400),
    • TRI-X Pan Professional (ISO 320).
  • Ilford выпускает следующие пленки :
    • Delta Professional (ISO 100 и 400),
    • XP2 400 (ISO 400, реально ISO 50-800, проявка по процессу C-41),
    • FP4 Plus (ISO 125),
    • HP5 Plus (ISO 400) и Pan F Plus (ISO 50).
  • Из Agfa доступны:
    • Agfapan APX (ISO 25, 100 и 400).
  • Из Fuji можно встретить пленки
    • Neopan (ISO 100, 400 и 1600).

            Часто можно услышать споры о том, какая пленка (или бумага) “лучше”.
Разумеется, совершенно бессмысленно говорить обо всех материалах какой-то фирмы сразу. Качество современных черно-белых материалов таково, что отличия между ними скорее субъективные, либо более зависят от условий обработки (и индивидуальных особенностей обработчика), чем от качества материала, качество при соблюдении условий и сроков хранения у ведущих фирм превосходное без существенных отличий у разных фирм (речь не идет о пленке Kodak Academy).
            Можно выделить несколько классов пленок, это универсальные топ-эмульсии T-MAX (Kodak), APX (Agfa), DELTA (Ilford) и классические типа Plus-X, Tri-X, HP-5 и пр. Внутри этих классов отличий (объективных) практически не ощутить. Особняком стоит Kodak Technical Pan, так как имеет специальную подложку, не изменяющую свои размеры при намокании и высыхании, и специальную эмульсию.

            Особо хотелось бы остановиться на пленках T-Max Professional. Эти пленки сделаны по так называемой технологии T-Grain, которая позволяет получить более мелкое зерно по сравнению с обычными пленками равной чувствительности. Добиться такого результата позволяет использование специально выращенных кристаллов солей серебра особой, более плоской формы, которые к тому же расположены упорядоченно для более эффективного преобразования падающего на эмульсию света. Пленки T-Grain более чувствительны к отклонениям режима обработки. Ilford располагает аналогичной T-Grain технологией, примененной в пленках серии Delta.
           Также следует отметить пленку Kodak Academy 200, как выпадающую из ряда. Это бюджетная пленка, которая, по моей информации, изготавливается специально для нашего рынка, ее не найти в западных каталогах. Она самая дешевая из всех упомянутых. Большого смысла снимать на нее нет, т.к. затраты на пленку обычно относительно невелики.
           Особого разговора заслуживают пленки Kodak T-Max 400CN и Ilford XP2 400. Это профессиональные черно-белые пленки, которые, однако, проявляются по “цветному” процессу C-41 (и только по процессу C-41).
            Kodak T-Max 400CN обладает чудовищной фотографической широтой - ее можно экспонировать от 25 до 3200 единиц ISO при номинале в 400 ед. (при экспонировании как 1600 ед. и выше следует увеличить время проявления, что невозможно при минилабной проявке).
            Например, вы можете снять один кадр как 25 ед., а соседний - как 800 ед., и с обоих негативов можно будет сделать приемлемый отпечаток. Из-за такой высокой широты пленка очень мягкая, специфичная, ее лучше не использовать для малоконтрастных сюжетов. Зерно, по заявлениям фирмы Kodak (при экспонировании как 400 ISO), такое же или лучше, чем у традиционных черно-белых пленок 100 ед.
           Ilford XP2 400 - похожая пленка, однако фирма Ilford не столь оптимистична в заявлениях о широте пленки - рекомендуется экспонировать ее в диапазоне от 50 до 800 ед.

           Я бы рекомендовал использовать данные типы пленки (TMX400CN, XP2 400) только в случаях, когда заранее неизвестны световые условия предстоящей съемки (из-за большой широты фотоматериала), вряд ли стоит все съемки производить на такой тип пленки, т.к. фотограф лишается одной очень важной степени свободы - возможности “играть” режимом проявки пленки (подбирая время проявления, разбавление проявителя, тип перемешивания, и конечно, варьируя сам проявитель).

