Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина Форум
Поиск:  
PhotoWeb.ru ТЦ "Новый Колизей": ВНИМАНИЕ! изменился телефон - 688-45-17
Фотомагазин на Пятницкой : 543-59-44
      
  Что почитать?
ЦИФРОВОЕ ФОТО
 
ЗЕРКАЛЬНЫЕ КАМЕРЫ
 
ОПТИКА
 
ФОТОМАТЕРИАЛЫ
 
КОМПАКТ-КАМЕРЫ
 
все разделы >>
  Что купить?
Canon
 
Minolta
 
Nikon
 
Olympus
 
Pentax
 
Цифровая фототехника
 
все товары >>
  Пообщаемся?
Форум PhotoWeb.Ru подробнее...
 


технический заказчик хабаровск
  подробнее...
 
Письмо на PhotoWeb.Ru подробнее...
 
Главная страница /
 

Подводная фотография

С тех пор, как Жак-Ив Кусто и Эмиль Ганьян открыли людям путь под воду изобретением акваланга, количество желающих посмотреть на "безмолвный мир" год от года все увеличивается.
Рано или поздно многие из них хотят уже не просто увидеть эту первозданную красоту, но и показать ее своим друзьям и родным. Если бы дело происходило в обычных условиях, все было бы очень просто - берем в руки фотоаппарат или видеокамеру и снимаем. В случае же подводных съемок дело обстоит по-другому. Подводная фотография - вещь хотя и не очень сложная, но обладает целым рядом особенностей, которые необходимо учитывать, собираясь на "фотоохоту" под воду.
Итак, в чем же состоят основные отличия от традиционной "надводной" фотографии? В первую очередь, естественно, в окружающей среде. Вода, даже прозрачная, содержит множество взвешенных частиц. Это приводит сразу к нескольким эффектам, которые нужно учитывать. Первый из них - то, что вода избирательно пропускает голубую часть спектра и задерживает красную, так что цветная съемка без вспышки на глубине более 3-5 метров практически бессмысленна. Общая освещенность с глубиной также падает.
Второй эффект, очень неприятный для фотографа - обратное рассеяние. Взвешенные частицы рассеивают свет в направлении, противоположном направлению его падения. Поэтому рекомендуется располагать вспышку как можно дальше от объектива (обычно это делается с помощью длинной штанги), так, чтобы направления осей объектива и вспышки составляли некоторый угол. При этом вспышка должна быть направлена на снимаемый объект и максимально к нему приближена, но, естественно, не влезать в кадр.
Третий эффект - то, что за счет сильного поглощения красной части спектра снимки на большом расстоянии будут, во-первых, с синим оттенком, а во-вторых, задний план будет недоэкспонированным. Отсюда следует и еще одна полезная рекомендация - панорамные снимки лучше снимать в направлении снизу вверх, при этом на снимках за счет естественного освещения будет получаться красивый голубой фон.
Кстати, подводная панорамная съемка имеет свои особенности. Если при традиционной съемке на суше главный объект не помещается в кадр, проблема легко решается изменением расстояния - несколько шагов назад, и все в порядке. Под водой все не так просто. Если вы отплывете от основного объекта съемки, чтобы выбрать удачный ракурс, то слой воды в 1,5-2 м существенно ухудшит картинку по контрасту и по цвету (учтите, что свет от вспышки идет сначала до объекта, а затем отраженный свет проходит обратный путь до объектива камеры, и на всем пути свет испытывает сильное поглощение, так что, если суммарный ход света более 3 метров, то о нормальной цветопередаче можно даже и не говорить). Иногда слабый розовый фильтр может немного исправить положение, скорректировав цвета, но если красного цвета в спектре уже нет, то добыть его неоткуда. Для того, чтобы заняться подводной панорамной съемкой, необходим широкоугольный объектив (с фокусным расстоянием 15-28 мм) и довольно мощная вспышка с широким углом освещения (95-120 градусов), причем, желательно скомпенсированная по цветовой температуре. Стоят такие широкоугольные объективы дорого, так что при наличии только стандартного (35-50 мм) объектива лучше заняться съемкой близких объектов (0,5-1,5 м). Кстати, определить расстояние под водой кажется проблемой. Установка дистанции "на глаз" может представляться неправильной, поскольку благодаря разнице в показателях преломления воды и воздуха под водой все предметы кажутся немного ближе, чем на самом деле.
К счастью, объектив камеры ошибается по тому же принципу, что и человеческий глаз, поэтому можете смело ставить кажущееся расстояние.
Какое же фотооборудование необходимо для подводной съемки? Существует несколько предпочтительных вариантов. Первый, один из самых распространенных вариантов - специальная камера-амфибия для подводной съемки. Таких камер немного, и одна из самых популярных моделей - NIKONOS-V фирмы Nikon.