           Фирменную документацию по материалам и их обработке можно найти, в частности, в сети Internet.
            Фирмы Agfa и Ilford предоставляют исчерпывающую документацию практически по всем продуктам, Kodak - по некоторым (видимо, количество таких продуктов будет расти). Рекомендации Agfa на свои и чужие материалы не всегда позволяют получить наилучший результат, с материалами надо экспериментировать или читать, что по этому поводу пишут другие. В любом случае, я бы очень рекомендовал ознакомиться с документацией, так как часто инструкции, прилагаемые к пленке или проявителю, слишком скудны.

           Я сознательно не привожу таких технических подробностей, как разрешающая способность пленки и т.п. Сделано это по следующим причинам:

            1. информация существует не для всех пленок;
            2. не стоит слепо доверять тестам фирмы-производителя;
            3. разные фирмы могут тестировать пленки в разных условиях, что делает сравнение результатов бессмысленным;
            4. фотография - это не язык цифр. Они далеко не всегда имеют решающее значение, у материала есть душа и цифрами ее не выразить;
            5. с разными проявителями одна и та же пленка ведет себя по-разному (не говоря уже о разных режимах перемешивания и т.п.).

            Поэтому снимайте и экспериментируйте! Не стоит пытаться сразу перебрать все типы пленок. Лучше обратите внимание на доскональную отработку технологии (в первую очередь, это получение нормально экспонированных и проявленных негативов, стабильность проявочного процесса) для какой-либо конкретной пленки. Если вы будете пробовать все пленки подряд, не разобравшись в тонкостях обработки каждой из них, то можете придти к неверным выводам относительно качества того или иного материала.
           Многие перечисленные выше пленки - профессиональные. Что это означает? В первую очередь использование профессиональных пленок предполагает, как правило, более точное определение экспозиции. Возможно, стоит подумать над приобретением отдельного экспонометра для замера падающего и/или отраженного света (это особенно актуально для владельцев “Зенитов”, впрочем, точность отработки экспозиции в этих аппаратах все равно низка). Во-вторых, профессиональные пленки проектировались с предположением, что проявка пленки происходит как можно быстрее после съемки (у Kodak - максимум неделя для профессиональных цветных материалов), а не через полгода или даже год, как порой привык любитель. Так что старайтесь не слишком затягивать с проявкой пленки (не более месяца). Пленка (особенно отснятая) боится перегрева, старайтесь не допускать этого! Я бы рекомендовал после съемки (пока пленка не проявлена) помещать ее в холодильник. Лучше перед тем как начать п роявку дать пленке нагреться до комнатной температуры в течение 2-3 часов.

           Вообще говоря черно-белые пленки (особенно T-MAX 400CN и ILFORD XP2-400) можно использовать и для печати в минилабе, но при этом учитывайте, что во-первых, сложно будет получить действительно черно-белое фото (т.е. тон, как правило “съезжает”, что впрочем, не всегда плохо), а во-вторых, вы получите совсем не то, что можно изобразить, делая все руками (например, контраст играет в черно-белой фотографии очень большую роль, а минилаб принципиально не позволяет подбирать контраст при печати).

            Черно-белая фотография - это не фотография, которая не содержит цвета, это то, куда фотограф с любовью вкладывает свою душу на всех стадиях процесса, это живое существо! Поэтому если вас интересует результат больший, чем обезличенные цветные открытки, все следует делать вручную и не спеша, а не искать компромиссных решений типа печати в минилабе. Чудес на свете не бывает, невозможно получить совершенный снимок, не прикладывая к этому усилий.



Всего страниц: 7  1  2  3  4  5  6  7 


 
Rambler's Top100
 @Mail.ru
Администрирование: webmasterphotoweb.ru
Все материалы: © 1995-2003 PhotoWeb.ru
Разработка: ©2002-2003 Илья Елисеев/Вадим Супрун
Сайт живет и работает под управлением СУС версии 1.1.1
Вернуться наверх
Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина
Поиск:  


На сайте artgive.ru библию подарочную купить.Настроить сервер цена смотрите на http://www.it-spectrum.com.ua.