NIKONOS-V

ТИП КАМЕРЫ: 35 мм камера для подводной съемки. Формат кадра - 24х36 мм.
КОНСТРУКЦИЯ: корпус из специального алюминиевого сплава, водонепроницаемый до глубины 50 м.
ОБЪЕКТИВ: специальные типа Nikonos UW-Nikkor.
ФОКУСИРОВКА: ручная.
ЗАМЕР ЭКСПОЗИЦИИ: через объектив (TTL). Режимы установки экспозиции: автоматический (с приоритетом диафргамы) и ручной с индикацией рекомендуемой экспозиции. Диапазон измерения - EV8 - EV19 для пленки ISO 100 и f/2,8. Установка чувствительности пленки ручная (ISO 25-1600).
ОТРАБОТКА ЭКСПОЗИЦИИ: в режиме A (AUTO) - бесступенчато 30 сек - 1/1000 сек, M (MANUAL) - 1/30 - 1/1000 сек, M90 - механически 1/90 сек (отрабатывается даже без элемента питания), B (BULB) - ручная длительная выдержка. Электронноуправляемый ламельный затвор. Мультиэкспозиция.
ВИДОИСКАТЕЛЬ: обращенного галилеевского типа, для использования со стандартным 35 мм объективом, с рамками параллакса, увеличение х0,55, покрытие - 85 процентов кадра. Вынесенная фокальная плоскость (для удобства съемки в маске). Индикация - выдержка, готовность вспышки, недоэкспонирование и переэкспонирование.
ПРОТЯЖКА ПЛЕНКИ: ручная. Имеется блокировка спусковой кнопки от случайного нажатия.
ВСПЫШКА: съемка со вспышкой в режиме TTL при использовании вспышек SB-102, SB-103, SB-104, SB-105. Синхронизация: в режиме A (AUTO) - на выдержках не короче 1/90 сек, при установке 1/30 или 1/60 - синхронизация на этих выдержках. В режиме M90 затвор отрабатывает 1/90 сек. с SB-102 и SB-103 - в автоматическом режиме на 1/90 сек, в ручном - 1/90 и более медленные.
ПРОЧЕЕ: счетчик кадров со сбросом на ноль.
ПИТАНИЕ: 1 литиевый элемент 3V CR 1/3, или 2 элемента 1,55V SR-44, или 1 элемент 1,5V LR-44. Ресурс одной батареи - 200 пленок по 24 кадра.
Размеры 146х99х58 мм. Вес (без объектива) 695 г.

Эта классическая базовая камера для подводной съемки. Для нее выпускается множество аксессуаров и линейка из пяти объективов. В 1995 г. Nikon сделал попытку выпустить зеркальную камеру для подводной съемки (NIKONOS RS AF). Однако спрос на RS AF оказался низким из-за высокой цены (около $5000). Поэтому выпуск RS AF был прекращен, и NIKONOS-V остается практически вне конкуренции. Для съемки с различными объективами эта камера может быть снабжена другими видоискателями, прицелами и комплектом приспособлений для макросъемки.
NIKONOS-V позволяет снимать со вспышкой в режиме TTL (со вспышками SB-102, SB-103, SB-104, SB-105), хотя многие профессиональные фотографы часто отключают этот режим и используют ручную установку экспозиции. Кстати говоря, подводные вспышки, совместимые с Nikonos различных моделей, выпускает не только Nikon, но и многие другие фирмы, например, Ikelite, Sea & Sea.
NIKONOS-V обладает также некоторыми недокументированными возможностями - так, например, формально не обладая возможностью мультиэкспозиции, он позволяет взвести затвор, не протягивая пленку (при повороте диска на деление, отмеченное буквой R).

SB-104/SB-105 - подводные вспышки

ВЕДУЩЕЕ ЧИСЛО: 16 (ISO 100 для дистанции в 1 м) (SB-104) или 10 (ISO 100 для 1 м) (SB-105) под водой.
РЕЖИМЫ РАБОТЫ: ТТL и ручной режимы с камерами NIKONOS-V и NIKONOS RS AF. Matrix Balanced Fill-Flash с камерой NIKONOS RS AF.
ПРОЧЕЕ: угол освещения - 100 градусов. Время перезарядки - около 3 секунд. Количество вспышек от одного комплекта NiCd аккумуляторов SN-104 около 120. Цветовая температура 4700 K. Возможность внешней светосинхронизации в режиме Slave.

Эти две новейшие вспышки предлагаются для съемок с камерами NIKONOS-V или NIKONOS RS AF. Они специально сбалансированы по цветовой температуре для съемки под водой, но при макросъемке с близких расстояний могут давать избыточное количество оранжевого света, что необходимо учитывать.
Nikonos V - не зеркальная камера, но, тем не менее, имеющая сравнительно богатый набор сменных объективов (объективы можно менять только на поверхности).

Конструк-
ция, элементы / группы
Угол обзора, градусы Значения диафраг-
мы
Миним-е рассто-
яние фоку-
сировки, м
Диаметр резьбы оправы под насадки, мм. Размеры, диаметр х длина, мм Вес, г
UW-Nikkor 15 мм f/2,8N 12/9 94 (под водой) 2,8-22 0,3 87 93х91 665
UW-Nikkor 20 мм f/2,8 9/7 78 (под водой) 2,8-22 0,4 67 70х74 350
UW-Nikkor 28 мм f/3,5 6/5 59 (под водой) 3,5-22 0,6 58 62х44 175
UW-Nikkor 35 мм f/2,5 7/5 43,5 (под водой)
62 (на поверхн-и)
2,5-22 0,8 58 62х40 160
UW-Nikkor 80 мм f/4 5/5 22,75 (под водой)
30,3 (на поверхн-и)
4-22 1 58 62х66 275

Для расширения возможностей Nikonos V выпускаются объективы-"амфибии" 35 мм f/2,5 и 80 мм f/4, а также и негерметичный объектив исключительно для наземной съемки 28 мм f/2,8.

Nikonos V - достаточно надежная, любимая фотографами и удобная камера. Однако она весьма "нежная", требует специального сервисного обслуживания как минимум один раз в год. При ее использовании нужна предельная тщательность и аккуратность, даже несколько капель воды, попавших внутрь, способны нарушить работу электроники.
Однако специальная подводная камера - не единственный способ передать красоту подводного мира. Если у вас уже есть камера, то можно попробовать купить для нее бокс. Такие боксы выпускаются многими независимыми фирмами. Например, для камер Nikon такие боксы выпускаются фирмами Aquatica (рекомендуются самой фирмой Nikon), Sealux. Стоимость таких боксов в зависимости от модификации, комплектации и места приобретения колеблется от $800 до $2000. В боксе предусмотрено подключение вспышки, и поэтому, кроме самого бокса для камеры, необходима либо подводная, либо боксированная вспышка.
Большинство подводных фотографов высокого уровня снимает боксированными камерами Nikon, а в резерве предпочитают иметь Nikonos V. Камеры других фирм боксируются значительно реже. При этом надо учитывать, что применение автофокусировки при подводной съемке часто неэффективно, поэтому в боксах предусматривается и ручная фокусировка.
Фотографы, у которых имеются Зениты (серий TTL, 12CD, 12XP), могут попробовать приобрести недорогой бокс производства одной из конверсионных украинских фирм. Он рассчитан на глубины до 80 м, объективы 20 мм и 50 мм. Этот бокс комплектуется сменными иллюминаторами (плоским стеклянным и сферическим акриловым), оптической окулярной насадкой для подводной съемки, и предусматривает подключение вспышки. И, что немаловажно, цена этого бокса очень умеренная - от $130. Этот бокс достаточно просто адаптируется под многие современные камеры Nikon, Canon, Pentax, Minolta и др., хоитя это и должно выполняться весьма квалифицированно. Тем не менее, с этим боксом можно достигнуть самых высоких профессиональных результатов.
Вообще, следует отметить, что, хотя боксы достаточно громоздки и тяжелы, они, тем не менее, надежно защищают камеру. Если даже в бокс проникает до 100 мл воды, то за счет большого внутреннего объема бокса дорогостоящая камера может остаться неповрежденной (в таком случае рекомендуется повернуть бокс объективом вниз, чтобы вода не попала на саму камеру). И самое главное - вы используете основное преимущество зеркальной камеры - снимаете то, что видите, а это немаловажно, когда малейшее смещение в ракурсе полностью уничтожает волшебную игру света и теней подводного мира! Не говоря уже о широком наборе аксессуаров к зеркальным камерам.

CANON Prima AS-1

ТИП КАМЕРЫ: 35 мм амфибийная камера. Формат кадра - 24х36 мм.
ОБЪЕКТИВ: 32 мм f/3,5.
ФОКУСИРОВКА: автоматическая на поверхности (от 0,45 м), фиксированная под водой (от 1 м).
ОТРАБОТКА ЭКСПОЗИЦИИ: автоматическая. Диапазон значений экспозиции - со вспышкой от 1/60 сек f/3,5 до 1/250 сек f/22, без вспышки от 2 сек f/3,5 до 1/250 сек f/22.
ВИДОИСКАТЕЛЬ: с расширенным полем зрения (для удобства съемки в маске).
ПРОТЯЖКА ПЛЕНКИ: автоматическая зарядка, протяжка и обратная перемотка.
ВСПЫШКА: встроенная, с изменяемой энергией импульса и режимом уменьшения эффекта "красных глаз".
ПРОЧЕЕ: счетчик кадров со сбросом на ноль. Установка чувствительности пленки автоматическая по DX-коду, ISO 25-3200. Автоспуск.
ПИТАНИЕ: 1 литиевый элемент 3V CR123A/DL123A. Ресурс одной батареи - 18 пленок по 24 кадра. Размеры 133х88х53 мм. Вес (без батарей) 300 г.

Для тех фотографов, которые собираются снимать на коралловых отмелях без акваланга на глубине 1-2 м, может представлять интерес простая амфибийная камера Canon Prima AS-1, водозащищенная до глубины погружения 5 м. Эта камера сравнительно дешева (менее $300) и при определенном опыте может показать прекрасные результаты в прозрачных водах тропических морей. Однако встроенную вспышку этой камеры под водой практически невозможно использовать, так как она расположена слишком близко к объективу.

Sea&Sea Motor Marine 35 MX-10

ТИП КАМЕРЫ: 35 мм амфибийная камера. Формат кадра - 24х36 мм.
ОБЪЕКТИВ: 32 мм f/4,5.
ФОКУСИРОВКА: фиксированная, под водой от 1,2 м, на поверхности от 2,5 м.
ОТРАБОТКА ЭКСПОЗИЦИИ: ручная установка значения диафрагмы (f/4,5 - f/22). Фиксированная выдержка 1/100 сек.
ВИДОИСКАТЕЛЬ: поле зрения 80 процентов, увеличение 0,45х. Лампа предупреждения о недостаточном освещении.
ПРОТЯЖКА ПЛЕНКИ: автоматическая зарядка, протяжка и обратная перемотка.
ВСПЫШКА: встроенная, с ведущим числом 10 (ISO 100 для 1 м). Возможность подключения внешней вспышки YS-40.
ПРОЧЕЕ: счетчик кадров со сбросом на ноль. Установка чувствительности пленки автоматическая по DX-коду, ISO 100/400.
ПИТАНИЕ: 2 щелочных элемента типа AA.
Размеры 94х159х71 мм. Вес (без батарей) 595 г.

Довольно широко применяется для любительских целей камера Sea&Sea Motor Marine. В комплекте со вспышкой она стоит примерно $800, и позволяет получать снимки удовлетворительного качества. Эта камера часто выдается напрокат в водолазных центрах.

При занятиях подводной фотографией не следует забывать и о собственной безопасности. Речь идет не о каких-либо морских чудовищах, а просто о человеческой небрежности. Необходимо соблюдать правила, разработанные для безопасных погружений какой-либо из авторитетных международных организаций (CMAS, PADI, NAUI). В основном это проявляется в том, что при возникновении экстренной ситуации не стоит ставить стоимость камеры выше цены своей жизни и бросаться спасать камеру. Однако мы надеемся, что такие ситуации обойдут вас стороной. Удачной вам подводной фотоохоты!

Обзор подготовили Дмитрий Мамонтов (dm@potrebitel.ru) и Владимир Гудзев, координатор подводных фото-видеосъемок Конфедерации Подводной Деятельности России (тел. (095) 158-41-83).

Несколько советов по подводной съемке из инструкции к камере Nikonos V
Небольшое описание системы подводных фотопринадлежностей Ikelite
Статья Анны Бардыгиной о MOTORMARINE II-EX
УЧИТЬСЯ ДАЙВИНГУ В МОСКВЕ. Клуб "Акванавт"
Подводное оборудование Ewa-Marine
Обзор фотокамер Никонос Юрия Василенко

You have an error in your SQL syntax near 'ORDER BY MSA.msaNOrder' at line 7
Warning: mysql_num_rows(): supplied argument is not a valid MySQL result resource in /usr1/home/www-new/_php/inc_see_also.php on line 11

Warning: mysql_num_rows(): supplied argument is not a valid MySQL result resource in /usr1/home/www-new/_php/inc_ware_mtl.php on line 8

 
Rambler's Top100
 @Mail.ru
Администрирование: webmasterphotoweb.ru
Все материалы: © 1995-2003 PhotoWeb.ru
Разработка: ©2002-2003 Илья Елисеев/Вадим Супрун
Сайт живет и работает под управлением СУС версии 1.1.1
Вернуться наверх
Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина
Поиск:  


технический заказчик хабаровск